МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 18» ГОРОДА КАЛУГИ Рабочая программа по географии (базовый уровень) 10-11 классы Пояснительная записка Программа по географии составлена на основе: - Федерального государственного стандарта среднего общего образования, - Основной образовательной программы среднего общего образования МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 18» г. Калуги - Авторской программы В.П. Максаковского для 10-11 классов (базовый уровень) по географии - Учебного плана МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 18» г. Калуги При разработке рабочей программы были учтены основные идеи и положения Программы формирования и развития учебных универсальных действий для основного общего образования, которые нашли свое отражение в формулировках метапредметных и личностных результатов. Программа адресована учащимся среднего уровня обучения (10 - 11 классы). В учебном плане среднего общего образования география занимает место предмета по выбору из обязательной предметной области «Общественные науки». На изучение курса географии на базовом уровне предусматривается по 1 часу в неделю в 10 и 11 классах, всего за два года обучения — 67 часов. На изучение географии отводится в 10 классе по 34 ч (1 ч в неделю), в 11 классе 33 ч (1 ч в неделю). Изучение географии в школе позволяет сформировать комплексное, системное и социально ориентированное представление о Земле как планете людей, являющееся одной из основ практической повседневной жизни. География — единственная наука, изучающая природные и общественные явления, структуру, функционирование и эволюцию географической оболочки в целом, отдельных ее частей, природных и природнообщественных геосистем и их компонентов в целях научного обоснования территориальной организации общества. Кроме того, география — единственная наука, которая знакомит учащихся с территориальным (региональным) подходом как особым методом научного познания и инструментом воздействия на природные и социально-экономические процессы. Изучение курса географии в школе обеспечивает удовлетворение интеллектуальных потребностей индивида в знании населения и хозяйства Земли (повышение уровня культуры в обществе), ознакомление с сущностью природных и техногенных процессов в целях личной безопасности. Целью изучения географии в средней школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных, гуманистических и этических принципов и норм поведения. С учётом рассмотрения географического образования как компонента системы образования в целом следует отметить его огромное значение в социализации обучающихся и приобщении их к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере географической науки. Задачи изучения географии в средней школе формулируются на уровне требований к результатам освоения содержания предметных программ. Изучение предмета на базовом уровне призвано обеспечить: формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира; развитие познавательных качеств личности, в том числе познавательных интересов к изучению общих географических закономерностей и самому процессу научного познания; овладение учебно-познавательными и ценностно-смысловыми компетентностями для формирования географического мышления, определения географических аспектов природных, социально-экономических и экологических процессов и проблем; овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических, геоэкологических процессов и явлений; формирование общечеловеческих ценностей, экологического сознания, связанных с пониманием значимости географического пространства для человека, с заботой об окружающей среде на Земле и о её сохранении. Вклад учебного предмета в достижение целей среднего общего образования В системе среднего общего образования география — единственный школьный предмет, содержание которого одновременно охватывает многие аспекты как естественного, так и гуманитарно-общественного научного знания. Это позволяет формировать у учащихся: • комплексное представление о географической среде как среде обитания (жизненном пространстве) человечества посредством знакомства с особенностями жизни и хозяйства людей в разных географических условиях; • целостное восприятие мира не в виде набора обособленных природных и общественных компонентов, а в виде взаимосвязанной иерархии целостных природнообщественных территориальных систем, формирующихся и развивающихся по определенным законам. Школьный курс географии призван также способствовать предпрофильной ориентации учащихся. Планируемые результаты освоения учебного предмета Освоение программы по географии в средней школе предусматривает достижение следующих личностных результатов: • сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, любви к Отечеству и уважения к своему народу, чувства ответственности и долга перед Родиной, готовности к служению Отечеству в различных видах гражданской и профессиональной деятельности; • сформированность гражданской