РП по информатике база 10-11

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 18» ГОРОДА КАЛУГИ

Рабочая программа
по информатике
10-11 классы
(базовый уровень)

Пояснительная записка
Программа учебного предмета «Информатика» для 10-11 класса (базовый уровень)
разработана на основе в соответствии с Федеральным государственным образовательным
стандартом среднего общего образования и на основании Основной образовательной программы
среднего общего образования МБОУ «СОШ № 18» г. Калуги.
Данная программа учебного курса по предмету «Информатика» основана на учебнометодическом комплекте (далее УМК), обеспечивающем обучение курсу информатики в
соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (далее — ФГОС),
который включает в себя учебники:
 учебник «Информатика» базового уровня для 10 класса (авторы: Семакин И. Г. Шеина Т. Ю.,
Е.К. Хеннер.); М.: БИНОМ. Лаборатория знаний., 2021 г.
 учебник «Информатика» базового уровня для 11 класса (авторы: Семакин И. Г., Шеина Т.
Ю., Е.К. Хеннер); М.: БИНОМ. Лаборатория знаний., 2017 г.
 Семакин И. Г., Шеина Т. Ю., Шестакова Л. В. Информатика. Практикум для 10–11 классов: в
2 ч. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний. 2016

 ПРОГРАММА КУРСА «ИНФОРМАТИКА» для 10 – 11 классов общеобразовательных
учреждений (базовый уровень) Авторы: Семакин И.Г., Шеина Т.Ю. Е.К.Хеннер.;
 Семакин И. Г., Бежина И. Н. Информатика. Базовый уровень: методическое пособие для 10–
11 классов. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний.


В методической системе обучения предусмотрено использование цифровых образовательных
ресурсов (ЦОР) по информатике

Основными целями и задачами курса «Информатика» для 10-11 класса являются:
 развитие интереса
программирования;

учащихся

к

изучению

новых

информационных

технологий

и

 изучение фундаментальных основ современной информатики;
 формирование навыков алгоритмического мышления;
 формирование самостоятельности и творческого подхода к решению задач с помощью
средств современной вычислительной техники;
 приобретение навыков работы с современным программным обеспечением.
 освоение системы знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной
научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и
технических системах;
 овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели
реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные
технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;
 развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем
освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных
учебных предметов;
 воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм
информационной деятельности;
 приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и
коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.

 обеспечение дальнейшего развития информационных компетенций выпускника, готового к
работе в условиях развивающегося информационного общества и возрастающей
конкуренции на рынке труда.
Курс информатики в 10–11 классах рассчитан на продолжение изучения информатики после
освоения основ предмета в 7–9 классах. Систематизирующей основой содержания предмета
«Информатика», изучаемого на разных ступенях школьного образования, является единая
содержательная структура образовательной области.
Для освоения программы предполагается изучение предмета «Информатика» по учебному плану:
10 класс: всего – 34 ч/год; 11 класс: всего – 33 ч/год
в объёме 67 учебных часов за два года обучения (10 и 11 класс).
2. Планируемые результаты освоения учебного предмета
При изучении курса «Информатика» на базовом уровне в соответствии с требованиями ФГОС
формируются следующие
личностные результаты:
1. Сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки
и общественной практики.
Каждая учебная дисциплина формирует определенную составляющую научного мировоззрения.
Информатика формирует представления учащихся о науках, развивающих информационную
картину мира, вводит их в область информационной деятельности людей. Ученики узнают о
месте, которое занимает информатика в современной системе наук, об информационной картине
мира, о ее связи с другими научными областями. Ученики получают представление о
современном уровне и перспективах развития ИКТ отрасли, в реализации которых в будущем они,
возможно, смогут принять участие.
2. Сформированность навыков сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста,
взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и
других видах деятельности.
Эффективным методом формирования данных качеств является учебно-проектная деятельность.
Работа над проектом требует взаимодействия между учениками — исполнителями проекта, а
также между учениками и учителем, формулирующим задание для проектирования,
контролирующим ход его выполнения, принимающим результаты работы. В завершении работы
предусматривается процедура зашиты проекта перед коллективом класса, которая также требует
наличия коммуникативных навыков у детей.
3. Бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому
здоровью как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь.
Всё большее время у современных детей занимает работа за компьютером (не только над
учебными заданиями). Поэтому для сохранения здоровья очень важно знакомить учеников с
правилами безопасной работы за компьютером, с компьютерной эргономикой.
4. Готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении
всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной
профессиональной и общественной деятельности; осознанный выбор будущей профессии и
возможностей реализации собственных жизненных планов.

