МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 18» ГОРОДА КАЛУГИ Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности (базовый уровень) 10-11 классы Пояснительная записка. Рабочая программа по Основам безопасности жизнедеятельности (далее ОБЖ) разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта, среднего общего образования, ООП ООО МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №18» г. Калуги и примерной программы по ОБЖ. Учебно – методический комплекс: Комплексная учебная программы курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для общеобразовательных учреждений 10-11 классы, разработанной авторами С.В. Ким, В.А. Горский М.: «Вентана-Граф», 2019; Учебник: Основы безопасности жизнедеятельности: 10-11 классы: учебник/ С.В. Ким, В.А. Горский – М.: Вента Графа, 2019. – 396 [4]с.: ил- (Российский учебник). Общая характеристика учебного предмета Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) — область знаний, в которой изучаются опасности, угрожающие человеку, закономерности их проявлений и способы защиты от них. Ключевая идея программы «Основы безопасности жизнедеятельности» — повышение индивидуальной компетентности и культуры безопасного поведения школьника, осознание ответственности за благополучие и безопасность общества. Культура безопасности жизнедеятельности — это совокупность образцов мышления, поведения и деятельности личности безопасного типа вследствие соблюдения правил безопасности в разных сферах жизнедеятельности общества. Основу культуры безопасности жизнедеятельности составляет компетентность личности и общества, которая формируется в процессе целенаправленного обучения и самостоятельного опыта соблюдения правил безопасности. Компетентность проявляется в умении распознавать опасные ситуации и предотвращать их появление через соблюдение правил техники безопасности. Воспитание и самовоспитание культуры безопасности жизнедеятельности проявляются через формирование ответственности, дисциплины, привычки к соблюдению правил безопасности; в развитии главных человеческих качеств: гуманности (человеколюбия), милосердия, взаимопомощи, терпимости (толерантности), любви и доброты по отношению к другим людям. Место учебного предмета в учебном плане. На изучение учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» на базовом уровне в 10-11 классах отводится: 10 класс – 34 часа в год, 11 класс – 33 часа в год. Программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» призвана способствовать освоению учащимися теоретических знаний, умений в обеспечении личной и общественной безопасности в настоящем и будущем, в формировании культуры безопасного поведения и деятельности с учетом индивидуальных особенностей. На учебных занятиях используется самостоятельная и интеллектуальная деятельность учащихся, в сочетании с фронтальной, групповой, индивидуальной формой работы школьников. Повышению качества обучения в значительной степени способствует правильная организация проверки, учета и контроля знаний учащихся. По предмету «ОБЖ» предусмотрены: 1. Тематическое бумажное или компьютерное тестирования; 2. Устные ответы, с использованием иллюстративного материала; 3. Письменные ответы по индивидуальным карточкам-заданиям; 4. Итоговые контрольные работы; 5. Индивидуальные работы учащихся (доклады, рефераты, мультимедийные проекты). Содержательные линии учебника позволяют достичь личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, которые определены Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования. Цели и задачи изучения предмета. Изучение предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» направлено на достижение следующих целей: содействие повышению уровня защищенности жизненно важных интересов личности, общества, государства от внешних и внутренних угроз; содействие снижению отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность личности, общества и государства; формирование основ экологического мышления, осознание влияния культуры безопасности жизнедеятельности и социально-экономических процессов на состояние природной среды, приобретение опыта природоохранной деятельности; осознание ответственности и потребности в формировании культуры семейных отношений на основе принятия ценностей семейной жизни любви, равноправия, заботы, ответственности. профилактика асоциального поведения учащихся, формирование антиэкстремистского и антитеррористического поведения, отрицательного отношения к приему психоактивных веществ, в том числе наркотиков. Основными задачами изучения данной предметной области являются следующие: обучение учащихся стратегии и тактике безопасности жизнедеятельности, обеспечивающее усвоение знаний о правах и обязанностях личности, общества и государства в области безопасности, о здоровом образе жизни, формирование умений предвидеть и распознавать опасности, грамотно действовать, используя индивидуальные и коллективные средства защиты, оказывать первую помощь, реализуя стратегию минимизации негативных последствий для собственного здоровья, благополучия других людей и среды обитания; воспитание чувства личной сопричастности и ответственности за обеспечение индивидуальной, общественной (социальной) и государственной безопасности; четкой правовой гражданской позиции по сохранению социального мира, по правовому поведению в социальных конфликтах; ценностного отношения к любой жизни, к своему здоровью, здоровью людей и среде обитания; развитие личных духовных и физических качеств: самодисциплины, самоконтроля, самооценки собственной культуры безопасного поведения и деятельности, обеспечивающих личную и общественную безопасность. Концепция учебного курса «Основы безопасности жизнедеятельности» подразумевает формирование культуры безопасности жизнедеятельности личности в современном обществе на основе научных знаний об опасностях окружающей среды и способах защиты от них. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» Личностными результатами освоения ОБЖ является формирование у учащихся: 1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, знание истории, языка, культуры своего народа, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; 2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде; 3) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей; 4) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; 5) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности; 6) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах; 7) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях; 8) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; Метапредметные результаты освоения ОБЖ: Регулятивные универсальные учебные действия учащихся (организационные): 1. Умение Обучающийся сможет: самостоятельно анализировать существующие и планировать определять цели будущие образовательные результаты; обучения, ставить и формулировать новые задачи учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. 2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач 3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему; выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат; ставить цель на основе определенной проблемы и существующих возможностей формулировать учебные задачи для достижения поставленной цели; обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов. Обучающийся сможет: определять необходимые действия в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения; обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач; определять и находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи; выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов); выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства и ресурсы для решения задачи или достижения цели; составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования); определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения; описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач; планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию. Обучающийся сможет: определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности; контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. 4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. 5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности; отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований; оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата; находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации или при отсутствии планируемого результата; работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик результата; сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно. Обучающийся сможет: определять критерии правильности выполнения учебной задачи; анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи; свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий; оценивать продукт своей деятельности по заданным или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности; обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов; фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов. Обучающийся сможет: наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки; учебной познавательной. и соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы; принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность; самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха; определять, какие действия по решению учебной задачи привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности; Познавательные универсальные учебные действия учащихся (аналитические, критические, проектные, исследовательские, работы с информацией: поиска, выбора, обобщения, сравнения, систематизации и интерпретации): 1. Умение определять Обучающийся сможет: понятия, создавать строить рассуждение от общих обобщения, закономерностей к частным явлениям и от устанавливать частных явлений к общим закономерностям; аналогии, излагать полученную информацию, классифицировать, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи; самостоятельно самостоятельно указывать на информацию, выбирать основания и нуждающуюся в проверке, предлагать и критерии для применять способ проверки достоверности классификации, информации; устанавливать делать вывод на основе критического анализа причинноразных точек зрения, подтверждать вывод следственные связи, собственной аргументацией или строить логическое самостоятельно полученными данными. рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. 