МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 18» ГОРОДА КАЛУГИ Рабочая программа по праву (базовый уровень) 10-11 классы ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Данная рабочая программа по учебному предмету «Право» для 10 – 11 класса составлена на основе следующих нормативных и учебно-методических документов: 1. Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования. 2. Примерной основной образовательной программы среднего общего образования. 3. Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ основного общего, среднего общего образования. 4. Основной образовательной программы среднего общего образования МБОУ «СОШ № 18 г. Калуги». Данная рабочая программа ориентирована на использование УМК и учебников по праву (базовый и углублённый уровни) 10 – 11 класс А.Ф. Никитина, Т.И. Никитиной, Т.Ф. Акчурина. Рабочая программа предназначена для изучения предмета в 10 – 11 классах на базовом уровне. Это определяет последовательность изложения и объем времени на изучение и усвоение материала. Отбор содержания и логика изложения материала приближены к структуре классического курса «Право». Право является одним из значимых гуманитарных предметов в системе среднего общего образования, поскольку призвано обеспечить формирование мировоззренческой, ценностно-смысловой сферы обучающихся, личностных основ российской гражданской идентичности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям и установкам, закрепленным в Конституции РФ, гражданской активной позиции в общественной жизни при решении задач в области социальных отношений. Основой учебного предмета «Право» на уровне среднего общего образования являются научные знания о государстве и праве. Учебный предмет «Право» на уровне среднего общего образования многогранно освещает проблемы прав человека, порядок функционирования органов государственной власти, акцентируя внимание на современных реалиях жизни, что способствует формированию у обучающихся правосознания и правовой культуры. Главная цель изучения права в современной школе — образование, воспитание и развитие школьника, способного осознать свой гражданско-правовой статус, включающий конституционные права, свободы и обязанности; уважающего закон и правопорядок, права других людей; готового руководствоваться нормами права в своей повседневной деятельности. Задачами изучения права с учетом преемственности с основной школой являются: — формирование представлений о правовой сфере как целостной системе, понимания социальной ценности права, его связи с другими сторонами общественной жизни; — развитие правосознания и правовой культуры учащихся; — формирование знаний базовых норм различных отраслей права в РФ, о человеке как субъекте правоотношений; — выработка умений получать правовую информацию из различных, в том числе неадаптированных источников; преобразовывать её и использовать для решения учебных задач, а также для анализа и оценки жизненных ситуаций; расширение палитры способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства; — обогащение опыта старшеклассников по применению полученных знаний и умений в различных областях общественной жизни: в гражданской и общественной деятельности, в сферах межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере. Правовые знания необходимы каждому, поскольку во всех областях жизни – в школе, дома, в семье, на работе, в магазине, транспорте – человек сталкивается с нормами права, законами, которые определяют и регулируют права, обязанности и поведение людей. Освоение учебного предмета «Право» на базовом уровне направлено на повышение правовой грамотности обучающихся, формирование высокого уровня их правового воспитания, ответственности и социальной активности. Учебный предмет «Право» на уровне среднего общего образования опирается на межпредметные связи, в основе которых лежит обращение к таким учебным предметам, как «Обществознание», «История», «Экономика», что создает возможность одновременного изучения тем по указанным учебным предметам. Примерная программа учебного предмета «Право» определяет инвариантную (обязательную) часть учебного курса, за пределами которого остается возможность авторского выбора вариативной составляющей содержания образования. Общее количество часов на 2 года обучения на базовом уровне составляет 67 часов (34 часа в 10 классе и 33 часа в 11 классе). Общая недельная нагрузка в каждом году обучения – 1 час. Промежуточная аттестация проводится в мае месяце 2020 – 2021 учебного года. Форма промежуточной аттестации – контрольная работа. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ Личностные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать: 1) российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн); 2) гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности; 3) готовность к служению Отечеству, его защите; 4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире; 5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; 6) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения, способность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям; 7) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности; 8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей; 9) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; 10) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений; 11) принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом деятельностью, самосовершенствовании, неприятие вредных занятиях привычек: спортивно-оздоровительной курения, употребления алкоголя, наркотиков; 12) бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь; 13) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем; 14) сформированность экологического мышления, понимания влияния социальноэкономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности; 15) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни. Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы представлены тремя группами универсальных учебных действий (УУД). Регулятивные универсальные учебные действия: — самостоятельное определение цели, умение задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута; — оценка возможных последствий достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали; — постановка и формулирование собственных задач в образовательной деятельности и жизненных ситуациях; — оценка ресурсов, в том числе времени и других нематериальных ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели; — выбор пути достижения цели, умение планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты; — организация эффективного поиска ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели; — сопоставление полученного результата деятельности с поставленной заранее целью. Познавательные универсальные учебные действия: — обобщенные способы решения задач, в том числе умение осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи; — критическая оценка и интерпретация информации с разных позиций, распознание и фиксация противоречия в информационных источниках; — использование различных модельно-схематических средств для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках; — критическое аргументирование в отношении действий и суждений другого; — целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия; — индивидуальная образовательная траектория, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения. Коммуникативные универсальные учебные действия: — осуществление деловой коммуникации как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий; — способность при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т. д.); — способность координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия; — умение развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств; — возможность распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений. Предметные результаты освоения основной образовательной программы для учебных предметов на базовом уровне ориентированы на обеспечение преимущественно общеобразовательной и общекультурной подготовки. Предметные результаты освоения основной образовательной программы должны обеспечивать возможность дальнейшего успешного профессионального обучения или профессиональной деятельности. Изучение предметной области «Общественные науки» должно обеспечить: Сформированность мировоззренческой, ценностно-смысловой сферы обучающихся, российской гражданской идентичности, поликультурности, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным Конституцией Российской Федерации; Понимание роли России в многообразном, быстро меняющемся глобальном мире; Сформированность навыков критического мышления, анализа и синтеза, умений оценивать и сопоставлять методы исследования, характерные для общественных наук; Формирование целостного восприятия всего спектра природных, экономических, социальных реалий; Сформированность умений обобщать, анализировать и оценивать информацию: теории, концепции, факты, имеющие отношение к общественному развитию и роли личности в нем, с целью проверки гипотез и интерпретации данных различных источников; Владение знаниями о многообразии взглядов и теорий по тематике общественных наук. Требования к предметным результатам освоения базового курса права должны отражать: 1) сформированность представлений о понятии государства, его функциях, механизме и формах; 2) владение знаниями о понятии права, источниках и нормах права, законности, правоотношениях; 3) владение знаниями о правонарушениях и юридической ответственности; 4) сформированность представлений о Конституции Российской Федерации как основном законе государства, владение знаниями об основах правового статуса личности в Российской Федерации; 5) сформированность общих представлений о разных видах судопроизводства, правилах применения права, разрешения конфликтов правовыми способами; 6) сформированность основ правового мышления и антикоррупционных стандартов поведения; 7) сформированность знаний об основах административного, гражданского, трудового, уголовного права; 8) понимание юридической деятельности; ознакомление со спецификой основных юридических профессий; 9) сформированность умений применять правовые знания для оценивания конкретных правовых норм с точки зрения их соответствия законодательству Российской Федерации; 10) сформированность навыков самостоятельного поиска правовой информации, умений использовать результаты в конкретных жизненных ситуациях. Выпускник на базовом уровне научится: опознавать и классифицировать государства по их признакам, функциям и формам; выявлять элементы системы права и дифференцировать источники права; характеризовать нормативно-правовой акт как основу законодательства; различать виды