РП по праву (углублённый уровень) 10-11 класс

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 18» ГОРОДА
КАЛУГИ

Рабочая программа
по праву
(углублённый уровень)
10-11 классы

Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии:
1) с Федеральным законом от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
2) с постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации
от 28.09.2020 № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 "Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи";
3) с федеральным перечнем учебников, рекомендуемых к использованию при реализации
имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего,
основного общего, среднего общего образования, утвержденный Приказом
Минпросвещения России от 28.12. 2018 г. № 345 (с изменениями от 08.05.2019 г. № 233, от
22.11.2019 г. № 632, от 18.05.2020 г. № 249, от 23 декабря 2020 г. №766);
4) с основной образовательной программой среднего общего образования МБОУ «СОШ
№18» г. Калуги, требований к результатам освоения ФГОС;
5) с учебным планом среднего общего образования МБОУ «СОШ №18» г. Калуги на 20212022 уч. год.
6) с авторской программой Боголюбова Л.Н., Лукашевой Е.А., Матвеева А.И. и др. по
учебному предмету «Право» (углубленный уровень), 10- 11 классы.
Право является одним из значимых гуманитарных предметов в системе среднего общего
образования, поскольку призвано обеспечить формирование мировоззренческой,
ценностно-смысловой сферы обучающихся, личностных основ российской гражданской
идентичности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности,
приверженности ценностям и установкам, закрепленным в Конституции РФ, гражданской
активной позиции в общественной жизни при решении задач в области социальных
отношений.
Освоение учебного предмета «Право» направлено на повышение правовой грамотности
обучающихся, формирование высокого уровня их правового воспитания, ответственности
и социальной активности. Изучение учебного предмета «Право» на углубленном уровне
предполагает ориентировку на получение компетентностей для последующей
профессиональной деятельности. Учебный предмет «Право» на уровне среднего общего
образования опирается на межпредметные связи, в основе которых лежит обращение к
таким учебным предметам, как «Обществознание», «История», «Экономика», что создает
возможность одновременного изучения тем по указанным учебным предметам
Главная цель изучения права в современной школе — образование, воспитание и развитие
личности, способной осознать свой гражданско-правовой статус, включающий
конституционные права, свободы и обязанности; уважающей закон и правопорядок, права
других людей; готовой руководствоваться нормами права в своей повседневной
деятельности. Важным компонентом содержания курса являются документы правового
характера, прежде всего Конституция РФ, кодексы, извлечения из законов по различным
отраслям права, отдельные федеральные законы. Фрагменты и положения этих документов
выступают непосредственным объектом изучения на уроках права.
Задачами изучения права с учётом преемственности с основной школой являются:
 сформировать представление о правовой сфере как целостной системе, понимание
социальной ценности права, его связи с другими сторонами общественной жизни;
 развить правосознание и правовую культуру учащихся;
 сформировать знания базовых норм различных отраслей права в РФ, знания о
человеке как субъекте правоотношений;





выработать умения получать правовую информацию из различных, в том числе
неадаптированных, источников, преобразовывать её и использовать для решения
учебных задач, а также для анализа и оценки жизненных ситуаций;
расширить палитру способов познавательной, коммуникативной, практической
деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и
государства;
обогатить опыт старшеклассников по применению полученных знаний и умений в
различных областях общественной жизни: в гражданской и общественной
деятельности, в сферах межличностных отношений, отношений между людьми
различных национальностей и вероисповеданий, в семейно- бытовой сфере.