Данное качество формируется в процессе развития навыков самостоятельной учебной и учебноисследовательской работы учеников. Выполнение проектных заданий требует от ученика
проявления самостоятельности в изучении нового материала, в поиске информации в различных
источниках. Такая деятельность раскрывает перед учениками возможные перспективы в изучении
предмета, в дальнейшей профориентации в этом направлении.
метапредметные результаты:
1. Умение самостоятельно определять цели и составлять планы; самостоятельно осуществлять,
контролировать и корректировать учебную и внеучебную (включая внешкольную) деятельность;
использовать все возможные ресурсы для достижения целей; выбирать успешные стратегии в
различных ситуациях.
Данная компетенция формируется при изучении информатики в нескольких аспектах:
 учебно-проектная деятельность: планирование целей и процесса выполнения проекта и
самоконтроль за результатами работы;
 изучение основ системологии: способствует формированию системного подхода к анализу
объекта деятельности;
 алгоритмическая линия курса: алгоритм можно назвать планом достижения цели исходя из
ограниченных ресурсов (исходных данных) и ограниченных возможностей исполнителя
(системы команд исполнителя).
2. Умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности,
учитывать позиции другого, эффективно разрешать конфликты.
Формированию данной компетенции способствуют следующие аспекты методической системы
курса:
 формулировка многих вопросов и заданий к теоретическим разделам курса стимулирует к
дискуссионной форме обсуждения и принятия согласованных решений;
 ряд проектных заданий предусматривает коллективное выполнение, требующее от учеников
умения взаимодействовать; защита работы предполагает коллективное обсуждение ее
результатов.
3. Готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности,
включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и
интерпретировать информацию, получаемую из различных источников.
Информационные технологии являются одной из самых динамичных предметных областей.
В процессе изучения информатики ученики осваивают эффективные методы получения
информации через Интернет, ее отбора и систематизации.
4. Владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и
мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых
познавательных задач и средств их достижения.
Формированию этой компетенции способствует методика индивидуального дифференцированного
подхода при распределении практических заданий, которые разделены на три уровня сложности:
репродуктивный, продуктивный и творческий. Такое разделение станет для некоторых учеников
стимулирующим фактором к переоценке и повышению уровня своих знаний и умений.
Дифференциация происходит и при распределении между учениками проектных заданий.
предметные результаты, которые ориентированы на обеспечение, преимущественно,
общеобразовательной и общекультурной подготовки:
 Сформированность представлений о роли информации и связанных с ней процессов в
окружающем мире
 Владение навыками алгоритмического мышления и понимание необходимости формального
описания алгоритмов

 Владение умением понимать программы, написанные на выбранном для изучения
универсальном алгоритмическом языке высокого уровня
 Владение знанием основных конструкций программирования
 Владение умением анализировать алгоритмы с использованием таблиц
 Владение стандартными приемами написания на алгоритмическом языке программы для
решения стандартной задачи с использованием основных конструкций программирования и
отладки таких программ
 Использование готовых прикладных компьютерных программ по выбранной специализации
 Владение системой базовых знаний, отражающих вклад информатики в
формирование современной научной картины мира.
 Владение: универсальным языком программирования высокого уровня (по выбо ру),
представлениями о базовых типах данных и структурах данных; умени ем использовать
основные управляющие конструкции.
 Владение навыками и опытом разработки программ в выбранной среде
программирования, включая тестирование и отладку программ; владение элементарными
навыками формализации прикладной задачи и документирования программ.
 Владение основными сведениями о базах данных, их структуре, средствах соз дания
и работы с ними.
 Сформированность представлений о компьютерных сетях и их роли в современном
мире.
 Владение компьютерными средствами представления и анализа данных
 Сформированность базовых навыков и умений по соблюдению требований техники
безопасности, гигиены и ресурсосбережения при работе со средствами
информатизации
 Сформированность
понимания
основ
правовых
аспектов
использования
компьютерных программ и работы в Интернете
В результате изучения учебного предмета «Информатика» на базовом уровне
Выпускник на базовом уровне научится:
- определять язык представления информации;
- понимать «кодирование» и «декодирование» информации, «шифрование», «дешифрование».
- использовать термины «информация», «сообщение», «данные», «кодирование», а также
понимать разницу между употреблением этих терминов в обыденной речи и в информатике;
- описывать размер двоичных текстов, используя термины «бит», «байт» и производные от
них;
- использовать термины, описывающие скорость передачи данных;
- кодировать и декодировать тексты при известной кодовой таблице;
- использовать основные способы графического представления числовой информации.
- понимать термин «алгоритм»; знать основные свойства алгоритмов (фиксированная система
команд, пошаговое выполнение, детерминированность, возможность возникновения отказа
при выполнении команды);
- составлять неветвящиеся (линейные) алгоритмы управления исполнителями и записывать их
на выбранном алгоритмическом языке (языке программирования);
- использовать логические значения, операции и выражения с ними;
- понимать (формально выполнять) алгоритмы, описанные с использованием конструкций
ветвления (условные операторы) и повторения (циклы), вспомогательных алгоритмов,
простых и табличных величин;