позиции выпускника как сознательного, активного и ответственного члена российского общества, уважающего закон и правопорядок, осознающего и принимающего свою ответственность за благосостояние общества, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности, ориентированного на поступательное развитие и совершенствование российского гражданского общества в контексте прогрессивных мировых процессов, способного противостоять социально опасным и враждебным явлениям в общественной жизни; • сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанному на диалоге культур, различных форм общественного сознания — науки, искусства, морали, религии, правосознания, понимание своего места в поликультурном мире; • сформированность основ личностного саморазвития и самовоспитания в обществе на основе общечеловеческих нравственных ценностей и идеалов российского гражданского общества с учётом вызовов, стоящих перед Россией и всем человечеством; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности (образовательной, учебно-исследовательской, коммуникативной и др.); • сформированность толерантности сознания и поведения личности в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; • сформированность навыков социализации и продуктивного сотрудничества со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественнополезной, учебно-исследовательской, учебно-инновационной и других видах деятельности; • сформированность нравственного сознания, чувств и поведения на основе сознательного усвоения общечеловеческих нравственных ценностей (любовь к человеку, доброта, милосердие, равноправие, справедливость, ответственность, свобода выбора, честь, достоинство, совесть, честность, долг), компетентность в решении моральных дилемм и осуществлении нравственного выбора; приобретение опыта нравственно ориентированной общественной деятельности; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; • сформированность основ эстетической деятельности как части духовнопрактического освоения действительности, форме восприятия и творческого созидания, включая эстетику быта, образования, научного и технического творчества, общественных отношений, отношения к природе; основы экологического мышления, осознание влияния общественной нравственности и социально-экономических процессов на состояние природной среды; Метапредметные результаты освоения программы по географии выпускниками средней школы должны отражать: • умение самостоятельно определять цели и составлять планы в различных сферах деятельности, осознавая приоритетные и второстепенные задачи; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать учебную, внеурочную и внешкольную деятельность с учётом предварительного планирования; использовать различные ресурсы для достижения целей; выбирать успешные стратегии в трудных ситуациях; • умение продуктивно общаться и взаимодействовать с коллегами по совместной деятельности, учитывать позиции другого (совместное целеполагание и планирование общих способов работы на основе прогнозирования, контроль и коррекция хода и результатов совместной деятельности), эффективно разрешать конфликты; • владение навыками исследовательской и проектной деятельности (определение целей и задач, планирование проведения исследования, формулирование гипотез и плана их проверки; осуществление наблюдений и экспериментов, использование количественных и качественных методов обработки и анализа полученных данных; построение доказательств в отношении выдвинутых гипотез и формулирование выводов; представление результатов исследования в заданном формате, составление текста отчёта и презентации с использованием информационных и коммуникационных технологий); • готовность и способность к информационной деятельности (поиск информации и самостоятельный отбор источников информации в соответствии с поставленными целями и задачами; умение систематизировать информацию по заданным признакам, критически оценить и интерпретировать информацию; умение хранить, защищать, передавать и обрабатывать информацию, умение переводить визуальную информацию в вербальную знаковую систему и наоборот; умение включать внешкольную информацию в процесс общего базового образования); • умение строить логическое доказательство; • умение определять назначение и функции различных социальных институтов, ориентироваться в социально-политических экономических событиях, оценивать их последствия, самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей; • умение использовать, создавать и преобразовывать различные символьные записи, схемы и модели для решения познавательных и учебных задач в различных предметных областях, исследовательской и проектной деятельности; Предметные результаты на базовом уровне изучения географии в средней школе должны быть ориентированы на освоение обучающимися систематических знаний и способов действий, присущих географии, а также поддерживать избранное обучающимися направление образования. • владение