2. Умение создавать, Обучающийся сможет: применять и строить модель или схему на основе условий преобразовывать задачи и способа ее решения; модели и схемы для создавать вербальные, вещественные и решения учебных и информационные модели с выделением познавательных задач. существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией; строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм; анализировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и заданных критериев оценки продукта или результата Коммуникативные, универсальные учебные действия учащихся: 1. Умение Обучающийся сможет: организовывать определять возможные роли или играть учебное определенную роль в совместной деятельности; сотрудничество и принимать позицию собеседника, понимая совместную позицию другого, различать в его речи: мнение деятельность с (точку зрения), доказательство (аргументы), учителем и факты; сверстниками; определять свои действия и действия партнера, работать которые способствовали или препятствовал индивидуально и в продуктивной коммуникации; группе: находить строить позитивные отношения в процессе общее решение и учебной и познавательной деятельности; разрешать конфликты корректно и аргументировано отстаивать свою на основе согласования точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать позиций и учета контраргументы, перефразировать свою мысль; интересов; критически относиться к собственному мнению, формулировать, с достоинством признавать ошибочность своего аргументировать и мнения (если оно таково) и корректировать его; отстаивать свое предлагать альтернативное решение в мнение. конфликтной ситуации; выделять общую точку зрения в дискуссии; договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей; организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.); 2. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для Обучающийся сможет: определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства; отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.); представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. 3. Формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий (далее – ИКТ). соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей; принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником; создавать письменные и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств; использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления; использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные или отобранные под руководством учителя; делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его. Обучающийся сможет: целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ; выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации; использовать компьютерные технологии для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: написание докладов, рефератов, создание презентаций и др.; создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать правила информационной безопасности. Предметными результатами освоения ОБЖ является овладение учащимися: • Сформированность представлений об опасных и ЧС природного, техногенного и социального характера, о причинах их возникновения и возможные последствия. • Знание законодательства РФ и организационных основ по обеспечению защиты населения страны от ЧС, о профилактике ЧС и ликвидации их последствий. • Уяснение содержания рекомендаций населению по правилам безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций для ликвидации их последствий. • Сформированность общих понятий о терроризме и экстремизме как социальном явлении, представляющем серьёзную угрозу безопасности личности, общества, государства и национальной безопасности России. • Уяснение основных положений законодательства РФ о противодействии терроризму и экстремизму. • Знание организационных основ системы противодействия терроризму и экстремизму в РФ. • Сформированность гражданской нравственной позиции негативного отношения к террористической и экстремистской деятельности, а также к асоциальному поведению и другим видам противоправного характера. • Уяснение последовательности действий для обеспечения личной безопасности при угрозе террористического акта. • Сформированность понятия о значении здорового образа жизни, современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности и экологической культуры для повышения защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз, в том числе от отрицательного влияния человеческого фактора. • Сформированность негативного отношения к курению, употреблению алкоголя и наркотиков как факторов, оказывающих пагубное влияние на здоровье личности, общества и демографическую ситуацию в государстве. • Уяснение стратегических целей совершенствования национальной обороны и обеспечения военной безопасности РФ путем развития и совершенствования военной организации государства. • Сформированность знаний об основах обороны государства, о военной обязанности граждан, о Вооруженных Силах Российской Федерации, о видах и родах Вооруженных Силах РФ, о боевых традициях и символах воинской чести Вооруженных Сил РФ. • Значение гражданской обороны как составной части обороноспособности страны, её функций и задач по обеспечению защиты населения от ЧС мирного и военного времени. • Сформированность морально-психологических качеств и мотивации для успешного прохождения военной службы в современных условиях Планируемые результаты изучения учебного предмета Выпускник научится: Выпускник получит возможность научиться: Основы безопасности личности, общества и государства. Основы комплексной безопасности личности, общества и государства. • Распознавать и анализировать особенности • Самостоятельно жизнедеятельности человека при автономном разрабатывать и пребывании его в различных природных осуществлять условиях. однодневный выход на природу для отработки элементов • Применять в реальных природных условиях различные способы ориентирования на местности. • Систематизировать знания в области безопасности дорожного движения. • Формировать личное убеждение в необходимости осознанно соблюдать правила дорожного движения в повседневной