-

-

-

-

-

создавать алгоритмы для решения несложных задач, используя конструкции ветвления
(условные операторы) и повторения (циклы), вспомогательные алгоритмы и простые
величины;
создавать и выполнять программы для решения несложных алгоритмических задач в
выбранной среде программирования.
формализовать понятие «алгоритм» с помощью одной из универсальных моделей
вычислений (машина Тьюринга, машина Поста и др.);
анализировать предложенный алгоритм, например, определять, какие результаты возможны
при заданном множестве исходных значений и при каких исходных значениях возможно
получение указанных результатов;
создавать, анализировать и реализовывать в виде программ базовые алгоритмы, связанные с
анализом элементарных функций
создавать собственные алгоритмы для решения прикладных задач на основе изученных
алгоритмов и методов;
использовать основные понятия, конструкции и структуры данных последовательного
программирования, а также правила записи этих конструкций и структур в выбранном для
изучения языке программирования;
использовать в программах данные различных типов; выполнять обработку данных,
выбирать тип цикла в зависимости от решаемой подзадачи; составлять циклы с
использованием заранее определенного инварианта цикла; выполнять базовые операции с
текстовыми и двоичными файлами;
применять алгоритмы поиска и сортировки при решении типовых задач;
проектировать собственное автоматизированное место; следовать основам безопасной и
экономичной работы с компьютерами и мобильными устройствами; соблюдать санитарногигиенические требования при работе за персональным компьютером в соответствии с
нормами действующих СанПиН.

Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
- познакомиться с тремя философскими концепциями информации
- узнать о понятие информации в частных науках: нейрофизиологии, генетике, кибернетике,
теории информации;
- решать задачи на измерение информации, заключенной в тексте, с алфавитной точки
зрения (в приближении равной вероятности символов)
решать несложные задачи на измерение информации, заключенной в сообщении, используя
содержательный подход (в равновероятном приближении)
выполнять пересчет количества информации в разные единицы измерения
- приводить примеры систем (в быту, в природе, в науке и пр.), анализировать состав и
структуру систем
различать связи материальные и информационные.
- сопоставлять различные цифровые носители по их техническим свойствам
рассчитывать объем информации, передаваемой по каналам связи, при известной скорости
передачи
- применять технические системы кодирования информации: азбука Морзе, телеграфный код
Бодо
- составлять алгоритмы решения несложных задач для управления машиной Поста
- описывать данные, используя алфавит, содержащий только два символа, например, 0 и 1;
- познакомиться с тем, как информация (данные) представляется в современных
компьютерах;
- работать в различных системах счисления;
- познакомиться с двоичным кодированием текстов и наиболее употребительными
современными кодами.

-

-

познакомиться с использованием строк, деревьев, графов и с простейшими операциями с этими

структурами;
создавать программы для решения несложных задач, возникающих в процессе учебы и вне
её.
приводить примеры различных алгоритмов решения одной задачи, использовать понятие
универсального алгоритма и приводить примеры
осуществлять трассировку алгоритма работы с величинами путем заполнения
трассировочной таблицы
подбирать конфигурацию ПК в зависимости от его назначения
соединять устройства ПК
производить основные настройки БИОС
работать в среде операционной системы на пользовательском уровне
получать внутреннее представление целых чисел в памяти компьютера
вычислять размер цветовой палитры по значению битовой глубины цвета
работать с электронной почтой
извлекать данные из файловых архивов
осуществлять поиск информации в Интернете с помощью поисковых каталогов и
указателей.
создавать многотабличную БД средствами конкретной СУБД (например, MS Access)
реализовывать простые запросы на выборку данных в конструкторе запросов
реализовывать запросы со сложными условиями выборки
реализовывать запросы с использованием вычисляемых полей
используя табличный процессор строить регрессионные модели заданных типов
осуществлять прогнозирование (восстановление значения и экстраполяцию) по
регрессионной модели
соблюдать основные правовые и этические нормы в информационной сфере деятельности
3. Содержание учебного предмета
10 класс