представлениями о современной географической науке, её участии в решении важнейших проблем человечества; • владение географическим мышлением для определения географических аспектов природных, социально-экономических экологических процессов и проблем; • сформированность системы комплексных социально ориентированных географических знаний о закономерностях развития природы, размещения населения и хозяйства, о динамике и территориальных особенностях процессов, протекающих в географическом пространстве; • владение умениями проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; • владение умениями использовать карты разного содержания для выявления закономерностей и тенденций, получения нового географического знания о природных, социально-экономических и экологических процессах и явлениях; • владение умениями географического анализа и интерпретации разнообразной информации; • владение умениями применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к изменению её условий; • сформированность представлений и знаний об основных проблемах взаимодействия природы и общества, о природных социально-экономических аспектах экологических проблем. Выпускник научится Выпускник получит возможность научиться – понимать значение географии как – характеризовать процессы, науки и объяснять ее роль в решении происходящие в географической среде; проблем человечества; сравнивать процессы между собой, делать – определять количественные и выводы на основе сравнения; качественные характеристики – переводить один вид информации в географических объектов, процессов, другой посредством анализа явлений с помощью измерений, статистических данных, чтения наблюдений, исследований; географических карт, работы с графиками – составлять таблицы, картосхемы, и диаграммами; диаграммы, простейшие карты, модели, – составлять географические отражающие географические описания населения, хозяйства и закономерности различных явлений и экологической обстановки отдельных процессов, их территориальные стран и регионов мира; взаимодействия; – делать прогнозы развития – сопоставлять и анализировать географических систем и комплексов в географические карты различной тематики результате изменения их компонентов; для выявления закономерностей социально– выделять наиболее важные экономических, природных и экологические, социально-экономические геоэкологических процессов и явлений; проблемы; – сравнивать географические объекты – давать научное объяснение между собой по заданным критериям; процессам, явлениям, закономерностям, – выявлять закономерности и протекающим в географической оболочке; тенденции развития социально– понимать и характеризовать экономических и экологических процессов причины возникновения процессов и и явлений на основе картографических и явлений, влияющих на безопасность статистических источников информации; окружающей среды; – раскрывать причинно-следственные – оценивать характер связи природно-хозяйственных явлений и взаимодействия деятельности человека и процессов; компонентов природы в разных – выделять и объяснять существенные географических условиях с точки зрения признаки географических объектов и концепции устойчивого развития; явлений; – раскрывать сущность – выявлять и объяснять географические аспекты различных текущих событий и ситуаций; – описывать изменения геосистем в результате природных и антропогенных воздействий; – решать задачи по определению состояния окружающей среды, ее пригодности для жизни человека; – оценивать демографическую ситуацию, процессы урбанизации, миграции в странах и регионах мира; – объяснять состав, структуру и закономерности размещения населения мира, регионов, стран и их частей; – характеризовать географию рынка труда; – рассчитывать численность населения с учетом естественного движения и миграции населения стран, регионов мира; – анализировать факторы и объяснять закономерности размещения отраслей хозяйства отдельных стран и регионов мира; – характеризовать отраслевую структуру хозяйства отдельных стран и регионов мира; – приводить примеры, объясняющие географическое разделение труда; – определять принадлежность стран к одному из уровней экономического развития, используя показатель внутреннего валового продукта; – оценивать ресурсообеспеченность стран и регионов при помощи различных источников информации в современных условиях функционирования экономики; – оценивать место отдельных стран и регионов в мировом хозяйстве; – оценивать роль России в мировом хозяйстве, системе международных финансово-экономических и политических отношений; – объяснять влияние глобальных проблем человечества на жизнь населения и развитие мирового хозяйства. интеграционных процессов в мировом сообществе; – прогнозировать и оценивать изменения политической карты мира под влиянием международных отношений; – оценивать социально-экономические последствия изменения современной политической карты мира; – оценивать геополитические риски, вызванные