Место предмета в базисном учебном плане
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного
стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам и темам курса. Она
ориентирована на преподавание права на углубленном уровне в 10-11 классах по учебнику
«Право» под редакцией Л.Н. Боголюбов, А.Ю. Лазебниковой и др. (М.: Просвещение,
2021): 10 и 11 классы - 2 часа в неделю для учащихся, занимающихся по профилю (68 ч. в
10 классе и 66 ч. В 11 классе). Всего 134 часа.
Требования к уровню подготовки по учебному курсу «Право»
10-11 класс (углублённый уровень)
В результате изучения права на углублённом уровне ученик должен знать/понимать:
- систему и структуру права, современные правовые системы, содержащие правила
применения права;
содержание прав и свобод человека; понятие и принципы правосудия;
органы и способы международно-правовой защиты прав человека; основные юридические
профессии;
уметь:
- характеризовать право как элемент культуры общества; систему законодательства;
основные отрасли права; систему конституционных прав и свобод человека и гражданина;
механизм реализации их и защиты; избирательный и законодательный процессы в России;
принципы организации и деятельности органов государственной власти; порядок
рассмотрения гражданских трудовых, административно-правовых споров; порядок
заключения и расторжения трудовых договоров; формы социальной защиты и социального
обеспечения; порядок получения платных образовательных услуг;
- объяснять происхождение государства и права, их взаимосвязь; механизм правового
регулирования; содержание основных понятий и категорий базовых отраслей права;
содержание прав и обязанностей и ответственности гражданина как участника конкретных
правоотношений (избирателя, налогоплательщика, военнообязанного, работника,
потребителя, супруга, абитуриента); особенности правоотношений, регулируемых
публичным и частным правом; - различать формы (источники) права, виды
судопроизводства; основания и порядок назначения наказания; полномочия органов
внутренних дел, прокуратуры, адвоката, нотариуса, международных органов защиты прав
человека;
объекты
гражданского
оборота;
организационно-правовые
формы
предпринимательской деятельности; имущественные и неимущественные права и способы
их защиты;
- приводить примеры различных видов правоотношений, правонарушений,
ответственности; гарантии реализации основных конституционных прав; экологических
правонарушений и ответственности за причинение вреда окружающей среде;

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
- поиска, анализа, интерпретации и использования правовой информации;
- анализа текстов законодательных актов, норм права с точки зрения конкретных условий
их реализации;
- изложения и аргументации собственных суждений о происходящих событиях и явлениях
с точки зрения права;
- применения правил (норм) отношений, направленных на согласование интересов
различных сторон;
- осуществления учебных исследований и проектов по правовой тематике;
- выбора соответствующих закону форм поведения и действий в типичных жизненных
ситуациях, урегулированных правом; определения способов реализации прав и свобод, а
также защиты нарушенных прав; способы и порядок разрешения споров;
- обращения в надлежащие органы за квалифицированной юридической помощью.
Личностными результатами выпускников при изучении курса «Право» являются:
— осознание значения постоянного личностного развития и непрерывного образования в
современном обществе, готовность и способность овладевать новыми социальными
практиками, предполагающими в том числе анализ и оценку ситуаций, действий с правовых
позиций;
— мотивированность к эффективному труду и постоянному профессиональному росту, к
учёту общественных потребностей при предстоящем выборе сферы деятельности, включая
области правоприменительной и правотворческой деятельности;
— ценностные ориентиры и установки, основанные на нормах и требованиях права,
отражающие идеалы общественного блага, укрепления государственности и патриотизма,
гражданского мира.
Метапредметные результаты изучения курса «Право» проявляются в:
— умении на основе полученных в курсе правовых знаний адекватно оценивать с правовых
позиций собственное поведение, действия самоконтроль, видеть связь между усилиями и
достигнутым результатом;
— способности анализировать с опорой на полученные правовые знания конкретные
жизненные ситуации, выбирать и реализовывать способы правомерного поведения,
адекватные этим ситуациям;
— ключевых навыках решения проблем правового характера, работы с информацией, её
поиска, анализа и обработки, коммуникации, сотрудничества;
— готовности к условиям обучения в профессиональном учебном заведении, к
использованию полученных в школе знаний и умений, имеющих опорное значение для
профессионального образования правоведческого профиля;
— ключевых компетентностях, сформированных в курсе и имеющих универсальное
значение для различных видов деятельности (обобщённые способы решения учебных
задач; исследовательские, коммуникативные и информационные умения.
Предметными результатами освоения на углублённом уровне содержания курса
«Право» являются:
— понимание права как целостной системы, как культурного явления в развитии
цивилизационных процессов, его значения для становления демократического правового
государства;
— умение выявлять функциональные, иерархические и другие связи как внутри правовой
системы, так и в связи с другими социальными процессами, происходящими в
общественной жизни;
— владение основными правовыми понятиями и терминами как познавательными
средствами осмысления правовых ситуаций, действительности;
— опыт использования получаемых знаний и умений для решения проблем, связанных с
возникновением правовых ситуаций;