жизни. • Анализировать информацию о возникновении пожара в жилом секторе и в общественных зданиях, о причинах их возникновения и последствия. • Формировать модель своего поведения при возникновении пожара в квартире. • Выполнять правила безопасного поведения при возникновении пожара в школе в соответствии с планом пожарной безопасности. • Обобщать знания по безопасному поведению на водоемах в различное время года. • Соблюдать применять меры безопасного поведения на воде в различное время года. • Анализировать различные опасные ситуации, которые могут возникнуть при пользовании бытовыми приборами в повседневной жизни. • Внимательно изучать инструкцию, в которой определены правила эксплуатации конкретного бытового прибора и соблюдать их при пользовании прибором. • Анализировать информацию о состоянии криминогенной ситуации в местах проживания и вырабатывать правила личной безопасности в повседневной жизни. • Самостоятельно добывать информацию о ЧС природного и техногенного характера, имевших место в регионе проживания, о причинах их возникновения и их последствиях. • Формировать систему, личного безопасного поведения в условиях различных ЧС, если ЧС застала вас дома, на улице, в школе. • Раскрывать содержание понятий о военной угрозе национальной безопасности России и о национальной обороне. ориентирования по местности. • Анализировать и обобщать причины дорожно-транспортных происшествий в районе проживания, подготовить сообщение о влиянии человеческого фактора на безопасность дорожного движения. • Обобщать и обрабатывать статистку имевших место ЧС природного характера в регионе проживания за несколько последних лет, разработать прогноз, учитывающий вероятность возникновения ЧС природного характера в вашем регионе в текущем году. • Разрабатывать рекомендации по профилактике и минимизации последствий ЧС природного характера, наиболее часто случающихся в регионе. Различать характер современных войн и Вооруженных конфликтов. • Основы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации • Уяснить сущность терроризма и экстремизма • Обосновывать и как социального противоправного явления, подтверждать примерами представляющего серьёзную угрозу из официальных национальной безопасности России. источников информации следующие утверждения: • Выявлять и анализировать причины вовлечения молодежи в террористическую и • Терроризм во всех его экстремистскую деятельность. формах проявления представляет собой одну • Уяснить основное содержание и значение из самых серьёзных угроз положений нормативно- правовых актов РФ национальной по противодействию терроризму и безопасности России; экстремизму. • Любые акты терроризма • Формировать гражданскую нравственную являются не имеющими позицию по негативному отношению к оправдания преступления, любым видам террористической и независимо от их экстремистской деятельности. мотивации; • Обосновывать и объяснять ключевую роль • Любая террористическая государства в противодействии терроризму и деятельности неизбежно экстремизму и осуществлении защиты будет раскрыта, а её населения РФ от последствий участники понесут террористической и экстремистской заслуженное наказание; деятельности. • Любая террористическая • Формировать личные убеждения, качества и деятельности бесцельна, привычки, которые способствуют т.к. ни при каких условиях противодействию идеологии терроризма и не обеспечит достижение экстремизма. поставленных целей и не • Характеризовать предназначение способствует созданию Национального антитеррористического благополучной жизни её комитета (НАК), его структуру и задачи по участников. противодействию терроризму и экстремизму. • Формировать последовательность своих действий при угрозе террористического акта для минимизации его последствий. Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций • Самостоятельно прорабатывать нормативно• Самостоятельно правовые акты РФ в области безопасности и подбирать материал и формировать основные права и обязанности готовить занятие по граждан по обеспечению национальной теме: «Организационные безопасности России в современном мире. основы по защите населения РФ от • Анализировать и уяснять основные чрезвычайных ситуаций». направления организации защиты населения Российской Федерации от ЧС. • Оформлять схему, отображающую • Обосновывать основное предназначение и структуру РСЧС, её решаемые задачи Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) по защите населения страны от ЧС природного и техногенного характера. • Объяснить предназначение функциональных и территориальных подсистем РСЧС. Военная безопасность государства • Уяснять сущность гражданской обороны как системы мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении ЧС природного и техногенного характера. • Систематизировать основные задачи гражданской обороны в мирное и военное время. • Осваивать систему оповещения населения чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени. • Классифицировать виды инженерных защитных сооружений по их предназначению. • Формировать умения в использовании защитных сооружений гражданской обороны в условиях ЧС. • Использовать средства индивидуальной защиты (СИЗ) в условиях чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени. • Осознанно выполнять план гражданской обороны образовательного учреждения, выполняя свои обязанности, предусмотренные в нём. • Характеризовать современные Вооруженные Силы Российской Федерации как основу военной организации государства, пути их реорганизации и повышения боевых