социально-экономическими и геоэкологическими процессами, происходящими в мире; – оценивать изменение отраслевой структуры отдельных стран и регионов мира; – оценивать влияние отдельных стран и регионов на мировое хозяйство; – анализировать региональную политику отдельных стран и регионов; – анализировать основные направления международных исследований малоизученных территорий; – выявлять особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда; – понимать принципы выделения и устанавливать соотношения между государственной территорией и исключительной экономической зоной России; – давать оценку международной деятельности, направленной на решение глобальных проблем человечества. Содержание курса Введение (1 ч) Положение географии в системе наук. Традиционные и новые методы географических исследований. Географическая карта – особый источник информации о действительности. Географическая номенклатура. Статистический метод – один из основных в географии. Этапы статистического изучения географических явлений и процессов. Виды статистических материалов. Другие способы и формы получения географической информации: экспедиции, стационарные наблюдения, камеральная обработка, опыты, моделирование. Геоинформационные системы как средство получения, обработки и представления пространственнокоординированных географических данных Политическая карта мира (5 ч) Формирование политической карты мира. Современная политическая карта мира как итог нескольких тысячелетий её формирования. Изменения политического облика мира на рубеже XX—XXI вв. Распад СССР. Количественные и качественные сдвиги на карте мира. Государство — главный объект политической карты. Территория и границы государства. Делимитация и демаркация границ. Международные территории и территории с неопределённым статусом. Формы правления государств — монархическая и республиканская. Формы государственного устройства — унитарные и федеративные государства. Основные типы стран; критерии их выделения. Политическая география и геополитика. Территориальная дифференциация политических явлений и процессов. Основные политические и военные союзы в современном мире. Организация Объединённых Наций, её структура и роль в современном мире. Практическая работа 1. Работа на контурной карте «Государственный строй стран мира». Природа и человек в современном мире (6 ч) Освоение человеком планеты Земля. Познание глубокой связи между человечеством и природой — миссия географической науки. Эволюция природы до появления человека. Географическая оболочка Земли — сфера взаимопроникновения и взаимодействия литосферы, атмосферы, гидросферы и биосферы и среда жизни человека. Взаимоотношения людей с природой на разных этапах развития цивилизации. Индустриализация и природопользование. Возрастание антропогенного давления на Землю в ХХ—XXI вв. Техногенез, его нынешние и будущие возможные последствия. Освоение пустынных и полупустынных районов Африки, Азии, Австралии. Вовлечение в хозяйственный оборот арктических и субарктических районов — приполярных территорий на Севере России, Канадском Севере, Аляске. Освоение предгорных и горных районов мира. Освоение шельфовых акваторий Мирового океана. Естественный, антропогенный, культурный ландшафты. Природные ресурсы и развитие стран. Многозначность понятия «ресурсы». Связь природных и экономических ресурсов. Человек как связующее звено между природными и экономическими ресурсами. Роль природных ресурсов в жизни общества. Виды природных ресурсов, ресурсообеспеченность. Возобновляемые и не возобновляемые ресурсы. Обеспеченность стран стратегическими ресурсами — нефтью, газом, ураном, рудными ископаемыми и др. Природно-ресурсный потенциал России. Земельный фонд мира, его структура. Обеспеченность человечества пресной водой, понятие о «водном голоде» на планете. Гидроэнергоресурсы Земли, перспективы их использования. Лесные ресурсы, их размещение по природным зонам и странам; масштабы обезлесения. Роль природных ресурсов Мирового океана в жизни человечества; марикультура. Другие виды природных ресурсов. Истощение природных ресурсов. Ресурсосберегающая, малоотходная и энергосберегающая технологии. Утилизация вторичного сырья. Практическая работа 2. Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран (регионов) мира. Население мира (6 ч) Современная демографическая ситуация. Рост населения Земли — от медленного до ускоренного. Суть и причины «демографического взрыва» в ХХ в. Численность и размещение населения в разных регионах и странах мира. Депопуляционные процессы в развитых странах. Демографическая ситуация в России. Демографическая политика. Структура населения. Возрастно-половой состав населения мира. Расовый, этнический, религиозный, языковой, социальный состав населения мира, крупных стран и регионов. Особенности уровня и качества жизни населения в разных странах и регионах мира. Индекс развития человеческого потенциала (ИЧРП). Миграции. Миграции населения — внутренние и