Раздел 1. «Информация»
Понятие информации. Представление информации, языки кодирование. Измерение
информации. Алфавитный подход. Содержательный подход. Представление чисел в компьютере.
Представление текста, изображения и звука в компьютере. Понятие об информации, ее свойствах,
роли в информационном обществе.
Способы получения информации. Измерение количества информации. Понятие о способах и
единицах измерения информации. Подходы к измерению количества информации. Единицы
измерения количества информации.
Язык как способ представления информации: естественные и формальные языки. Дискретная
форма представления информации.
Представление текста, изображения и звука в компьютере.
Кодирование текстовой информации. Кодирование графической информации. Кодирование
звуковой информации. Представление числовой информации в различных системах счисления.
Использование текстовой, графической, звуковой и числовой информации о городе и области.
Практические работы.
Практическая работа №1 по теме: «Шифрование данных».
Практическая работа №2 по теме: «Измерение информации».

Практическая работа №3 по теме: «Представление чисел».
Практическая работа №4 по теме: «Представление изображения и звука».
Контрольная работа №1 по теме: «Информация»
Раздел 2. «Информационные процессы»
Хранение информации. Передача информации. Обработка информации и алгоритмы.
Автоматическая обработка информации. Информационные процессы в компьютере.
Информационные процессы и технологии: сбор, обмен, хранение и обработка информации.
Обработка информации и алгоритмы. Автоматическая обработка информации. Информационные
процессы в компьютере. Организация личной информационной среды.
Практические работы.
Практическая работа №5 по теме: «Управление алгоритмическим исполнителем».
Практическая работа №6 по теме: «Автоматическая обработка данных».
Практическая работа №7 по теме: «Выбор конфигурации компьютера».
Раздел 3 «Программирование обработки информации»
Алгоритмы и величины. Структура алгоритмов. Паскаль – язык структурного программирования.
Элементы языка Паскаль и типы данных. Операции, функции, выражения. Оператор присваивания,
ввод и вывод данных. Логические величины, операции, выражения.
Программирование ветвлений. Пример поэтапной разработки программы решения задачи.
Программирование циклов. Вложенные и итерационные циклы. Вспомогательные алгоритмы и
подпрограммы. Массивы. Организация ввода и вывода данных с использованием файлов. Типовые
задачи обработки массивов. Символьный тип данных. Строки символов. Комбинированный тип
данных.
Понятие алгоритма. Исполнитель, система команд исполнителя. Свойства алгоритма.
Способы описания алгоритма. Запись алгоритма с помощью блок-схем. Последовательность
разработки программы. Основные алгоритмические конструкции. Запись алгоритма на языке
программирования. Этапы выполнения программы на компьютере.
Общие сведения о языке программирования Паскаль. Структура программы на языке Паскаль.
Назначение и описание разделов программы. Переменные. Типы данных. Выражения. Ввод и вывод
данных. Основные операторы, функции. Составной оператор. Условный оператор. Операторы
цикла. Массивы. Объявление массива. Работа с элементами массива (заполнение и обработка
массива). Алгоритмы сортировки. Операции с файлами. Тестирование и отладка программы.
Практические работы.
Практическая работа №8 по теме: «Программирование линейных алгоритмов».
Практическая работа №9 по теме: «Программирование логических выражений».
Практическая работа №10 по теме: «Программирование ветвящихся алгоритмов».
Практическая работа №11 по теме: «Программирование циклических алгоритмов».
Практическая работа №12 по теме: «Программирование с использованием подпрограмм».
Контрольная работа № 2 по теме: «Программирование обработки информации»
Практическая работа №13 по теме: «Программирование обработки одномерных массивов».
Практическая работа №14 по теме: «Программирование обработки двумерных массивов».
Практическая работа №15 по теме: «Программирование обработки строк символов».
Итоговая контрольная работа.

