МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 18» ГОРОДА КАЛУГИ Рабочая программа по информатике 10-11 классы (базовый уровень) Пояснительная записка Программа учебного предмета «Информатика» для 10-11 класса (базовый уровень) разработана на основе в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования и на основании Основной образовательной программы среднего общего образования МБОУ «СОШ № 18» г. Калуги. Данная программа учебного курса по предмету «Информатика» основана на учебнометодическом комплекте (далее УМК), обеспечивающем обучение курсу информатики в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (далее — ФГОС), который включает в себя учебники: учебник «Информатика» базового уровня для 10 класса (авторы: Семакин И. Г. Шеина Т. Ю., Е.К. Хеннер.); М.: БИНОМ. Лаборатория знаний., 2021 г. учебник «Информатика» базового уровня для 11 класса (авторы: Семакин И. Г., Шеина Т. Ю., Е.К. Хеннер); М.: БИНОМ. Лаборатория знаний., 2017 г. Семакин И. Г., Шеина Т. Ю., Шестакова Л. В. Информатика. Практикум для 10–11 классов: в 2 ч. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний. 2016 ПРОГРАММА КУРСА «ИНФОРМАТИКА» для 10 – 11 классов общеобразовательных учреждений (базовый уровень) Авторы: Семакин И.Г., Шеина Т.Ю. Е.К.Хеннер.; Семакин И. Г., Бежина И. Н. Информатика. Базовый уровень: методическое пособие для 10– 11 классов. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний. В методической системе обучения предусмотрено использование цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) по информатике Основными целями и задачами курса «Информатика» для 10-11 класса являются: развитие интереса программирования; учащихся к изучению новых информационных технологий и изучение фундаментальных основ современной информатики; формирование навыков алгоритмического мышления; формирование самостоятельности и творческого подхода к решению задач с помощью средств современной вычислительной техники; приобретение навыков работы с современным программным обеспечением. освоение системы знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах; овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин; развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов; воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности; приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности. обеспечение дальнейшего развития информационных компетенций выпускника, готового к работе в условиях развивающегося информационного общества и возрастающей конкуренции на рынке труда. Курс информатики в 10–11 классах рассчитан на продолжение изучения информатики после освоения основ предмета в 7–9 классах. Систематизирующей основой содержания предмета «Информатика», изучаемого на разных ступенях школьного образования, является единая содержательная структура образовательной области. Для освоения программы предполагается изучение предмета «Информатика» по учебному плану: 10 класс: всего – 34 ч/год; 11 класс: всего – 33 ч/год в объёме 67 учебных часов за два года обучения (10 и 11 класс). 2. Планируемые результаты освоения учебного предмета При изучении курса «Информатика» на базовом уровне в соответствии с требованиями ФГОС формируются следующие личностные результаты: 1. Сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики. Каждая учебная дисциплина формирует определенную составляющую научного мировоззрения. Информатика формирует представления учащихся о науках, развивающих информационную картину мира, вводит их в область информационной деятельности людей. Ученики узнают о месте, которое занимает информатика в современной системе наук, об информационной картине мира, о ее связи с другими научными областями. Ученики получают представление о современном уровне и перспективах развития ИКТ отрасли, в реализации которых в будущем они, возможно, смогут принять участие. 2. Сформированность навыков сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности. Эффективным методом формирования данных качеств является учебно-проектная деятельность. Работа над проектом требует взаимодействия между учениками — исполнителями проекта, а также между учениками и учителем, формулирующим задание для проектирования, контролирующим ход его выполнения, принимающим результаты работы. В завершении работы предусматривается процедура зашиты проекта перед коллективом класса, которая также требует наличия коммуникативных навыков у детей. 3. Бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь. Всё большее время у современных детей занимает работа за компьютером (не только над учебными заданиями). Поэтому для сохранения здоровья очень важно знакомить учеников с правилами безопасной работы за компьютером, с компьютерной эргономикой. 4. Готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов. Данное качество формируется в процессе развития навыков самостоятельной учебной и учебноисследовательской работы учеников. Выполнение проектных заданий требует от ученика проявления самостоятельности в изучении нового материала, в поиске информации в различных источниках. Такая деятельность раскрывает перед учениками возможные перспективы в изучении предмета, в дальнейшей профориентации в этом направлении. метапредметные результаты: 1. Умение самостоятельно определять цели и составлять планы; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать учебную и внеучебную (включая внешкольную) деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения целей; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях. Данная компетенция формируется при изучении информатики в нескольких аспектах: учебно-проектная деятельность: планирование целей и процесса выполнения проекта и самоконтроль за результатами работы; изучение основ системологии: способствует формированию системного подхода к анализу объекта деятельности; алгоритмическая линия курса: алгоритм можно назвать планом достижения цели исходя из ограниченных ресурсов (исходных данных) и ограниченных возможностей исполнителя (системы команд исполнителя). 2. Умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции другого, эффективно разрешать конфликты. Формированию данной компетенции способствуют следующие аспекты методической системы курса: формулировка многих вопросов и заданий к теоретическим разделам курса стимулирует к дискуссионной форме обсуждения и принятия согласованных решений; ряд проектных заданий предусматривает коллективное выполнение, требующее от учеников умения взаимодействовать; защита работы предполагает коллективное обсуждение ее результатов. 3. Готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников. Информационные технологии являются одной из самых динамичных предметных областей. В процессе изучения информатики ученики осваивают эффективные методы получения информации через Интернет, ее отбора и систематизации. 4. Владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения. Формированию этой компетенции способствует методика индивидуального дифференцированного подхода при распределении практических заданий, которые разделены на три уровня сложности: репродуктивный, продуктивный и творческий. Такое разделение станет для некоторых учеников стимулирующим фактором к переоценке и повышению уровня своих знаний и умений. Дифференциация происходит и при распределении между учениками проектных заданий. предметные результаты, которые ориентированы на обеспечение, преимущественно, общеобразовательной и общекультурной подготовки: Сформированность представлений о роли информации и связанных с ней процессов в окружающем мире Владение навыками алгоритмического мышления и понимание необходимости формального описания алгоритмов Владение умением понимать программы, написанные на выбранном для изучения универсальном алгоритмическом языке высокого уровня Владение знанием основных конструкций программирования Владение умением анализировать алгоритмы с использованием таблиц Владение стандартными приемами написания на алгоритмическом языке программы для решения стандартной задачи с использованием основных конструкций программирования и отладки таких программ Использование готовых прикладных компьютерных программ по выбранной специализации Владение системой базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира. Владение: универсальным языком программирования высокого уровня (по выбо ру), представлениями о базовых типах данных и структурах данных; умени ем использовать основные управляющие конструкции. Владение навыками и опытом разработки программ в выбранной среде программирования, включая тестирование и отладку программ; владение элементарными навыками формализации прикладной задачи и документирования программ. Владение основными сведениями о базах данных, их структуре, средствах соз дания и работы с ними. Сформированность представлений о компьютерных сетях и их роли в современном мире. Владение компьютерными средствами представления и анализа данных Сформированность базовых навыков и умений по соблюдению требований техники безопасности, гигиены и ресурсосбережения при работе со средствами информатизации Сформированность понимания основ правовых аспектов использования компьютерных программ и работы в Интернете В результате изучения учебного предмета «Информатика» на базовом уровне Выпускник на базовом уровне научится: - определять язык представления информации; - понимать «кодирование» и «декодирование» информации, «шифрование», «дешифрование». - использовать термины «информация», «сообщение», «данные», «кодирование», а также понимать разницу