внешние. Современные миграционные процессы в мире. Острая проблема социальной адаптации иммигрантов (Западная Европа, Россия и т. д.). Понятие мультикультурализма. Занятость и расселение. Занятость населения мира, крупных стран и регионов. Расселение населения. Специфика городских и сельских поселений. Масштабы и темпы урбанизации различных стран и регионов мира. Судьба мегалополисов. География религий. Взаимосвязь культур и религий. Территориальное распространение христианства, ислама, буддизма, крупных национальных религий. Современные цивилизации. Географические рубежи современных цивилизаций. Цивилизации Запада и цивилизации Востока. Культурные районы мира. Глобализация и судьбы локальных культур. Практическая работа 3. Составление сравнительной оценки трудовых ресурсов стран и регионов мира. НТР и мировое хозяйство (7 ч) Понятие о НТР, её характерные черты и составные части. Мировое хозяйство. Международное географическое разделение труда. Отраслевая и территориальная структура мирового хозяйства. Факторы размещения производительных сил. Практическая работа 4. Региональные и отраслевые группировки стран География отраслей мирового хозяйства (9 ч) Мировая экономика. Отраслевая и территориальная структура мировой экономики. Динамика и тенденции её развития вначале XXI в. Четыре сектора мировой экономики. Социально-экономические модели стран. Государства аграрные, аграрно-сырьевые, индустриальные, постиндустриальные. Развитые и развивающиеся страны. Государства — центры экономической мощи и «аутсайдеры»; «полюсы» бедности; высокоразвитые страны Западной Европы; страны переселенческого типа; новые индустриальные страны; страны внешне ориентированного развития. География важнейших отраслей. Добывающая и обрабатывающая промышленность. Сельское хозяйство. Транспорт. Сфера услуг. Международное географическое разделение труда. Отрасли международной специализации стран и регионов мира. Экономическая интеграция в современном мире. Крупнейшие международные отраслевые и региональные союзы в экономической сфере (ЕС, НАФТА и др.). Крупнейшие мировые фирмы и транснациональные корпорации (ТНК). Внешние связи — экономические, научнотехнические. Производственное сотрудничество, создание свободных экономических зон (СЭЗ). Международная торговля — основные направления и структура. Главные центры мировой торговли. Практическая работа 5. Составление экономико-географической характеристики одной из отраслей (по выбору) промышленности мира. Регионы и страны мира Географические регионы. Понятие о географическом регионе. Основные варианты регионального деления мира. Культурно-исторические регионы мира, их основные характеристики. Географические особенности стран и регионов. Специфические и типологические черты стран и регионов, играющих видную роль в функциональном механизме мировой политики и экономики. Зарубежная Европа (7 ч) Общая характеристика Зарубежной Европы. Население и хозяйство. Субрегионы и страны Зарубежной Европы. Великобритания, Италия, Франция, Германия - ведущие страны мира. Практическая работа 1. Составление сравнительной экономико-географической характеристики двух стран «большой семерки». Зарубежная Азия. Австралия (7 ч) Общая характеристика Зарубежной Азии. Население и хозяйство. Китай, Япония, Индия. Австралийский Союз. Практическая работа 2. Отражение на картосхеме международных экономических связей Японии. 3. Составление картосхемы, отражающей международные экономические связи Австралийского Союза, объяснение полученного результата. Африка (4 ч) Общая характеристика региона «Африка». Население и хозяйство стран Африканского региона. Субрегионы Северной и Тропической Африки. Северная Америка (6 ч) Общая характеристика США. Макрорегионы США. Население и хозяйство США. Канада. Практическая работа 4. Составление характеристики Канады. Латинская Америка (4 ч) Общая характеристика региона «Латинская Америка». Население и хозяйство Латинской Америки. Бразилия. Россия в современном мире (2 ч) Россия на карте мира и в системе международных отношений. Геополитическое положение России. ПРП страны. Население России. Количественные и качественные характеристики населения. Место России в мировом хозяйстве. Глобальные проблемы человечества (3 ч) Глобальные процессы. Глобальные процессы и человечество. Континентальные, региональные, зональные, локальные проявления глобальных процессов. Понятие о глобальных проблемах современности — естественно-научных и общественных. Старые и новые глобальные проблемы. Приоритетные глобальные проблемы. Энергетическая, сырьевая, продовольственная, демографическая, экологическая проблемы. Проблема отсталости. Характер, масштабы, острота, региональные проявления глобальных проблем. Геоэкология — фокус глобальных проблем человечества. Общие и специфические экологические проблемы разных регионов Земли. Взаимосвязь глобальных проблем человечества, наиболее прочные звенья, связывающие их воедино. Возможные пути решения («смягчения») глобальных проблем. Необходимость переоценки человечеством некоторых ранее устоявшихся экономических, политических, идеологических и культурных ориентиров. Роль географии в исследовании глобальных проблем человечества. Практическая работа 5. Выявление по картам регионов мира с неблагоприятной экологической обстановкой. Учебно-тематический план 10 – 11 класс (67 часов) № п/п Наименование разделов и тем Всего часов Практические работы 10 класс Введение Часть 1. Общая характеристика мира Современная политическая карта 1 мира Природа и человек в современном 2 мире 3 Население мира Научно-техническая революция и 4 мировое хозяйство География отраслей мирового хозяй5 ства ИТОГО 11 класс Часть 2. Региональная характеристика мира 6 Зарубежная Европа 1 33 5 1 6 1 6 1 7 1 9 1 34 5 30 7 1 2 7 Зарубежная Азия. Австралия 7 8 Африка 4 9 Северная Америка 6 10 Латинская Америка 4 11 Россия в современном мире. Часть 3. Глобальные проблемы человечества (обобщение знаний) 12 Глобальные проблемы человечества 1 2 3 3 1 ИТОГО 33 5 ВСЕГО 67 10 Календарно-тематическое планирование по географии. 10 класс № п/п 1 2 3 4 Дата Тема урока Характеристика видов учебной деятельности учащихся Введение – 1 час Введение. Цели и задачи курса «ЭкономиОпределяют и формулируют цели, задачи на предстоящий уч. год, ческая и социальная география мира». Меизучают структуру курса и её особенности. тоды географических исследований. Упражняются в нахождении нужной информации в УМК курса, ориентируются в устройстве учебника. Получают представление о положении географии в системе наук. Повторяют материал о методах географических исследований. I. Общая характеристика мира. 33часа. Тема 1. Современная политическая карта мира – 5 часов. Количество и группировка стран. Получают представление о формировании ПКМ, политической географии. Знакомятся с типологией стран. Объясняют причины группировки стран. ВВП, ВНП, ИЧР. Экономически развитые, развивающиеся и Разбирают особенности групп стран по уровню развития экономики. страны с переходной экономикой. Изучают количественные и качественные сдвиги. Называют и показывают крупные страны-представители разных групп. Влияние международных отношений на по- Прослеживают изменения политической карты в связи с различными литическую карту. историческими событиями. Изучают основные этапы изменения политической карты мира. Характеризуют по картам особенности ПГП стран. 5 6 7 Государственный строй стран мира. Практическая работа 1. Работа на контурной карте «Государственный строй стран мира». Политическая география. Расширяют знания о формах государственного правления и территориально-административного устройства, сущности монархической и республиканской форм правления. Уясняют черты различия федеративного и унитарного устройство территории. Приводят примеры. Характеризуют геополитическое положение страны по типовому плану. Тема 2. Природа и человек в современном мире – 6 часов. Взаимодействие общества и природы. Усваивают разницу между понятиями «природная» и «географическая среда». Рассматривают примеры негативного воздействия чело- века на природы. 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 Ресурсообеспеченность. Минеральные, земельные ресурсы. Ресурсы: водные, биологические. Ресурсы Мирового океана, рекреационные, климатические. Практическая работа 2. Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран (регионов) мира. Загрязнение окружающей среды. Знакомятся с понятием «ресурсообеспеченность», классификацией ресурсов и актуальностью их использования. Рассчитывают ресурсообеспеченность на основе статистических данных. Анализируют карты и характеризуют размещение природных ресурсов мира. Устанавливают источники загрязнения, пути и методы решения проблемы, направления природоохранной деятельности. Характеризуют проблемы регионов различных типов природопользования. Ресурсоведение и геоэкология. Овладевают понятиями: природно-ресурсный потенциал, ресурсный цикл, мониторинг окружающей среды. Тема 3. География населения мира – 6 часов. Численность и типы Повторяют понятие «воспроизводство населения», дают характеривоспроизводства населения стику типов воспроизводства, называют причины высоких либо низких темпов роста населения в разных группах стран. Демографическая политика. Качество насе- Знакомятся с сущностью демографической политики, теория ления. ей демографического перехода. Анализируют карты и статистические материалы для объяснения различий в направленности демографической политики в разных странах. Структура населения. Знакомятся с особенностями полового, возрастного состава населеПрактическая работа 3. Составление ния мира, мировыми религиями и их ареалами размещения. сравнительной оценки трудовых ресурсов Делают выводы об обеспеченности развитых и развивающихся стран стран и регионов мира. трудовыми ресурсами. Размещение и миграции населения. Расширяют знания об основных видах и потоках миграции, указывают причины