— умение извлекать правовую информацию из источников, анализировать её, соотносить
со знаниями, полученными при изучении курса, интегрировать все имеющиеся знания по
проблеме в единый комплекс;
— умение соотносить свои действия с возможными правовыми последствиями;
— правовая идентификация личности обучающегося как гражданина России и будущего
активного участника общественной жизни;
— понимание гражданственности как полной субъектной самостоятельности, права быть
как партнёром государства и общества, так и находиться к ним в определённой оппозиции;
— мотивация к самостоятельному изучению правовых дисциплин, развитие интереса к их
проблематике;
— умение ориентироваться в социальных нормах: различать нравственные и правовые
нормы, суждения и оценки, понимать их связь с определённой системой ценностей,
формулировать и обосновывать собственную позицию;
— признание ценности Конституции РФ как основного закона страны, определяющего
основы общественного и государственного строя, права и свободы человека и гражданина;
— признание прав каждой отдельной личности на обладание этими правами, признание
факта равноценности всех людей и незыблемости их достоинства и прав;
— отношение к институту власти и права не с позиций зависимости и запрета, а с позиций
партнёрства и средства защиты и, как следствие, признание за собой ряда обязанностей,
определяющих взаимоотношения партнёрства и ответственности.
Выпускник школы должен не только овладеть перечисленными знаниями и умениями, но
и достичь определённого уровня компетентности в сфере гражданско-общественной
деятельности и межличностных отношениях.
Названные компетенции являются необходимой частью гражданской культуры, освоение
которой — одна из главных задач правового образования.
Выпускник на углубленном уровне научится:
– выделять содержание различных теорий происхождения государства;
– сравнивать различные формы государства;
– приводить примеры различных элементов государственного механизма и их место в
общей структуре;
– соотносить основные черты гражданского общества и правового государства;
– применять знания о принципах, источниках, нормах, институтах и отраслях права,
необходимых для ориентации в российском нормативно-правовом материале, для
эффективной реализации своих прав и законных интересов;
– оценивать роль и значение права как важного социального регулятора и элемента
культуры общества;
– сравнивать и выделять особенности и достоинства различных правовых систем (семей);
– проводить сравнительный анализ правовых норм с другими социальными нормами,
выявлять их соотношение, взаимосвязь и взаимовлияние;
– характеризовать особенности системы российского права;
– различать формы реализации права;
– выявлять зависимость уровня правосознания от уровня правовой культуры;
– оценивать собственный возможный вклад в становление и развитие правопорядка и
законности в Российской Федерации;
– различать соответствующие виды правоотношений, правонарушений, юридической
ответственности, применяемых санкций, способов восстановления нарушенных прав;
– выявлять общественную опасность коррупции для гражданина, общества и государства;
– целостно анализировать принципы и нормы, регулирующие государственное устройство
Российской Федерации, конституционный статус государственной власти и систему
конституционных прав и свобод в Российской Федерации, механизмы реализации и защиты
прав граждан и юридических лиц в соответствии с положениями Конституции Российской
Федерации;