между употреблением этих терминов в обыденной речи и в информатике; - описывать размер двоичных текстов, используя термины «бит», «байт» и производные от них; - использовать термины, описывающие скорость передачи данных; - кодировать и декодировать тексты при известной кодовой таблице; - использовать основные способы графического представления числовой информации. - понимать термин «алгоритм»; знать основные свойства алгоритмов (фиксированная система команд, пошаговое выполнение, детерминированность, возможность возникновения отказа при выполнении команды); - составлять неветвящиеся (линейные) алгоритмы управления исполнителями и записывать их на выбранном алгоритмическом языке (языке программирования); - использовать логические значения, операции и выражения с ними; - понимать (формально выполнять) алгоритмы, описанные с использованием конструкций ветвления (условные операторы) и повторения (циклы), вспомогательных алгоритмов, простых и табличных величин; - - - - - создавать алгоритмы для решения несложных задач, используя конструкции ветвления (условные операторы) и повторения (циклы), вспомогательные алгоритмы и простые величины; создавать и выполнять программы для решения несложных алгоритмических задач в выбранной среде программирования. формализовать понятие «алгоритм» с помощью одной из универсальных моделей вычислений (машина Тьюринга, машина Поста и др.); анализировать предложенный алгоритм, например, определять, какие результаты возможны при заданном множестве исходных значений и при каких исходных значениях возможно получение указанных результатов; создавать, анализировать и реализовывать в виде программ базовые алгоритмы, связанные с анализом элементарных функций создавать собственные алгоритмы для решения прикладных задач на основе изученных алгоритмов и методов; использовать основные понятия, конструкции и структуры данных последовательного программирования, а также правила записи этих конструкций и структур в выбранном для изучения языке программирования; использовать в программах данные различных типов; выполнять обработку данных, выбирать тип цикла в зависимости от решаемой подзадачи; составлять циклы с использованием заранее определенного инварианта цикла; выполнять базовые операции с текстовыми и двоичными файлами; применять алгоритмы поиска и сортировки при решении типовых задач; проектировать собственное автоматизированное место; следовать основам безопасной и экономичной работы с компьютерами и мобильными устройствами; соблюдать санитарногигиенические требования при работе за персональным компьютером в соответствии с нормами действующих СанПиН. Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться: - познакомиться с тремя философскими концепциями информации - узнать о понятие информации в частных науках: нейрофизиологии, генетике, кибернетике, теории информации; - решать задачи на измерение информации, заключенной в тексте, с алфавитной точки зрения (в приближении равной вероятности символов) решать несложные задачи на измерение информации, заключенной в сообщении, используя содержательный подход (в равновероятном приближении) выполнять пересчет количества информации в разные единицы измерения - приводить примеры систем (в быту, в природе, в науке и пр.), анализировать состав и структуру систем различать связи материальные и информационные. - сопоставлять различные цифровые носители по их техническим свойствам рассчитывать объем информации, передаваемой по каналам связи, при известной скорости передачи - применять технические системы кодирования информации: азбука Морзе, телеграфный код Бодо - составлять алгоритмы решения несложных задач для управления машиной Поста - описывать данные, используя алфавит, содержащий только два символа, например, 0 и 1; - познакомиться с тем, как информация (данные) представляется в современных компьютерах; - работать в различных системах счисления; - познакомиться с двоичным кодированием текстов и наиболее употребительными современными кодами. - - познакомиться с использованием строк, деревьев, графов и с простейшими операциями с этими структурами; создавать программы для решения несложных задач, возникающих в процессе учебы и вне её. приводить примеры различных алгоритмов решения одной задачи, использовать понятие универсального алгоритма и приводить примеры осуществлять трассировку алгоритма работы с величинами путем заполнения трассировочной таблицы подбирать конфигурацию ПК в зависимости от его назначения соединять устройства ПК производить основные настройки БИОС работать в среде операционной системы на пользовательском уровне получать внутреннее представление целых чисел в памяти компьютера вычислять размер цветовой палитры по значению битовой глубины цвета работать с