миграции. Работают с картой плотности населения, объясняют причины неравномерного размещения населения и механического движения. Городское и сельское население. Знакомятся с понятием «урбанизация». Узнают о её уровнях и темпах в разных группах стран. Называют примеры воздействия урбанизации на окружающую среду, рассматривают проблемы крупных городов, 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 формы сельского расселения. Повторяют основные понятия темы, характеристики населения мира, направления демографической политики в разных группах стран. Тема 4. НТР и мировое хозяйство – 7 часов. НТР. Понятие, основные черты и составные Знакомятся с понятием «НТР», получают представление о составе и части. чертах. Объясняют значение НТР в развитии хозяйства. Мировое хозяйство и международное геоУсваивают понятие «Мировое хозяйство», черты и составные части графическое разделение труда. ТНК. Определяют отрасли международной специализации по статистическим материалам. Отраслевая структура мирового хозяйства. Выявляют типы структур: доиндустриальной, индустриальной, постиндустриальной. Объясняют воздействие НТР на отраслевую структуру материального производства (промышленность и с/х). Территориальная структура мирового хоУстанавливают виды районов, различающихся уровнем экономичезяйства. ского развития, рассматривают направления региональной политики для разных районов. Практическая работа 4. Региональные и Знакомятся с составом крупнейших региональных и отраслевых отраслевые группировки стран группировок стран, наносят их на к/к, делают выводы о причинах их образования. Факторы размещения. Уясняют сущность факторов размещения, деление их на группы по времени возникновения. Определяют факторы размещения мирового хозяйства на примере отдельных стран. Обобщение по теме. Закрепляют основные понятия темы. Объясняют особенности структуры мирового хозяйства, факторы размещения производств. Тема 5. География отраслей мирового хозяйства – 9 часов. География промышленности. ТЭК. ЭлекПриводят примеры старых, новых и новейших отраслей хозяйства. троэнергетика. Устанавливают основные центры нефтяной, газовой и угольной промышленности. Горнодобывающая промышленность, меУстанавливают основные центры добывающей промышленности, металлургия, машиностроение таллургии, машиностроения. Определяют по картам основных производителей и экспортёров продукции. Химическая, лесная и лёгкая промышленНазывают страны-лидеры химической промышленности, определяют ность. по картам особенности размещения мировых лесных ресурсов, осПрактическая работа 5. Составление эконовные центры мировой лёгкой промышленности. Обобщение по теме. номико-географической характеристики одной из отраслей (по выбору) промышленности мира. Сельское хозяйство. Растениеводство. Животноводство. Рыболовство. 29 30 33 География транспорта. Сухопутный транспорт. Водный и воздушный транспорт. Транспорт и окружающая среда. Всемирные экономические отношения. 34 Обобщение по теме. 31 32 Составляют характеристику отрасли хозяйства по типовому плану. Знакомятся с понятием «Зеленая революция». Определяют по картосхемам районы распространения с/х культур, животноводства и рыболовства. Приводят примеры влияния с/х на природу. Усваивают понятие «Мировая транспортная система», характеризуют различные виды транспорта. Приводят примеры влияния транспорта на окружающую среду. Определяют оптимальный вид транспорта для отдельных стран. Называют основные виды всемирных экономических отношений. Объясняют понятия: СЭЗ, страны с открытой экономикой, торговый баланс. Закрепляют основные понятия темы, выделяют и характеризуют основные черты размещения промышленности, состав и черты Мировой транспортной системы, с/х. Календарно-тематическое планирование по географии. 11 класс № п/п 1 2 3 4 5 Дата Тема урока Характеристика видов учебной деятельности учащихся II. Региональная характеристика мира. 30 часов. Тема 6. Зарубежная Европа - 7часов. Зарубежная Европа. Географическое полоЗнакомятся с особенностями экономико-географической характерижение. Население. стикой региона. Определяют природно-ресурсный потенциал стран Европы. Хозяйство. Промышленность Европы. Выявляют особенности хозяйства, отрасли специализации региона, уровень развития и специфику промышленности, с/х, транспортной Сельское хозяйство. Транспорт. системы и развития туризма. Наука. Финансы. Туризм. Географический рисунок расселения и хоУзнают виды районов в пределах Европейского региона. Выделяют 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 зяйства. Субрегионы и страны Европы. сходство и различие в специализации хозяйства. Получают представление о составе региона. Выявляют особенности субрегионов, используя диаграммы. А так же природно-ресурсный потенциал, население, особенности хозяйства, проблемы развития на примере ФРГ. Составляют комплексную характеристику стран по статистическим и графическим материалам, картам атласа. Делают вывод о причинах