– сравнивать воинскую обязанность и альтернативную гражданскую службу;
– оценивать роль Уполномоченного по правам человека Российской Федерации в
механизме защиты прав человека и гражданина в Российской Федерации;
– характеризовать систему органов государственной власти Российской Федерации в их
единстве и системном взаимодействии;
– характеризовать правовой статус Президента Российской Федерации, выделять его
основные функции и объяснять их внутри- и внешнеполитическое значение;
– дифференцировать функции Совета Федерации и Государственной Думы Российской
Федерации;
– характеризовать Правительство Российской Федерации как главный орган
исполнительной власти в государстве; раскрывать порядок формирования и структуру
Правительства Российской Федерации;
– характеризовать судебную систему и систему правоохранительных органов Российской
Федерации;
– характеризовать этапы законодательного процесса и субъектов законодательной
инициативы;
– выделять особенности избирательного процесса в Российской Федерации;
– характеризовать систему органов местного самоуправления как одну из основ
конституционного строя Российской Федерации;
– определять место международного права в отраслевой системе права;
– различать способы мирного разрешения споров;
– оценивать социальную значимость соблюдения прав человека;
– сравнивать механизмы универсального и регионального сотрудничества и контроля в
области международной защиты прав человека;
– дифференцировать участников вооруженных конфликтов;
– различать защиту жертв войны и защиту гражданских объектов и культурных
ценностей; называть виды запрещенных средств и методов ведения военных действий;
– выделять структурные элементы системы российского законодательства;
– анализировать различные гражданско-правовые явления, юридические факты и
правоотношения в сфере гражданского права;
– целостно описывать порядок заключения гражданско-правового договора;
– различать формы наследования;
– различать виды и формы сделок в Российской Федерации; – выявлять способы защиты
Гражданских прав; характеризовать особенности защиты прав на результаты
интеллектуальной деятельности;
– анализировать условия вступления в брак, характеризовать порядок и условия
регистрации и расторжения брака;
– различать формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей;
– выделять права и обязанности членов семьи;
– характеризовать трудовое право как одну из ведущих отраслей российского права,
определять правовой статус участников трудовых правоотношений;
– проводить сравнительный анализ гражданско-правового и трудового договоров;
– различать рабочее время и время отдыха, разрешать трудовые споры правовыми
способами;
– дифференцировать уголовные и административные правонарушения и наказание за них;
– проводить сравнительный анализ уголовного и административного видов
ответственности; иллюстрировать примерами порядок и условия привлечения к уголовной
и административной ответственности несовершеннолетних;
– целостно описывать структуру банковской системы Российской Федерации;
– в практических ситуациях определять применимость налогового права – соотносить виды
налоговых правонарушений с ответственностью за их совершение;
– применять нормы жилищного законодательства в процессе осуществления своего права