электронной почтой извлекать данные из файловых архивов осуществлять поиск информации в Интернете с помощью поисковых каталогов и указателей. создавать многотабличную БД средствами конкретной СУБД (например, MS Access) реализовывать простые запросы на выборку данных в конструкторе запросов реализовывать запросы со сложными условиями выборки реализовывать запросы с использованием вычисляемых полей используя табличный процессор строить регрессионные модели заданных типов осуществлять прогнозирование (восстановление значения и экстраполяцию) по регрессионной модели соблюдать основные правовые и этические нормы в информационной сфере деятельности 3. Содержание учебного предмета 10 класс Раздел 1. «Информация» Понятие информации. Представление информации, языки кодирование. Измерение информации. Алфавитный подход. Содержательный подход. Представление чисел в компьютере. Представление текста, изображения и звука в компьютере. Понятие об информации, ее свойствах, роли в информационном обществе. Способы получения информации. Измерение количества информации. Понятие о способах и единицах измерения информации. Подходы к измерению количества информации. Единицы измерения количества информации. Язык как способ представления информации: естественные и формальные языки. Дискретная форма представления информации. Представление текста, изображения и звука в компьютере. Кодирование текстовой информации. Кодирование графической информации. Кодирование звуковой информации. Представление числовой информации в различных системах счисления. Использование текстовой, графической, звуковой и числовой информации о городе и области. Практические работы. Практическая работа №1 по теме: «Шифрование данных». Практическая работа №2 по теме: «Измерение информации». Практическая работа №3 по теме: «Представление чисел». Практическая работа №4 по теме: «Представление изображения и звука». Контрольная работа №1 по теме: «Информация» Раздел 2. «Информационные процессы» Хранение информации. Передача информации. Обработка информации и алгоритмы. Автоматическая обработка информации. Информационные процессы в компьютере. Информационные процессы и технологии: сбор, обмен, хранение и обработка информации. Обработка информации и алгоритмы. Автоматическая обработка информации. Информационные процессы в компьютере. Организация личной информационной среды. Практические работы. Практическая работа №5 по теме: «Управление алгоритмическим исполнителем». Практическая работа №6 по теме: «Автоматическая обработка данных». Практическая работа №7 по теме: «Выбор конфигурации компьютера». Раздел 3 «Программирование обработки информации» Алгоритмы и величины. Структура алгоритмов. Паскаль – язык структурного программирования. Элементы языка Паскаль и типы данных. Операции, функции, выражения. Оператор присваивания, ввод и вывод данных. Логические величины, операции, выражения. Программирование ветвлений. Пример поэтапной разработки программы решения задачи. Программирование циклов. Вложенные и итерационные циклы. Вспомогательные алгоритмы и подпрограммы. Массивы. Организация ввода и вывода данных с использованием файлов. Типовые задачи обработки массивов. Символьный тип данных. Строки символов. Комбинированный тип данных. Понятие алгоритма. Исполнитель, система команд исполнителя. Свойства алгоритма. Способы описания алгоритма. Запись алгоритма с помощью блок-схем. Последовательность разработки программы. Основные алгоритмические конструкции. Запись алгоритма на языке программирования. Этапы выполнения программы на компьютере. Общие сведения о языке программирования Паскаль. Структура программы на языке Паскаль. Назначение и описание разделов программы. Переменные. Типы данных. Выражения. Ввод и вывод данных. Основные операторы, функции. Составной оператор. Условный оператор. Операторы цикла. Массивы. Объявление массива. Работа с элементами массива (заполнение и обработка массива). Алгоритмы сортировки. Операции с файлами. Тестирование и отладка программы. Практические работы. Практическая работа №8 по теме: «Программирование линейных алгоритмов». Практическая работа №9 по теме: «Программирование логических выражений». Практическая работа №10 по теме: «Программирование ветвящихся алгоритмов». Практическая работа №11 по теме: «Программирование циклических алгоритмов». Практическая работа №12 по теме: «Программирование с использованием подпрограмм». Контрольная работа № 2 по теме: «Программирование обработки информации» Практическая работа №13 по теме: «Программирование обработки одномерных массивов». Практическая работа №14 по теме: «Программирование обработки двумерных массивов». Практическая работа №15 по теме: «Программирование обработки строк символов». Итоговая контрольная работа. Содержание