Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №18» г. Калуги ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «Литература» 10–11 класс СОДЕРЖАНИЕ 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА: 1.1. Цели изучения учебного предмета; 1.2. Задачи изучения учебного предмета. 2. Планируемые результаты изучения учебного метапредметные и предметные). 3. Содержание учебного предмета «Литература». 4. Тематическое планирование. предмета (личностные, Пояснительная записка Рабочая программа по предмету «Литература» разработана на основе ФГОС СОО, требований к результатам освоения основной образовательной программы среднего общего образования Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школы №18» г.Калуги с учётом Примерной программы среднего общего образования по предмету «Литература» и авторской программы В.Ф.Чертова «Программы общеобразовательных учреждений по литературе 5 – 11 классы (базовый и профильный уровни), М: «Просвещение» . Общие цели учебного предмета. Целью реализации основной образовательной программы среднего общего образования по предмету «Литература» является освоение содержания предмета «Литература» и достижение обучающимися результатов изучения в соответствии с требованиями, установленными ФГОС СОО. Главными задачами реализации программы являются: - овладение учащимися современным филологическим метаязыком; - выработка умений и навыков практического анализа литературного произведения и их использование в разных сферах деятельности; - отбор литературного материала и определение приемов работы с ним; - формирование у учащихся устойчивого интереса и мотивации к чтению и непосредственному восприятию литературных произведений, к постижению их художественной специфики на основе филологического анализа (целостного или в заданном аспекте); - формирование у учащихся устойчивого интереса и мотивации к высказыванию собственных оценок и суждений по поводу прочитанного, представлению интерпретации литературного произведения; - осознание учащимися осваиваемых ими на уроках литературы знаний и умений как личностно и общественно значимых и практически применимых в повседневной жизни. Согласно учебному плану школы на изучение предмета «Литература» отводится: в 10 классе – 102 часа, из них на развитие речи 12 часа, контрольных работ 2; в 11 классе – 99 часов, из них на развитие речи 10 часов, контрольных работ 2. Срок реализации рабочей программы 2 года. Литература как искусство словесного образа – это особый способ познания жизни, представление художественной модели мира, которая обладает таким важным преимуществом перед собственно научной картиной бытия, как высокая степень эмоционального воздействия. При этом художественная картина жизни человека, нарисованная в литературном произведении при помощи слов, осваивается нами не только в чувственном восприятии (эмоционально), но и в интеллектуальном понимании (рационально). Литературу не случайно сопоставляют с философией, историей, психологией, называют художественным исследованием, человековедением, учебником жизни. Литература как один из ведущих гуманитарных учебных предметов в российской школе предоставляет огромные возможности для формирования духовно богатой, разносторонне развитой личности, в жизни которой особое значение имеют культурные традиции, подлинные нравственные и эстетические ценности, нашедшие отражение, в частности, в лучших произведениях отечественной и мировой литературы. Приобщение к гуманистическим ценностям культуры и развитие творческих способностей – необходимые условия становления человека эмоционально богатого и интеллектуально развитого, способного конструктивно и вместе с тем критически относиться к себе и к окружающему миру. Как часть образовательной области «Филология», учебный предмет «Литература» способствует развитию мышления и речи школьников, формированию комплекса коммуникативных умений, без которых невозможна социализация личности, раскрытие ее потенциальных возможностей. Уместно вспомнить известные слова Н. М. Карамзина: «Авторы помогают согражданам лучше мыслить и говорить». В программе реализуется деятельностный подход, предполагающий овладение конкретными умениями и навыками, связанными с чтением, анализом и интерпретацией художественного текста, а также практическое их использование в процессе создания собственных устных и письменных речевых высказываний, исследовательских и творческих работ, в учебной деятельности и в различных сферах коммуникации и ситуациях общения. При этом сохраняется достаточно традиционный перечень литературных произведений, без изучения которых невозможно приобщение школьников к подлинным ценностям отечественной и зарубежной литературы, духовному опыту русского народа, нашедшему отражение в фольклоре и русской классической литературе как художественном явлении, вписанном в историю мировой культуры и обладающем несомненной национальной самобытностью. Формулируются ключевые теоретико-литературные проблемы, задающие основные направления работы с художественным текстом, диктующие выбор аспектов анализа и видов деятельности по освоению литературных произведений и сведений по теории и