на жилище;
– дифференцировать права и обязанности участников образовательного процесса;
– проводить сравнительный анализ конституционного, гражданского, арбитражного,
уголовного и административного видов судопроизводства, грамотно применять правовые
нормы для разрешения конфликтов правовыми способами;
– давать на примерах квалификацию возникающих в сфере процессуального права
правоотношений;
– применять правовые знания для аргументации собственной позиции в конкретных
правовых ситуациях с использованием нормативных актов;
– выявлять особенности и специфику различных юридических профессий;
– выделять основные международно-правовые акты, регулирующие отношения государств
в рамках международного гуманитарного права;
– оценивать роль неправительственных организаций в деятельности по защите прав
человека в условиях военного времени;
– формулировать особенности страхования в Российской Федерации, различать виды
страхования.
Выпускник на углубленном уровне получит возможность научиться:
– проводить сравнительный анализ различных теорий государства и права;
– дифференцировать теории сущности государства по источнику государственной власти;
– сравнивать достоинства и недостатки различных видов и способов толкования права;
– оценивать тенденции развития государства и права на современном этапе;
– понимать необходимость правового воспитания и противодействия правовому
нигилизму;
– классифицировать виды конституций по форме выражения, по субъектам принятия, по
порядку принятия и изменения;
– толковать государственно-правовые явления и процессы;
– проводить сравнительный анализ особенностей российской правовой системы и правовых
систем других государств;
– различать принципы и виды правотворчества;
– описывать этапы становления парламентаризма в России;
– сравнивать различные виды избирательных систем;
– анализировать с точки зрения международного права проблемы, возникающие в
современных международных отношениях;
– анализировать институт международно-правового признания; выявлять особенности
международно-правовой ответственности.
Содержание учебного предмета «Право» на углубленном уровне
10 класс (68 ч.)
Раздел I. Право и государство
Происхождение права и государства. Общественная власть и виды социальных норм
в древнем мире. Возникновение и развитие ранних форм права. Происхождение
государства. Связь государства и права.
Сущность права. Право, как объективное явление, воздействующее на человеческую
деятельность. Право, как средство регулирования общественных отношений. Понятие
права. Наиболее общие признаки права. Определение права. Социальное назначение и
ценность права. Право — мера свободы и ответственности. Отличие права от закона. Роль
права в защите и совершенствовании демократии.
Сущность государства. Государство как публичная власть. Отличие государства от
негосударственных политических организаций. Деятельность государственного аппарата
как способ осуществления публичной власти.

Формы государства. Понятие формы государства. Формы правления. Формы
государственного устройства. Формы политического режима.
Функции государства. Понятие функций государства. Внешние и внутренние функции
государства. Социально значимые функции государства. Правовое государство.
Правовое государство. Принципы правового государства. Условия формирования
правового государства.
Гражданское общество. Понятие гражданского общества. Элементы гражданского
общества.
Взаимодействие гражданского общества, права и государства.
Роль гражданского общества в развитии демократии и самоуправления.
Раздел II. Формы и структура права
Право в системе социальных регуляторов. Понятие нормы. Виды социальных норм.
Право и другие социальные нормы. Право и мораль.
Нормы права. Понятие нормы права. Признаки нормы права. Структура правовой
нормы. Основные виды юридических норм: регулятивные и правоохранительные.
Управомочивающая норма. Запрещающая норма. Обязывающая норма.
Источники права. Понятие источника права. Основные виды источников права.
Международный договор и международный обычай как традиционно сложившиеся
источники международного права.
Система права. Понятие системы права. Основные структурные элементы системы
права: нормы права, правовые институты, отрасли права. Современная классификация
отраслей российского права. Три основные группы отраслей: базовые (конституционное
право; материальные и процессуальные отрасли); специальные; комплексные отрасли
права. Частное и публичное право.
Правовые системы современности. Понятия «система права» и «правовая система».
Понятие и классификация правовых систем. Правовые системы европейского типа.
Правовые системы традиционного типа.
Раздел III. Становление и развитие отечественного права
Формирование и развитие русского права. Основные этапы формирования русского
права. Русская Правда. Судебник 1497 г. Соборное уложение 1649 г.
Эволюция
советского
законодательства.
Этапы
становления
советского
законодательства. Отрасли советского права. Правовые ограничения и запреты в советском
законодательстве. Советский суд.
Формирование права современной России. Становление современного российского
федерализма. Реформа системы правосудия. Гражданское право. Уголовное право и
уголовно-процессуальное право.
Раздел IV. Правотворчество и правореализация
Правотворчество. Понятие правотворчества. Основные принципы и виды
правотворчества. Стадии (этапы) правотворческого процесса.
Реализация и толкование права. Формы реализации права. Применение права как особая
форма реализации права. Акты применения права. Толкование права: понятие и виды.
Правовые отношения. Понятие правоотношения. Субъективное право и юридические
обязанности. Субъекты правоотношений. Правоспособность и дееспособность.
Содержание правоотношений. Юридические факты.
Законность и правопорядок. Понятие законности. Основные принципы законности.
Правовой порядок. Гарантии законности и правового порядка.
Механизм правового регулирования. Виды и средства правового регулирования.
Понятие механизма правового регулирования. Элементы правового регулирования.
Правомерное поведение. Эффективность права.
Правонарушение и юридическая ответственность. Правомерное поведение и
правонарушение. Признаки и виды правонарушений. Причины роста правонарушений.
Понятие юридической ответственности. Виды юридической ответственности. Презумпция