возможностей. • Формировать чувство гордости за свою Родину и уважение к подвигам наших воинов – защитников Отечества. • Формировать духовные и физические качества, необходимые для успешного функциональные территориальные подсистемы. и • Самостоятельно прорабатывать материал в различных источниках информации, в том числе в Интернете о реорганизации войск гражданской обороны в Спасательные воинские формирования постоянной готовности. • Формировать свое мнение об этом мероприятия, обосновывать его и подкреплять примерами из опыта по защите населения страны от ЧС. • Расширять кругозор в области развития военной организации государства в современных условиях. • Использовать положения Военной доктрины РФ для уяснения основных задач Вооружённых Сил и других войск в мирное время, в период непосредственной угрозы агрессии и военное время. • Готовить сообщения на данную тему. выполнения воинского долга по вооруженной защите Отечества. • Воспитывать убеждения в том, что взаимоотношения военнослужащих, основанные на дружбе и воинском товариществе. Являются основой высокого уровня боеготовности частей и подразделений Вооруженных Сил Российской Федерации. • Формировать понимание о значении символов воинской чести Вооружённых Сил РФ и их роли в военно-патриотическом воспитании военнослужащих, выработке у них чувства достоинства, преданности своей Родине и готовности самоотверженно с оружием в руках защищать суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие Российской Федерации. • Формировать и объяснять общие понятия о воинской обязанности граждан РФ и о её предназначении. • Классифицировать составляющие воинской обязанности и раскрывать их содержание. • Уяснять свои права и обязанности в области воинского учёта и обязательной подготовке к военной службе. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни. Основы здорового образа жизни • Формировать убеждения в необходимости • Анализировать и соблюдать нормы здорового образа жизни как оценивать состояние надежной гарантии в подготовке к личного здоровья в профессиональной деятельности, в том числе повседневной жизни, и к военной службе. определять в какой мере оно обеспечивает • Определять основные инфекционные эффективность заболевания по их признакам и проявлениям, жизнедеятельности и анализировать причины их возникновения, вносить определённые соблюдать меры профилактики. коррективы в образ жизни • Формировать индивидуальную систему для сохранения и здорового образа жизни и своевременно укрепления личного вносить в неё необходимые коррективы с здоровья. учётом реальных жизненных обстоятельств. • Формировать умения в • Вырабатывать привычку в ежедневном системе самоконтроля за соблюдении правил личной гигиены. своим здоровьем, умения планировать • Анализировать основные факторы риска, пагубно влияющие на здоровье, соблюдать меры по их профилактике. • Формировать негативное отношение к курению, употреблению алкоголя и наркотиков как к факторам, оказывающим наиболее пагубное влияние на здоровье. • Анализировать причины заражения инфекциями, передаваемыми половым путём и их возможные последствия. • Формировать личный стиль поведения. Снижающий риск раннего и случайного вступления в половую связь и способствующий профилактике заражения ИППП. • Формировать убеждение в ключевой роли благополучной семьи в обеспечения здоровья личности и общества, а также демографической безопасности государства. • Уяснить и разбираться в основах семейнобрачных отношений, принятых в Российской Федерации в настоящее время • Формировать умения в оказании первой помощи при различных повреждениях, травмах и неотложных состояниях. • Последовательно выполнять приёмы оказания первой помощи в различных неотложных состояниях. • Формировать умения в выполнении приёмов иммобилизации поврежденных частей тела и транспортировки пострадавшего. • Усваивать основные рекомендации по профилактике травм опорно-двигательного аппарата и способы оказания само- и взаимопомощи при травмах опорнодвигательного аппарата. • Формировать умение в выполнении приёмов по остановке артериального кровотечения. • Усваивать порядок проведения сердечнолегочной реанимации (непрямого массажа сердца и искусственной вентиляции легких). Основы военной службы • Уяснять и обосновывать положение о том, что военная служба – это особый вид федеральной государственной службы, индивидуальную нагрузку на день и неделю с учётом биологических режимов и индивидуальных возможностей. • Самостоятельно анализировать информационные источники в области здорового образа жизни, подбирать и реализовывать рекомендации по обеспечению духовного, физического и социального благополучия. • Самостоятельно расширять познания об острой сердечной недостаточности, используя соответствующую медицинскую литературу (справочники, медицинскую энциклопедию). • Прогнозировать по характерным признакам возникновения инсульта и оказывать первую помощь пострадавшему до прибытия скорой помощи. • Анализировать федеральные законы и другие нормативно- • • • • • • • • • • • • • • которая требует от военнослужащего высокой профессиональной подготовки и особой ответственности за исполнение обязанностей по вооруженной защите Отечества. Усваивать существующий порядок размещения военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, их быт и мероприятия, проводимые в войсках по сохранению и укреплению здоровья. Формировать знания о предназначении суточного наряда, об обязанностях дежурного и дневального по роте. Уяснить цели и предназначения караульной