истории литературы: 10 класс – литературный процесс; литературное произведение в историко-культурном контексте; 11 класс – литературный процесс; традиции и новаторство; интертекстуальные связи литературного произведения. В 10 классе представления учащихся о художественном мире литературного произведения (писателя) обогащаются сведениями об основных тенденциях развития литературы, вводится понятие литературного процесса. Литературные произведения рассматриваются в контексте творчества писателя, социально-историческом и историкокультурном контексте, с учетом идейных и художественных исканий эпохи, литературной полемики. Повторение и обобщение сведений о романтизме и реализме в русской литературе первой половины XIX века дает возможность подготовить учащихся к постижению особенностей индивидуального стиля крупнейших представителей русской литературы второй половины XIX века: Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, А. К. Толстого, Н. А. Некрасова, А. Н. Островского, И. С. Тургенева, И. А. Гончарова, Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого, М. Е. Салтыкова-Щедрина, Н. С. Лескова, А. П. Чехова. В 11 классе обобщаются сведения об основных тенденциях в развитии русской литературы, доминантах литературного процесса (реализме, модернизме), о роли традиций и новаторства в литературе, особое внимание уделяется интертекстуальным связям литературного произведения. На завершающем этапе литературного образования изучается русская литература XX века, анализируются художественные открытия самых значительных ее представителей: А. А. Блока, И. А. Бунина, М. Горького, А. А. Ахматовой, В. В. Маяковского, С. А. Есенина, М. И. Цветаевой, Б. Л. Пастернака, М. А. Булгакова, А. П. Платонова, М. А. Шолохова, А. Т. Твардовского, В. М. Шукшина, И. А. Бродского. Особое значение приобретает повторение и обобщение изученного, установление преемственных связей в развитии литературы, анализ «вечных» тем и «вечных» образов, обращение к гуманистической традиции русской литературы, а также индивидуализация учебных заданий, содержания и форм текущего контроля с учетом профиля обучения и избранной будущим выпускником сферы деятельности. Планируемые результаты освоения учебного предмета "Литература" (10 класс) ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Обучающийся получит возможность для формирования следующих личностных УУД: приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры; формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка; собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений; понимание авторской позиции и свое отношение к ней; представления о многообразии окружающего мира, некоторых духовных традициях русского народа; представления об этических чувствах (доброжелательности, сочувствия, сопереживания, отзывчивости, любви ко всему живому на Земле и др.); мотивов к творческой проектной деятельности. МЕТАПРЕДМЕНТЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Обучающийся получит возможность для формирования регулятивных УУД: • поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого, выделение характерных причинно-следственных связей; • сравнение, сопоставление, классификация; • самостоятельное выполнение различных творческих работ; • способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде; • осознанное беглое чтение, проведение информационно-смыслового анализа текста, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.); • владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей; • составление плана, тезисов, конспекта; • подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности; • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных; • самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей. Обучающийся получит возможность для формирования познавательных УУД: понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы; понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания; овладение навыками анализа литературного произведения: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений; определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительновыразительных средств языка; владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения; Обучающийся получит возможность для формирования следующих коммуникативных УУД: • восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие; умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог; написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Общие предметные результаты освоения программы: 1. Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров. 2. Выразительное чтение. 3. Различные виды пересказа. 4. Заучивание наизусть стихотворных текстов. 5. Определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду, жанру. 6. Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта. 7. Выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения. 8. Участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента. 9. Подготовка рефератов, докладов; написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений. Предметные результаты освоения основных содержательных линий программы В результате изучения литературы ученик должен знать /понимать: • образную природу словесного искусства; • содержание изученных литературных произведений; • основные факты жизни и творчества писателей-классиков Х1Х-ХХ вв., этапы их творческой эволюции; • историко-культурный контекст и творческую историю изучаемых произведений; • основные закономерности историко-литературного процесса; сведения об отдельных периодах его развития; черты литературных направлений и течений; • основные теоретико-литературные понятия; уметь: • воспроизводить содержание литературного произведения; • анализировать и интерпретировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); • анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения; • соотносить художественную литературу с фактами общественной жизни и культуры; • раскрывать роль литературы в духовном и культурном развитии общества; • раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; • связывать литературную классику со временем написания, с современностью и с традицией; • выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы; • соотносить изучаемое произведение с литературным направлением эпохи; выделять черты литературных направлений и течений при анализе произведения; • определять жанрово-родовую специфику литературного произведения; • сопоставлять литературные произведения, а также их различные художественные, критические и научные интерпретации; • выявлять авторскую позицию, характеризовать особенности стиля писателя; • выразительно читать изученные произведения (или фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения; • аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению; • составлять планы и тезисы статей на литературные темы; • писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения различных жанров на литературные темы; • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Литература» (11 класс) ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, осознание своей этнической принадлежности, знание истории; постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение: осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы; формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, духовное многообразие современного мира; формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям; освоение социальных норм, правил поведения. развитие чувства любви к родине, чувства гордости за свою родину, народ, великое достояние русского народа – русский язык; развитие чувства прекрасного и эстетических чувств через выразительные возможности языка, анализ пейзажных зарисовок и репродукций картин и др.; представление о бережном отношении к материальным ценностям; развитие интереса к проектно-творческой деятельности. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Регулятивные УУД самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности; выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели; составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы; работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно; в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки. Познавательные УУД анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений. осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта. составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.). уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность. Коммуникативные УУД слушать собеседника и понимать речь других; Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.). оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста); принимать участие в диалоге, общей беседе, выполняя правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и др.); признавать существование различных точек зрения; воспринимать другое мнение и позицию; формулировать собственное мнение и аргументировать его. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Общие предмет понимание ключевых проблем изученных произведений. понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания; умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; объяснять значение веществ в жизни и хозяйстве человека. определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительновыразительных средств языка; приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры. Предметные результаты освоения основных содержательных линий программы В результате изучения литературы на базовом уровне ученик должен знать/понимать: • образную природу словесного искусства; • содержание изученных литературных произведений; • основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX–XX вв.; • основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений; • основные теоретико-литературные понятия; уметь: • воспроизводить содержание литературного произведения; • анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения; • соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи; • определять род и жанр произведения; • сопоставлять литературные произведения; • выявлять авторскую позицию; • выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения; • аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению; • писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы. использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: • для создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка; • участия в диалоге или дискуссии; • самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости; • определения своего круга чтения и оценки литературных произведений. • определения своего круга чтения по русской литературе, понимания и оценки иноязычной русской литературы, формирования культуры межнациональных отношений. Содержание предмета (базовый уровень) 10 класс Понятие литературного процесса. Литературное произведение в историкокультурном контексте Введение. Литературный процесс. Произведение литературы в историко-культурном процессе. Русская литература первой половины XIX века Русская литература XIX в. в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы XIX в. А.С. Пушкин Жизнь и творчество А.С. Пушкина. Проблема периодизации творчества Пушкина. «Вечные» темы в творчестве А.С. Пушкина. (Стихотворения «Погасло дневное светило...», «Демон», «Свободы сеятель пустынный...», «Разговор книгопродавца с поэтом», «Подражания Корану» (IX. «И путник усталый на Бога роптал...»), «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), «Из Пиндемонти», «Отцы пустынники и жены непорочны...», «Пора, мой друг, пора! Покоя сердце просит...», «Дар напрасный, дар случайный...», «Два чувства дивно близки нам…») Трагедия «Борис Годунов». Темы человеческой судьбы, власти и народа, греха и возмездия в трагедии. Поэма «Медный всадник». Трагедия «маленького человека». Образ Евгения и проблема индивидуального бунта. Образ Петра. Образ стихии. Конфликт личности и государства. Теория литературы. Творческий путь. Художественный мир. Жанровое своеобразие. Документальная основа литературного произведения. М.Ю. Лермонтов Жизнь и творчество М.Ю. Лермонтова. Своеобразие художественного мира Лермонтова. Особенности эволюции творчества. Романтические и реалистические тенденции в творчестве поэта. (Стихотворения «Мой демон», «К***» («Я не унижусь пред тобою...»), «Нет, я не Байрон, я другой...», «Есть речи — значенье...», «Журналист, читатель и писатель», «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...»), «Как часто, пестрою толпою окружен...», «Валерик», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана...»), «Выхожу один я на дорогу...»). Поэма «Демон». Тема добра и зла. Своеобразие композиции поэмы. Теория литературы. Художественный мир романтической поэзии. Романтическая поэма. Н.В. Гоголь. Жизнь и творчество Н.В. Гоголя. Тема Петербурга в творчестве Гоголя. Образ города в цикле «петербургских повестей». Повесть «Нос». Проблематика повести. Теория литературы: фантастика, гротеск, реалистическая повесть. Зарубежная литература. Реализм как литературное направление (обзор) Реализм как литературное направление (обзор). О. де Бальзак. Повесть «Гобсек». Проблематика. Изображение человека и мира вещей. Теория литературы: реализм, повесть. Г. де Мопассан. Новелла «Ожерелье». Мастерство психологического анализа. Теория литературы: реализм, новелла. Русская литература второй половины XIX века Обзор русской литературы второй половины XIX в. А. Н. Островский Жизнь и творчество (обзор). Драма «Гроза». Изображение «жестоких нравов» «темного царства». Образ города Калинова. Своеобразие конфликта и основные стадии развития действия. Катерина в системе образов. Особенности финала драмы «Гроза». Драма «Гроза» в критике. Подготовка тезисов критической статьи. Правила оформления конспектов. Теория литературы. Драма. Внутренний конфликт. Интерпретация произведения в критике. Ф. И. Тютчев Жизнь и творчество Ф. И. Тютчева. Основные темы, мотивы и образы тютчевской лирики. Человек и природа в лирике Тютчева. Образ России в лирике Ф.И.Тютчева. Любовная лирика Ф. И. Тютчева. (Стихотворения: «Silentium!», «Не то, что мните вы, природа...», «Умом Россию не понять…», «О, как убийственно мы любим...», «Нам не дано предугадать…», «К. Б.» («Я встретил вас – и все былое...»), «День и ночь», «Последняя любовь», «Эти бедные селенья…»). Теория литературы: Художественный мир, романтизм. А. А. Фет Жизнь и творчество А. А. Фета. Поэзия Фета и литературная традиция. Человек и природа в лирике А. А. Фета. Любовная лирика А. А. Фета (Стихотворения: «Это утро, радость эта…», «Шепот, робкое дыханье…», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…», «Еще майская ночь» «Одним толчком согнать ладью живую…», «Заря прощается с землею…», «Еще одно забывчивое слово…»). Теория литературы: Художественный мир, «чистое искусство» И. А. Гончаров Жизнь и творчество И. А. Гончарова. Роман «Обломов». Система образов. Глава «Сон Обломова» и ее роль в произведении. Обломов и «обломовщина». Обломов и Штольц. Тема любви в романе. Роман «Обломов» в критике. Теория литературы. Реалистический роман. Персонажи-«двойники» и персонажи«антиподы». Функция сна в литературном произведении. Универсальное и национальное в образе персонажа. И.С. Тургенев Жизнь и творчество И.