невиновности. Правовая ответственность несовершеннолетних.
Преступление и наказание. Понятие и признаки преступления. Преступность как
социально-правовое явление. Состояние преступности в России.
Организованная преступность. Латентная преступность. Международный терроризм.
Понятие наказания. Виды наказаний. Цели наказания.
Органы охраны правопорядка. Виды государственных правоохранительных органов.
Полномочия и порядок деятельности суда, прокуратуры, полиции, Федеральной службы
безопасности. Деятельность адвокатуры и нотариата.
Правосознание и правовая культура. Понятие правосознания. Разновидности
правосознания. Осознание ценности естественного права, прав и свобод человека —
ключевая черта правосознания. Правовой нигилизм и его причины. Активная и пассивная
формы правового нигилизма. Пути преодоления правового нигилизма. Правовая культура
— высшая ступень развития правосознания.
Раздел V. Право и личность
Права человека: понятие, сущность, структура. Понятие и сущность прав человека.
Естественный и неотчуждаемый характер прав человека. Развитие идеи прав человека в
истории правовой мысли. Поколения прав человека. Структура прав человека.
Правовой статус человека и гражданина. Понятие правового статуса. Юридические
основания правового статуса личности. Элементы правового статуса. Юридические права
и обязанности. Субъективные права. Различие правового статуса человека и гражданина.
Основания ограничения прав и свобод человека и гражданина.
Юридические механизмы защиты прав человека в Российской Федерации.
Система органов защиты прав человека в России. Юридические гарантии защиты прав
человека. Защита прав и свобод человека всеми способами, не запрещёнными законом.
Особенности социального государства. Необходимость социального государства.
Гуманистический смысл социального государства. Концепции социального качества.
Становление социального государства в России.
Международная защита прав человека. Устав ООН и Международный билль о правах
человека. Контроль за соблюдением международных договоров по правам человека.
Главные и вспомогательные органы ООН в области прав человека. Региональные
организации в области прав человека.
Раздел
VI.
Основы
конституционного
права
Российской
Федерации.
Конституционное право Российской Федерации. Место конституционного права в
системе отраслей российского права. Предмет конституционного права. Методы правового
регулирования конституционного права. Конституционное право — отрасль юридической
науки. Верховенство Конституции в обществе и государстве.
Основы конституционного строя Российской Федерации.
Понятие конституционного строя. Человек, его права и свободы — высшая ценность. Народ
как носитель суверенитета и единственный источник власти. Правовые основы
экономической системы. Правовые основы социальной системы. Правовые основы
политической системы. Федеративное государственное устройство.
Система органов государственной власти Российской Федерации.
Понятие государственного органа. Органы государственной власти в Российской
Федерации.
Правовой статус и полномочия Президента РФ. Исполнительная власть.
Судебная власть. Прокуратура в Российской Федерации. Судебная власть. Понятие суда.
Принципы судопроизводства. Правовой статус судьи в РФ. Профессиональный судья.
Непрофессиональный судья (присяжный заседатель).
Судебная система. Понятие и характеристики судебной системы. Типы судебных систем.
Суды арбитражной юрисдикции.
Система конституционных прав и свобод в Российской Федерации.