Содержание учебного предмета
11 класс

Глава 1. Информационные системы и базы данных
Что такое система. Модели систем. Пример структурной модели предметной области. Что
такое информационная система. База данных – основа информационной системы. Проектирование
многотабличной базы данных. Создание базы данных. Запрос как приложение информационной
системы. Логические условия выбора данных.
Основные понятия системологии: система, структура, системный эффект, подсистема. Основные
свойства систем: целесообразность, целостность. «Системный подход» в науке и практике.
Роль информационных процессов в системах. Состав и структура систем управления. Назначение
информационных систем. Состав информационных систем. Разновидности информационных
систем.
База данных – основа информационной системы. Понятие базы данных (БД). Модели данных
используемые в БД. Основные понятия реляционных БД: запись, поле, тип поля, главный ключ.
Определение и назначение СУБД. Основы организации многотабличной БД. Схема БД.
Целостность данных. Этапы создания многотабличной БД с помощью реляционной СУБД.
Структура команды запроса на выборку данных из БД. Организация запроса на выборку в
многотабличной БД.
Практические работы:
Практическая работа №1 по теме: «Модели систем».
Практическая работа №2 по теме: Проектные задания по системологии».
Практическая работа №3 по теме: Проектные задания по системологии» (реферат).
Практическая работа №4 по теме: «Знакомство с СУБД Access».
Практическая работа №5 по теме: «Создание БД Приемная комиссия».
Практическая работа №6 по теме: «Проектные задания на самостоятельную работку БД».
Практическая работа №7 по теме: «Реализация простых запросов в режиме дизайна».
Практическая работа №8 по теме: «Расширение БД Приемная комиссия. Работа с формой».
Практическая работа №9 по теме: «Реализация сложных запросов к БД Приемная комиссия».
Практическая работа №10 по теме: «Проектные задания на самостоятельную работку БД».
Практическая работа №11 по теме: «Создание отчета».
Практическая работа №12 по теме: «Проектные задания на самостоятельную работку БД».
Контрольная работа №1 по теме: «СУБД»
Глава 2. Интернет
Организация глобальных сетей. Интернет как глобальная информационная система.
World Wide Web – Всемирная паутина. Инструменты для разработки веб-сайтов. Создание сайта
«Домашняя страница». Создание таблиц и списков на веб-странице.
Практические работы
Практическая работа №13 по теме: «Интернет. Работа с электронной почтой и
телеконференциями».
Практическая работа №14 по теме: «Интернет. Работа с браузером. Просмотр web-страниц».
Практическая работа №15 по теме: «Сохранение загруженных web-страниц».
Практическая работа №16 по теме: «Работа с поисковыми системами».
Практическая работа №17 по теме: «Разработка сайта «Моя семья».
Практическая работа №18 по теме: «Разработка сайта «Животный мир».
Практическая работа №19 по теме: «Разработка сайта «Наш класс».
Проект «Разработка сайта»
Проектное задание по теме: «Моя семья».
Контрольная работа №2 по теме «Интернет».

Глава 3. Информационное моделирование
Компьютерное информационное моделирование. Моделирование зависимостей между величинами.
Модели статистического прогнозирования. Моделирование корреляционных зависимостей. Модели
оптимального планирования.
Компьютерное информационное моделирование. Понятия: величина, имя величины, тип величины,
значение величины. Моделирование между величинами. Математическая модель. Формы
представления зависимостей между величинами. Использование статистики к решению
практических задач. Регрессионная модель. Прогнозирование по регрессионной модели.
Формализация задач из различных предметных областей. Формирование требований к
информационной системе. Измерение ускорения свободного падения с помощью маятника.
Практические работы:
Практическая работа №20 по теме: «Получение регрессионных моделей».
Практическая работа №21 по теме: «Прогнозирование».
Практическая работа №22 по теме: «Расчет корреляционных зависимостей».
Практическая работа №23 по теме: «Решение задачи оптимального планирования».
Выполнение проекта «Получение регрессивных зависимости».
Выполнение проекта «Корреляционный анализ».
Выполнение проекта «Оптимальное планирование».
Контрольная работа №3 по теме «Информационное моделирование»
Глава 4. Социальная информатика
Информационные ресурсы. Информационное общество. Правовое регулирование в
информационной сфере. Информационное право и безопасность.

4. Тематическое планирование
10 КЛАСС (34 часа)
Раздел
Информация

Количество часов
11

Информационные процессы

5

Программирование обработки информации

18

Итого

34

11 класс (33 часа)

Раздел

Количество часов

Информационные системы и базы данных

14

Интернет

9

Информационное моделирование

6

Социальная информатика

4

ИТОГО

33


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 26.08.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону (4842) 73-06-55

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».