С. Тургенева. Роман «Отцы и дети». Творческая история романа. Отражение в романе общественно-политической ситуации в России. Своеобразие конфликта и основные стадии его развития. Евгений Базаров и Аркадий Кирсанов. «Отцы» в романе: братья Кирсановы, родители Базарова. Смысл названия. «Вечные» темы в романе (природа, любовь, искусство). Роман «Отцы и дети» в критике. Теория литературы. Творческий путь писателя. Индивидуальный стиль. Скрытый психологизм. Композиция. «Вечные» проблемы. Авторская позиция. Заглавие произведения. Речевая характеристика персонажей. Интерпретация произведения в критике. Н.Г. Чернышевский Роман «Что делать?» (обзор). «Что делать?» как полемический отклик на роман И.С. Тургенева. Теория литературы. Полемика. Образ читателя. Эзопов язык. Утопия в литературном произведении. А. К. Толстой Жизнь и творчество (обзор). Своеобразие художественного мира А. К. Толстого. (Стихотворения: «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре…», «Против течения», «Государь ты наш батюшка…»). Теория литературы: Художественный мир Н. С. Лесков Жизнь и творчество Н. С. Лескова. Повесть «Очарованный странник». Особенности сюжета повести. Тема трагической судьбы талантливого русского человека. Теория литературы: «сквозные мотивы», сказ, речевая характеристика. М.Е. Салтыков-Щедрин Жизнь и творчество М.Е. Салтыков-Щедрина. Сатирическое осмысление проблем государственной власти, помещичьих нравов, народного сознания в «Сказках…». «История одного города» (обзор). Обличение деспотизма, невежества власти, бесправия и покорности народа. Теория литературы: Приемы сатирического изображения: сарказм, ирония, гипербола, гротеск, алогизм. Антиутопия. Н. А. Некрасов Жизнь и творчество Н. А. Некрасова. Гражданский пафос поэзии Некрасова, ее основные темы, идеи и образы. Решение «вечных» тем в поэзии Некрасова (природа, любовь, смерть). (Стихотворения: «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом…», «Мы с тобой бестолковые люди...», «Поэт и гражданин», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода...»), «О Муза! я у двери гроба…», «Я не люблю иронии твоей…», «Блажен незлобивый поэт…», «Внимая ужасам войны…»). Поэма «Кому на Руси жить хорошо». История создания поэмы, сюжет, жанровое своеобразие поэмы, ее фольклорная основа. Система образов поэмы. Тема женской доли в поэме. Судьба Матрены Тимофеевны Теория литературы: фольклорные традиции, стиль, гражданская поэзия. К. Хетагуров Жизнь и творчество К. Хетагурова (обзор). Стихотворения из сборника «Осетинская лира». Ф. М. Достоевский Жизнь и творчество Ф. М. Достоевского. Роман «Преступление и наказание». Замысел романа и его воплощение. Особенности сюжета и композиции. Своеобразие жанра. Проблематика, система образов романа. Приемы создания образа Петербурга. История семьи Мармеладовых. Теория Раскольникова и ее развенчание. Раскольников и его «двойники». Образ Сонечки Мармеладовой и проблема нравственного идеала автора. Библейские мотивы и образы в романе. Анализ эпизода «Чтение легенды о воскресении Лазаря». Роль внутренних монологов и снов героев в романе. Роль эпилога. «Преступление и наказание» как философский роман. Теория литературы. Художественное своеобразие. Открытый психологизм. Полифонизм. Авторская позиция. Персонажи-«двойники» и персонажи-«антиподы». Портрет, пейзаж, интерьер, внутренние монологи, сны героев. Эпилог. Аллюзия. Л. Н. Толстой Жизнь и творчество Л. Н. Толстого. Духовные искания писателя. Роман-эпопея «Война и мир». История создания. Жанровое своеобразие романа. Особенности композиции, антитеза как центральный композиционный прием. Система образов в романе. Светское общество в первом томе романа. «Мысль семейная» в романе. Семейный уклад жизни Ростовых и Болконских. Семейный уклад жизни Ростовых и Болконских. Анализ сцены первого бала Наташи Ростовой.Военные эпизоды в романе. Шенграбенское и Аустерлицкое сражения. Военные эпизоды в романе. Шенграбенское и Аустерлицкое сражения. Главные герои романа перед войной 1812 года. Бородинское сражение как идейно-композиционный центр романа. Картины партизанской войны. Образы Кутузова и Наполеона, значение их противопоставления. Духовные искания Андрея Болконского. Нравственные искания Пьера Безухова. Философский смысл образа Платона Каратаева. Образ Наташи Ростовой как любимой героини Толстого. Женские образы в романе. Анализ эпилога романа. Теория литературы. Роман-эпопея. Композиция. Антитеза. Открытый психологизм. Внутренний монолог. Эпилог. А. П. Чехов Жизнь и творчество А. П. Чехова. Традиция русской классической литературы в решении темы «маленького человека» и ее отражение в прозе Чехова. Сюжет и композиция рассказа «Дама с собачкой». «Ионыч». Тема пошлости и неизменности жизни. «Палата № 6». Психологизм прозы Чехова. Комедия «Вишневый сад». Особенности сюжета и конфликта пьесы. Система образов. Тема прошлого, настоящего и будущего России в пьесе. Роль авторских ремарок в пьесе. Смысл финала. Особенности чеховского диалога. Символический подтекст пьесы. Теория литературы. Литературная традиция. Авторская позиция и способы ее выражения. Трагическое и комическое. Скрытый психологизм. Художественная деталь. Обзор зарубежной литературы второй половины XIX века Основные тенденции в развитии зарубежной литературы второй половины XIX века. Г. Ибсен. Жизнь и