Конституционный статус личности. Конституционные права и свободы. Конституционные
права и обязанности.
Институт гражданства. Гражданство Российской Федерации. Понятие гражданства.
Приобретение и утрата гражданства. Многогражданство и безгражданство. Граждане
иностранных государств.
Избирательное право. Выборы, их значение и разновидности. Сущность избирательного
права. Принципы проведения выборов в Российской Федерации. Избирательная система.
Избирательный процесс. Стадии избирательного процесса. Финансирование выборов.
Ответственность за нарушение законодательства о выборах.
11 класс (66ч.)
Основные отрасли российского права
Гражданское право: предмет, метод, источники, принципы. Гражданское право, как частное
право. Понятие гражданского права. Источники гражданского права. Гражданское
законодательство. Предмет и метод гражданского права. Цели и принципы гражданского
права. Виды гражданско-правовых отношений. Понятие гражданского правоотношения.
Возникновение и прекращение гражданских правоотношений. Содержание гражданского
правоотношения/ Субъекты гражданских правоотношений. Физические лица. Признаки и
виды юридических лиц. Гражданская право- и дееспособность.
Предпринимательская деятельность и её регламентация. Организационно-правовые формы
предпринимательской деятельности. Правовые средства государственного регулирования
предпринимательства право собственности. Виды правомочий собственника. Формы
собственности.
Сделки в гражданском праве. Обязательственное право. Виды и формы сделок. Условия
недействительности сделок. Реституция. Гражданско-правовой договор. Понятие и
значение договора. Порядок заключения договора: оферта и акцепт. Исполнение договора.
Обеспечение исполнения договоров. Отдельные виды договоров.
Наследование и его правовая регламентация. Понятие наследования и наследуемого
имущества. Наследование и наследник. Наследование по завещанию. Наследование по
закону. Принятие наследства и отказ от наследства Страхование и его виды.
Право интеллектуальной собственности. Роль интеллектуальной собственности в
современном мире. Понятие права интеллектуальной собственности. Интеллектуальные
права. Отдельные институты интеллектуальной собственности.
Авторское право. Субъекты и объекты авторского права. Личные неимущественные и
имущественные права авторов. Авторский договор. Нарушение авторских прав.
Ответственность за нарушение авторских прав. Права, смежные с авторскими правами
Формы защиты гражданских прав. Гражданско-правовая ответственность. Защита прав
потребителей. Убытки и вред в гражданском праве. Условия привлечения к
ответственности в гражданском праве. Непреодолимая сила. Право на результаты
интеллектуальной деятельности: авторские и смежные права, патентное право, ноу-хау.
Семейное право, как отрасль. Предмет, метод, источники и принципы семейного права.
Семья и брак. Правовое регулирование отношений супругов. Брачный договор. Условия
вступления в брак. Порядок регистрации и расторжения брака.
Права и обязанности членов семьи. Лишение родительских прав. Ответственность
родителей по воспитанию детей. Формы воспитания детей, оставшихся без попечения
родителей. Усыновление. Опека и попечительство. Приёмная семья.
Трудовые правоотношения. Источники трудового права. Участники трудовых
правоотношений: работник и работодатель. Права и обязанности работника. Порядок
приема на работу.