службы в войсках. Понимать и обосновывать положения о том, что несение караульной службы является выполнением боевой задачи. Характеризовать часового как караульного, выполняющего боевую задачу по охране и обороне порученного ему поста. Последовательно излагать основные обязанности часового и обосновывать факторы, определяющие его неприкосновенность. Уяснять и обосновывать значение строевой подготовки в деле обучения и воспитания военнослужащих. Самостоятельно отрабатывать выполнение строевых приемов на месте и в движении. Выполнять движения в строю, выполнять воинское приветствие одиночно и в строю. Понимать и объяснять назначение и боевые свойства автомата Калашникова. Формировать умения в выполнении неполной разборки и сборки автомата. Формировать общее представление о современном бое и характеризовать основные элементы подготовки солдата к современному бою. Анализировать и уяснять смысл нормативноправовых актов РФ в области подготовки граждан к военной службе. Формировать умения самостоятельно подбирать информацию, способствующую • • • • правовые акты, в которых определены правовые основы прохождения военной службы и характеризовать федеральную систему подготовки граждан Российской Федерации к военной службе. Подбирать и анализировать информацию о правах и свободах военнослужащих, проходящих военную службу по призыву в Вооруженных Силах Российской Федерации. Подбирать и анализировать информацию о существующих в современном мире военных угрозах и военных опасностях РФ и характеризовать основные внешние военные угрозы и основные внутренние военные угрозы РФ. Анализировать соответствующие источники информации и характеризовать основные пути совершенствования допризывной подготовки и военно-патриотического воспитания граждан РФ в целях развития военной организации государства. Формулировать основные требования воинской деятельности, предъявляемые к моральным • • • • • • • воспитанию убеждений, качества привычек для успешного прохождения военной службы по призыву. Анализировать одержание общевоинских уставов Вооруженных Сил РФ и характеризовать их как основные нормативно-правовые акты, регламентирующие жизнь и деятельность военнослужащего. Обосновывать значение и методы осуществления военно-патриотического воспитания военнослужащих для обеспечения высокого уровня боеготовности частей и подразделений Вооружённых Сил РФ. Уяснять и характеризовать общие, должностные и специальные обязанности военнослужащих и значение воинской дисциплины для их успешного выполнения. Уяснять и осознанно выполнять все мероприятия, связанные с призывом на военную службу. Характеризовать особенности военной службы по контракту и порядок отбора кандидатов для прохождения военной службы по контракту. Уяснять и обоснованно излагать нормативноправовые основы и порядок прохождения альтернативной гражданской службы. Уяснять порядок подачи заявления на прохождение альтернативной гражданской службы. и индивидуальным качествам. Содержание курса. 10 класс Раздел 1. Основы безопасности личности, общества, государства Глава 1. Научные основы обеспечения безопасности жизнедеятельности человека в современной среде обитания. Культура безопасности жизнедеятельности человека в современной среде обитания. Междисциплинарные основы теории безопасности жизнедеятельности. Экологические основы безопасности жизнедеятельности человека в среде обитания. Медикобиологические основы безопасности жизнедеятельности человека в среде обитания. Психологические основы безопасности жизнедеятельности человека в среде обитания. Глава 2. Законодательные основы обеспечения безопасности личности, общества, государства. Права и обязанности государства и граждан России по обеспечению безопасности жизнедеятельности. Защита национальной безопасности государства от военных угроз. Защита личности, общества, государства от угроз социального характера. Противодействие экстремизму. Противодействие терроризму, наркотизму в Российской Федерации. Глава 3. Организационные основы защиты населения и территорий России в чрезвычайных ситуациях. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Основные мероприятия РСЧС и гражданской обороны по защите населения и территорий в чрезвычайных ситуациях. Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного характера. Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного характера. Чрезвычайные ситуации на инженерных сооружениях, дорогах, транспорте. Страхование. Раздел 2. Военная безопасность государства Глава 4. Чрезвычайные ситуации военного характера и безопасность. Защита населения и территорий от военной опасности, оружия массового поражения и современных обычных средств поражения. Защита населения и территорий от радиационной опасности. Средства коллективной защиты от оружия массового поражения. Защита населения и территорий от биологической и экологической опасности. Средства индивидуальной защиты органов дыхания и кожи. Глава 5. Вооруженные Силы Российской Федерации на защите государства от военных угроз. Вооруженные Силы Российской Федерации: организационные основы. Состав Вооруженных Сил Российской Федерации. Воинская обязанность и военная служба. Права и обязанности военнослужащих. Боевые традиции и ритуалы Вооруженных Сил Российской Федерации. Раздел 3. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни. Глава 6. Факторы риска нарушений здоровья: инфекционные и неинфекционные заболевания. Медицинское обеспечение индивидуального и общественного здоровья. Здоровый образ жизни и его составляющие. Инфекционные заболевания: их особенности и меры профилактики. Факторы риска неинфекционных заболеваний и меры их профилактики. Профилактика заболеваний, передающихся половым путем. Глава 7. Оказание первой помощи при неотложных состояниях. Первая помощь при неотложных состояниях: закон и порядок. Правила оказания первой помощи при травмах. Первая помощь при кровотечениях, ранениях. Первая помощь: сердечно легочная реанимация. Первая помощь при ушибах, растяжении связок, вывихах, переломах. Содержание курса. 11 класс Раздел 1. Основы комплексной безопасности личности, общества, государства Глава 1. Научные основы формирования культуры безопасности жизнедеятельности человека в современной среде обитания. Проблемы формирования культуры безопасности жизнедеятельности человека в современной среде обитания. Этические и экологические критерии безопасности современной науки и технологий. Общенаучные методологические подходы к изучению проблем безопасности жизнедеятельности человека в среде обитания. Основные подходы и принципы обеспечения безопасности объектов в среде жизнедеятельности. Основы управления безопасностью в системе «человек — среда обитания». Глава 2. Комплекс мер взаимной ответственности личности, общества, государства по обеспечению безопасности. Обеспечение национальной безопасности России. Обеспечение социальной, экономической и государственной безопасности. Меры государства по противодействию военным угрозам, экстремизму, терроризму. Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях. Международное сотрудничество России по противодействию военным угрозам, экстремизму, терроризму. Глава 3. Организационные основы защиты населения и территорий России в чрезвычайных ситуациях. Экстремальные ситуации криминогенного характера. Экстремизм, терроризм и безопасность человека. Наркотизм и безопасность человека. Дорожно-транспортная безопасность. Вынужденное автономное существование в природных условиях. Раздел 2. Военная безопасность государства Глава 4. Вооруженные Силы Российской Федерации на защите государства от военных угроз. Основные задачи Вооруженных Сил. Правовые основы воинской обязанности. Правовые основы военной службы. Подготовка граждан к военной службе: обязательная и добровольная. Требования воинской деятельности к личности военнослужащего. Глава 5. Особенности военной службы в современной Российской армии. Особенности военной службы по призыву и альтернативной гражданской службы. Военные гуманитарные миссии России в «горячих точках» мира. Военные операции на территории России: борьба с терроризмом. Военные учения Вооруженных Сил Российской Федерации. Боевая слава российских воинов. Раздел 3. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни Глава 6. Основы здорового образа жизни. Демографическая ситуация в России. Культура здорового образа жизни. Культура питания. Культура здорового образа жизни и репродуктивное здоровье. Вредные привычки. Культура движения. Глава 7. Оказание первой помощи при неотложных состояниях. Медико-психологическая помощь. Первая помощь при ранениях. Первая помощь при поражении радиацией, отравляющими веществами, при химических и термических ожогах, обморожении. Первая помощь при дорожно-транспортном происшествии. Первая помощь при отравлении никотином, алкоголем, лекарствами, ядами, наркотическими веществами. № Тематическое планирование 10 класс. Название раздела, темы Раздел Основы безопасности личности, общества, государства 1. Количество часов 14 Глава 1 Научные основы формирования культуры безопасности жизнедеятельности человека в современной среде обитания. Глава Законодательные основы обеспечения безопасности 2 личности, общества, государства Глава Организационные основы защиты населения и территорий 3 России в чрезвычайных ситуациях Раздел Военная безопасность государства 2. Глава Чрезвычайные ситуации военного характера и безопасность 4 Глава Вооруженные Силы Российской Федерации на защите 5 государства от военных угроз Раздел Основы медицинских знаний и здорового образа жизни. 3. Глава Факторы риска нарушений здоровья: инфекционные и 6 неинфекционные заболевания. Глава Оказание первой помощи при неотложных состояниях. 7 Итого: 5 4 5 10 5 5 10 5 5 34 Тематическое планирование 11 класс. № Название раздела, темы Количество часов Раздел Основы комплексной безопасности личности, общества, 14 1 государства Глава 1 Научные основы обеспечения безопасности 5 жизнедеятельности человека в современной среде обитания Глава 2 Комплекс мер взаимной ответственности личности, 4 общества, государства по обеспечению безопасности. Глава 3 Организационные основы защиты населения и территорий 5 России в чрезвычайных ситуациях Раздел Военная безопасность государства 10 2 Глава 4 Вооруженные Силы Российской Федерации на защите 5 государства от военных угроз. Глава 5 Особенности военной службы в современной Российской 5 армии. Раздел Основы медицинских знаний и здорового образа жизни. 9 3 Глава 6 Основы здорового образа жизни Демографическая 5 ситуация в России. Глава 7 Оказание первой помощи при неотложных состояниях. Итого: 4 33 ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ СВЕДЕНИЯ О СЕРТИФИКАТЕ ЭП Сертификат Владелец Действителен 603332450510203670830559428146817986133868575809 Жандарова Лариса Борисовна С 29.03.2021 по 29.03.2022 ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ СВЕДЕНИЯ О СЕРТИФИКАТЕ ЭП Сертификат Владелец Действителен 603332450510203670830559428146817986133868575809 Жандарова Лариса Борисовна С 29.03.2021 по 29.03.2022