различия. Показывают по карте страны и столицы Зарубежной Европы. Обобщение по теме. Практическая работа 1. Составление сравнительной экономико-географической характеристики двух стран «большой семерки». Тема 7. Зарубежная Азия. Австралия - 7часов. Географическое положение. Природные Получают представление о составе региона, природных условиях и условия. Население. ресурсообеспеченности. Изучают состав и размещение населения. Хозяйство. Охрана окружающей среды. Определяют пять центров экономической мощи, специализацию с/х районов. Работают с картой и статистическим материалом для составления более полной характеристики региона. Китай. Оценивают ЭГП страны, природно-ресурсный потенциал, особенноЯпония. сти населения и хозяйства. Практическая работа 2. Отражение на картосхеме международных экономических Преобразуют сведения (текст, таблицы, схемы) о международных связей Японии. экономических связях страны в графический вид. Индия. Австралия. Практическая работа 3. Составление картосхемы, отражающей международные экономические связи Австралийского Союза, объяснение полученного результата. Обобщение по теме. Дают общую характеристику региона, особенностей хозяйства и населения. Показывают по карте страны и столицы Азиатского региона и излагают специфику крупнейших государств. Тема 8. Африка - 4часа. Общая характеристика Африки. Описывают ГП, природу и ресурсообеспеченность континента. ОцеПоложение, природа и ресурсы. нивают природно-ресурсный потенциал территории. Рассматривают 16 17 18 19 20 21 22-23 24 25 26 27 28 проблемы экологического характера. Выявляют особенности состава, воспроизводства, размещения населения и хозяйства. Субрегионы Африки. Сравнивают страны разных субрегионов по особенностям специализации хозяйства. Познают ценности культуры африканских народов. Обобщение по теме. Показывают по карте страны Африканского региона. Дают комплексную характеристику страны по типовому плану. Тема 9. Северная Америка - 6часов. Общая характеристика США. Выявляют особенности ЭГП, ПГП страны, основные черты размещеНаселение. ния населения. Работают с статистическим и картографическим материалам. Хозяйство США Знакомятся с понятия: «вторая экономика», «валовый нац. продукт». Анализируют картографические материалы. Сельское хозяйство. Транспорт. Уясняют суть постадийной специализации и особенности размещения с/х культур США, определяют структуру транспортной сети, объясняют термин – «соседский» туризм. Макрорайоны США. Составляют краткую характеристику макрорайонов США, пользуясь картосхемами и диаграммами. Канада. Поясняют особенности ЭГП, ПГП страны, основные черты размещеПрактическая работа 4. Составление ха- ния населения и хозяйства страны. Составляют характеристику страрактеристики Канады. ны, используя дополнительные источники информации. Тема 10. Латинская Америка - 4часа. Географическое положение. Население. Раскрывают особенности ЭГП, ПГП стран, основные черты размещения населения. Выявляют основные черты размещения и структуры населения. Выводят понятие – «Ложная урбанизация». Хозяйство. Анализируют картографические и статистические материалы с целью оценки природно-ресурсного потенциала и уровня экономического развития. Приводят примеры региональной политики ряда стран. Бразилия. Оценивают ЭГП страны, природно-ресурсный потенциал, особенности населения и хозяйства. Обобщение по теме. Дают общую характеристику региона, особенностей хозяйства и населения. Показывают по карте страны и столицы Латиноамериканского региона. Население и хозяйство Африки. 29 30 31 32 33 Тема 11. Россия в современном мире - 2часа. Место Росси в мировой политике, в приОценивают ПГП страны. Характеризуют современные границы Росродно-ресурсном и людском потенциале. сии, выявляют зоны пограничных конфликтов. Оценивают место России в системе международных, финансово-экономических и политических отношений. Место Росси в мировом хозяйстве. Формируют представление об основных направлениях сотрудничества России с другими странами мира. III. Глобальные проблемы человечества. 3 часа. Тема 12. Глобальные проблемы человечества - 3 часа. Понятие о глобальных проблемах. Изучают географические аспекты глобальных проблем. Практическая работа 5. Выявление по Классифицируют те или иные явления и раскрывают их сущность. картам регионов мира с неблагоприятной Усматривают и приводят примеры взаимосвязи различных глобальэкологической обстановкой. ных проблем. Глобальные гипотезы, прогнозы, проекты. Осваивают основные направления в решении глобальных проблем. Имеют представление о гипотезах, прогнозах и проектах. Стратегия устойчивого развития. Знакомятся с понятием – «Устойчивое развитие». Прослеживают тенденцию устойчивого развития в разных сферах хозяйства. ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ СВЕДЕНИЯ О СЕРТИФИКАТЕ ЭП Сертификат 603332450510203670830559428146817986133868575809 Владелец Жандарова Лариса Борисовна Действителен С 29.03.2021 по 29.03.2022