Трудовой договор: признаки, виды, порядок заключения и прекращения. Рабочее время и
время отдыха. Сверхурочная работа. Время отдыха. Виды времени отдыха. Заработная
плата.
Дисциплина труда и правила внутреннего трудового распорядка. Дисциплинарная
ответственность. Материальная ответственность сторон трудового договора
Особенности правового регулирования труда несовершеннолетних.
Способы защиты прав работников. Охрана труда. Защита трудовых прав и интересов
работников профессиональными союзами. Трудовые споры, порядок их рассмотрения и
разрешения.
Правовые основы социальной защиты и обеспечения. Понятие права социальной защиты и
обеспечения. Виды социальной защиты и обеспечения. Понятие и виды трудового
(страхового) стажа.
Административные правоотношения. Органы исполнительной власти. Государственные
служащие. Источники и субъекты административного права. Метод административного
регулирования. Понятие административно-правового статуса гражданина. Права граждан
как элементы административно-правового статуса. Юридические гарантии прав граждан.
Признаки и виды административного правонарушения. Признаки административных
правонарушений.
Административная
ответственность
и
административные
наказания.
Виды
административных наказаний. Производство по делам об административных
правонарушениях.
Принципы и источники уголовного права. Понятие уголовного права. Основные принципы
применения уголовного закона. Действие уголовного закона во времени. Действие
уголовного закона в пространстве. Преступление. Признаки, виды и состав преступления.
Формы вины. Основные стадии преступления. Соучастие в преступлении. Обстоятельства,
исключающие преступность деяния. Уголовная ответственность. Виды наказаний в
уголовном праве. Цели наказания. Смягчающие и отягчающие обстоятельства.
Освобождение
от
уголовной
ответственности
Уголовная
ответственность
несовершеннолетних.
Финансовое право. Правовое регулирование банковской деятельности. Структура
банковской системы РФ. Права и обязанности вкладчиков.
Налоговое право. Источники налогового права. Субъекты и объекты налоговых
правоотношений. Права и обязанности налогоплательщика. Финансовый аудит. Виды
налогов. Налоговые правонарушения. Ответственность за уклонение от уплаты налогов.
Жилищные правоотношения. Образовательное право. Права и обязанности участников
образовательного процесса.
Международное право
Основные принципы и источники международного права. Субъекты международного
права. Международно-правовое признание. Мирное разрешение международных споров.
Источники и основания международно-правовой ответственности. Виды международных
преступлений. Права человека: сущность, структура, история. Классификация прав
человека. Право на благоприятную окружающую среду. Права ребёнка. Нарушения прав
человека. Международные договоры о защите прав человека. Международная система
защиты прав человека в рамках Организации Объединённых Наций. Региональная система
защиты прав человека. Рассмотрение жалоб в Европейском суде по правам человека.
Международная защита прав человека в условиях военного времени. Источники и
принципы международного гуманитарного права. Международный комитет Красного
Креста. Участники вооружённых конфликтов: комбатанты и некомбатанты. Защита жертв
войны. Защита гражданских объектов и культурных ценностей. Запрещённые средства и
методы ведения военных действий. Экологическое право Право на благоприятную
окружающую среду и способы его защиты. Экологические правонарушения.

Основы российского судопроизводства
Конституционное судопроизводство. Предмет, источники и принципы гражданского
процессуального права. Стадии гражданского процесса. Арбитражное процессуальное
право. Принципы и субъекты уголовного судопроизводства. Особенности процессуальных
действий
с участием несовершеннолетних. Стадии уголовного процесса. Меры процессуального
принуждения. Суд присяжных заседателей. Особенности судебного производства по делам
об
административных правонарушениях. Юридические профессии: судьи, адвокаты,
прокуроры,
нотариусы, следователи. Особенности профессиональной деятельности юриста.
Учебно-тематический план
10 класс
№ п/п

Тема

Количество
учебных часов

1

Введение

1

2

Право и государство

10

3

Форма и структура права

7

4

Становление и развитие отечественного права

6

5

Правотворчество и правореализация

13

6

Право и личность

9

7

Основы Конституционного права РФ

22

8

Итого

68

Тема

Количество

11 класс
№ п/п

учебных часов
1

Основные отрасли российского права

49

2

Международное право

8

3

Основы российского судопроизводства

9

Итого

66

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
СВЕДЕНИЯ О СЕРТИФИКАТЕ ЭП
Сертификат
Владелец
Действителен

603332450510203670830559428146817986133868575809
Жандарова Лариса Борисовна
С 29.03.2021 по 29.03.2022

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
СВЕДЕНИЯ О СЕРТИФИКАТЕ ЭП
Сертификат
Владелец
Действителен

603332450510203670830559428146817986133868575809
Жандарова Лариса Борисовна
С 29.03.2021 по 29.03.2022


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 26.08.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону (4842) 73-06-55

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».