учебного предмета 11 класс Глава 1. Информационные системы и базы данных Что такое система. Модели систем. Пример структурной модели предметной области. Что такое информационная система. База данных – основа информационной системы. Проектирование многотабличной базы данных. Создание базы данных. Запрос как приложение информационной системы. Логические условия выбора данных. Основные понятия системологии: система, структура, системный эффект, подсистема. Основные свойства систем: целесообразность, целостность. «Системный подход» в науке и практике. Роль информационных процессов в системах. Состав и структура систем управления. Назначение информационных систем. Состав информационных систем. Разновидности информационных систем. База данных – основа информационной системы. Понятие базы данных (БД). Модели данных используемые в БД. Основные понятия реляционных БД: запись, поле, тип поля, главный ключ. Определение и назначение СУБД. Основы организации многотабличной БД. Схема БД. Целостность данных. Этапы создания многотабличной БД с помощью реляционной СУБД. Структура команды запроса на выборку данных из БД. Организация запроса на выборку в многотабличной БД. Практические работы: Практическая работа №1 по теме: «Модели систем». Практическая работа №2 по теме: Проектные задания по системологии». Практическая работа №3 по теме: Проектные задания по системологии» (реферат). Практическая работа №4 по теме: «Знакомство с СУБД Access». Практическая работа №5 по теме: «Создание БД Приемная комиссия». Практическая работа №6 по теме: «Проектные задания на самостоятельную работку БД». Практическая работа №7 по теме: «Реализация простых запросов в режиме дизайна». Практическая работа №8 по теме: «Расширение БД Приемная комиссия. Работа с формой». Практическая работа №9 по теме: «Реализация сложных запросов к БД Приемная комиссия». Практическая работа №10 по теме: «Проектные задания на самостоятельную работку БД». Практическая работа №11 по теме: «Создание отчета». Практическая работа №12 по теме: «Проектные задания на самостоятельную работку БД». Контрольная работа №1 по теме: «СУБД» Глава 2. Интернет Организация глобальных сетей. Интернет как глобальная информационная система. World Wide Web – Всемирная паутина. Инструменты для разработки веб-сайтов. Создание сайта «Домашняя страница». Создание таблиц и списков на веб-странице. Практические работы Практическая работа №13 по теме: «Интернет. Работа с электронной почтой и телеконференциями». Практическая работа №14 по теме: «Интернет. Работа с браузером. Просмотр web-страниц». Практическая работа №15 по теме: «Сохранение загруженных web-страниц». Практическая работа №16 по теме: «Работа с поисковыми системами». Практическая работа №17 по теме: «Разработка сайта «Моя семья». Практическая работа №18 по теме: «Разработка сайта «Животный мир». Практическая работа №19 по теме: «Разработка сайта «Наш класс». Проект «Разработка сайта» Проектное задание по теме: «Моя семья». Контрольная работа №2 по теме «Интернет». Глава 3. Информационное моделирование Компьютерное информационное моделирование. Моделирование зависимостей между величинами. Модели статистического прогнозирования. Моделирование корреляционных зависимостей. Модели оптимального планирования. Компьютерное информационное моделирование. Понятия: величина, имя величины, тип величины, значение величины. Моделирование между величинами. Математическая модель. Формы представления зависимостей между величинами. Использование статистики к решению практических задач. Регрессионная модель. Прогнозирование по регрессионной модели. Формализация задач из различных предметных областей. Формирование требований к информационной системе. Измерение ускорения свободного падения с помощью маятника. Практические работы: Практическая работа №20 по теме: «Получение регрессионных моделей». Практическая работа №21 по теме: «Прогнозирование». Практическая работа №22 по теме: «Расчет корреляционных зависимостей». Практическая работа №23 по теме: «Решение задачи оптимального планирования». Выполнение проекта «Получение регрессивных зависимости». Выполнение проекта «Корреляционный анализ». Выполнение проекта «Оптимальное планирование». Контрольная работа №3 по теме «Информационное моделирование» Глава 4. Социальная информатика Информационные ресурсы. Информационное общество. Правовое регулирование в информационной сфере. Информационное право и безопасность. 4. Тематическое планирование 10 КЛАСС (34 часа) Раздел Информация Количество часов 11 Информационные процессы 5 Программирование обработки информации 18 Итого 34 11 класс (33 часа) Раздел Количество часов Информационные системы и базы данных 14 Интернет 9 Информационное моделирование 6 Социальная информатика 4 ИТОГО 33