социальных и правовых норм, выявлять особенности правовых норм как вида социальных норм; различать субъекты и объекты правоотношений; дифференцировать правоспособность, дееспособность; оценивать возможные последствия правомерного и неправомерного поведения человека, делать соответствующие выводы; оценивать собственный возможный вклад в становление и развитие правопорядка и законности в Российской Федерации; характеризовать Конституцию Российской Федерации как основной закон государства, определяющий государственное устройство Российской Федерации; осознанно содействовать соблюдению Конституции Российской Федерации, уважению прав и свобод другого человека, демократических ценностей и правопорядка; формулировать особенности гражданства как устойчивой правовой связи между государством и человеком; устанавливать взаимосвязь между правами и обязанностями гражданина Российской Федерации; называть элементы системы органов государственной власти в Российской Федерации; различать функции Президента, Правительства и Федерального Собрания Российской Федерации; выявлять особенности судебной системы и системы правоохранительных органов в Российской Федерации; описывать законодательный процесс как целостный государственный механизм; характеризовать избирательный процесс в Российской Федерации; объяснять на конкретном примере структуру и функции органов местного самоуправления в Российской Федерации; характеризовать и классифицировать права человека; объяснять основные идеи международных документов, направленных на защиту прав человека; характеризовать гражданское, семейное, трудовое, административное, уголовное, налоговое право как ведущие отрасли российского права; характеризовать субъектов гражданских правоотношений, различать организационно-правовые формы предпринимательской деятельности; иллюстрировать примерами нормы законодательства о защите прав потребителя; иллюстрировать различать виды примерами особенности гражданско-правовых реализации сделок и права собственности, раскрывать особенности гражданско-правового договора; иллюстрировать примерами привлечение к гражданско-правовой ответственности; характеризовать права и обязанности членов семьи; объяснять порядок и условия регистрации и расторжения брака; характеризовать трудовые правоотношения и дифференцировать участников этих правоотношений; раскрывать содержание трудового договора; разъяснять на примерах особенности положения несовершеннолетних в трудовых отношениях; иллюстрировать примерами способы разрешения трудовых споров и привлечение к дисциплинарной ответственности; различать виды административных правонарушений и описывать порядок привлечения к административной ответственности; дифференцировать виды административных наказаний; дифференцировать виды преступлений и наказания за них; выявлять специфику уголовной ответственности несовершеннолетних; различать права и обязанности налогоплательщика; анализировать практические ситуации, связанные с гражданскими, семейными, трудовыми, уголовными и налоговыми правоотношениями; в предлагаемых модельных ситуациях определять признаки правонарушения; различать гражданское, арбитражное, уголовное судопроизводство, грамотно применять правовые нормы для разрешения конфликтов правовыми способами; высказывать обоснованные суждения, основываясь на внутренней убежденности в необходимости соблюдения норм права; различать виды юридических профессий. Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться: различать предмет и метод правового регулирования; выявлять общественную опасность коррупции для гражданина, общества и государства; различать права и обязанности, гарантируемые Конституцией Российской Федерации и в рамках других отраслей права; выявлять особенности референдума; различать основные принципы международного гуманитарного права; характеризовать основные категории обязательственного права; целостно описывать порядок заключения гражданско-правового договора; выявлять способы защиты гражданских прав; определять ответственность родителей по воспитанию своих детей; различать рабочее время и время отдыха, разрешать трудовые споры правовыми способами; описывать порядок освобождения от уголовной ответственности; соотносить налоговые правонарушения и ответственность за их совершение; применять правовые знания для аргументации собственной позиции в конкретных правовых ситуациях с использованием нормативных актов. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ПРАВО» 10 – 11 классы Теория государства и права Признаки государства. Внутренние и внешние функции государства. Формы государства: формы правления, формы государственного устройства, политический режим. Признаки права. Функции права. Система права. Предмет правового регулирования. Метод правового регулирования. Источники права. Нормативно-правовой акт. Социальные нормы. Понятие, структура и виды правовых норм. Система российского права. Субъекты и объекты правоотношений. Правоспособность, дееспособность и деликтоспособность. Законность и правопорядок. Понятие правосознания. Опасность коррупции для гражданина, общества и государства. Антикоррупционные меры, принимаемые на государственном уровне. Правонарушения и юридическая ответственность. Конституционное право Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя Российской Федерации. Форма государственного устройства РФ. Источники конституционного права Российской Федерации. Гражданство Российской Федерации: основания приобретения, принципы, основания прекращения гражданства. Права и свободы гражданина Российской Федерации. Конституционные обязанности гражданина Российской Федерации. Система органов государственной власти РФ. Президент Российской Федерации. Федеральное Собрание Российской Федерации. Правительство Российской Федерации. Структура судебной системы Российской Федерации. Демократические принципы судопроизводства. Понятие, система и функции правоохранительных органов Российской Федерации. Законодательный процесс. Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации. Виды избирательных систем. Референдум. Система органов местного самоуправления. Права человека Права человека: сущность, структура, история. Правовой статус человека и гражданина. Классификация прав человека: гражданские права, политические права, экономические права, социальные права, культурные права. Право на благоприятную окружающую среду. Права ребенка. Нарушения прав человека. Международные договоры о защите прав человека. Международная защита прав человека в условиях военного времени. Основные принципы международного гуманитарного права. Основные отрасли российского права Гражданское право. Источники гражданского права. Гражданско-правовые отношения: понятие и виды. Субъекты гражданских правоотношений. Физические и юридические лица. Гражданская право- и дееспособность. Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности. Право собственности. Обязательственное право. Понятие обязательства. Сделки. Гражданско-правовой договор. Порядок заключения договора: оферта и акцепт. Защита прав потребителей. Наследование. Понятие завещания. Формы защиты гражданских прав. Гражданско-правовая ответственность. Условия привлечения к ответственности в гражданском праве. Семейное право. Источники семейного права. Семья и брак. Правовое регулирование отношений супругов. Условия вступления в брак. Порядок регистрации брака. Процедура расторжения брака. Брачный договор. Права и обязанности членов семьи. Ответственность родителей по воспитанию детей. Трудовое право. Источники трудового права. Участники трудовых правоотношений: работник и работодатель. Порядок приема на работу. Трудовой договор. Виды рабочего времени. Время отдыха. Заработная плата. Особенности правового регулирования труда несовершеннолетних. Охрана труда. Виды трудовых споров. Дисциплинарная ответственность. Административное право. Источники административного права. Административное правонарушение и административная ответственность. Административные наказания. Уголовное право, источники уголовного права. Действие уголовного закона. Признаки и виды преступлений. Состав преступления. Уголовная ответственность. Принципы уголовной ответственности. Освобождение от уголовной ответственности. Виды наказаний в уголовном праве. Уголовная ответственность несовершеннолетних. Налоговое право. Права и обязанности налогоплательщика. Виды налогов. Налоговые правонарушения. Ответственность за уклонение от уплаты налогов. Основы российского судопроизводства Гражданское процессуальное право. Принципы гражданского судопроизводства. Участники гражданского процесса. Стадии гражданского процесса. Арбитражный процесс. Уголовное процессуальное право. Принципы уголовного судопроизводства. Субъекты уголовного процесса. Стадии уголовного процесса. Меры процессуального принуждения. Суд присяжных заседателей. Особенности судебного производства по делам об административных правонарушениях. Основные виды юридических профессий. ТЕМАТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА (10 класс) № Тема Количество часов ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. ИСТОРИЯ И ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА 1 Вводный урок. 1 2 Тема I. История государства и права 4 3 Тема II. Вопросы теории государства и права 5 ЧАСТЬ ВТОРАЯ. КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО 4 Тема III. Конституция Российской Федерации 12 5 Тема IV. Права человека 6 6 Тема V. Избирательное право и избирательный процесс 3 7 Урок-практикум и обобщающий урок 2 8 Контрольная работа 1 Итого: 34 ТЕМАТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА (11 класс) № Тема ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ. ОСНОВНЫЕ ОТРАСЛИ РОССИЙСКОГО ПРАВА Количество часов 1 Вводный урок 1 2 Тема VI. Гражданское право 7 3 Тема VII. Финансовое и налоговое право 3 4 Тема VIII. Семейное право 5 5 Тема IX. Трудовое право 4 6 Тема X. Административное право 3 ЧАСТЬ ЧЕТВЁРТАЯ. ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОТРАСЛИ РОССИЙСКОГО ПРАВА 7 Тема XI. Уголовное право 6 8 Тема XII. Основы судопроизводства 2 ЧАСТЬ ПЯТАЯ. ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА 9 Тема XIII. Правовая культура и правосознание 1 10 Итоговое повторение 1 Итого: 33 ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ СВЕДЕНИЯ О СЕРТИФИКАТЕ ЭП Сертификат Владелец Действителен 603332450510203670830559428146817986133868575809 Жандарова Лариса Борисовна С 29.03.2021 по 29.03.2022 ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ СВЕДЕНИЯ О СЕРТИФИКАТЕ ЭП Сертификат Владелец Действителен 603332450510203670830559428146817986133868575809 Жандарова Лариса Борисовна С 29.03.2021 по 29.03.2022