творчество. Драма «Кукольный дом» (обзор). Социальная и нравственная проблематика произведения. А. Рембо. Жизнь и творчество. Стихотворение «Пьяный корабль». Тема стихийности жизни, полной раскрепощенности и своеволия. Теория литературы. Символ. Символизм. Содержание предмета (базовый уровень) 11 класс Литературное произведение и творчество писателя в контексте отечественной и мировой культуры. (1 час) Вводный урок. Литературное произведение и творчество писателя в контексте отечественной и мировой культуры. Зарубежная литература ХХ века Стихотворения «Мост Мирабо», «Прощание». Непосредственность чувств, характер лирического переживания в поэзии Г. Аполлинера. Теория литературы. Новаторство в области поэтической формы. Поэтический эксперимент. Ф. Кафка Новелла «Превращение». Концепция мира и человека. Биографическая основа и литературные источники сюжета. Теория литературы. Модернизм. Гротеск. Дж. Б. Шоу. Пьеса «Пигмалион». Современная интерпретация мифа о Пигмалионе. Своеобразие конфликта в пьесе. Теория литературы. Интеллектуальная драма. Ирония. Эпическое начало в драматургии. Русская литература конца 19 начала 20 века Русская литература конца XIX — начала XX века в контексте мировой культуры. Философские и эстетические искания эпохи Русская литература первой половины ХХ века Русский символизм «Старшие символисты» (В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт, Ф. К. Сологуб) и «младосимволисты» (А. Белый, А. А. Блок). Символизм как ведущее течение русского модернизма. А. А. Блок. А. А. Блок. Личность и творчество. Романтический мир раннего Блока. Стихотворения «Незнакомка». «Страшный мир» в поэзии Блока. Стихотворения «Ночь, улица, фонарь, аптека...», «В ресторане».Тема России и ее исторического пути в цикле «На поле Куликовом» и стихотворении «Скифы». Поэма «Соловьиный сад». Своеобразие сюжета и композиции поэмы. Романтический конфликт мечты и суровой реальности. Философская трактовка темы счастья. Поэма «Двенадцать». Образ Христа и многозначность финала поэмы. Авторская позиция и способы ее выражения в поэме. Теория литературы. Поэма. Лирический цикл. Лирический герой. Символ. Практикум. Традиционное и новаторское в литературном произведении. (Обобщение представлений о традициях и новаторстве в художественной литературе. Современное понимание традиции как творческого наследования культурного опыта. Анализ соотношения традиционного и новаторского в художественном содержании и художественной форме произведения (на примере изученных произведений А. А. Блока, других поэтов-символистов). И. А. Бунин Жизнь и творчество И. А. Бунина. Философичность и тонкий лиризм поэзии Бунина. (Стихотворения «Вечер», «Последний шмель», «Седое небо надо мной...»). Развитие традиций русской классической литературы в прозе Бунина. Тема угасания «дворянских гнезд» в рассказе «Антоновские яблоки». «Господин из Сан-Франциско». «Вечные» темы в рассказах Бунина (счастье и трагедия любви, связь человека с миром природы, вера и память о прошлом). Психологизм бунинской прозы. «Темные аллеи». Тема любви в творчестве Бунина. Поэтичность женских образов. Теория литературы. Аллюзия. Реалистическая символика. А. И. Куприн. Жизнь и творчество А. И. Куприна. Повесть «Гранатовый браслет». Повесть «Гранатовый браслет». Трагизм решения любовной темы в повести. Теория литературы. Психологизм. Эпиграф. Практикум «Символ в литературных произведениях» (Обобщение представлений о символе в произведениях художественной литературы. Символические образы в романтической и реалистической литературе. Символ в эстетике символистов. Проблемы истолкования символа. Художественная функция символа в литературном произведении (на примере ранее изученных произведений А. А. Блока, И. А. Бунина, А. И. Куприна). Л. Н. Андреев Жизнь и творчество Л. Н. Андреева. Повесть «Иуда Искариот». Повесть «Иуда Искариот». Образ Иуды и проблема любви и предательства. Теория литературы. Интерпретация библейского сюжета. Лейтмотив. М. Горький Жизнь и творчество М. Горького. Рассказы «Макар Чудра», «Челкаш». Романтизм ранних рассказов Горького. Пьеса «На дне» как социально-философская драма. Смысл названия пьесы. Система образов. Лука в системе действующих лиц пьесы. Авторская позиция по отношению к Луке. Проблема счастья в пьесе. История создания цикла статей «Несвоевременные мысли». Проблематика и стиль. Теория литературы. Романтическое и реалистическое в художественном мире писателя. Исторический, биографический, литературный контекст творчества писателя. Традиция и новаторство. Практикум «Цитаты и реминисценции в литературных произведениях». (Систематизация сведений о цитатах и реминисценциях как самых распространенных формах интертекстуальности. Художественные функции цитат и реминисценций. Проблема художественных взаимодействий и своеобразных диалогических отношений между текстами. Постижение скрытых смыслов как одна из основных задач анализа интертекстуальных связей литературного произведения (на примере ранее изученных произведений А. А. Блока, И. А. Бунина, А. И. Куприна, Л. Н. Андреева, М. Горького). Модернизм как литературное направление Основные течения в литературе русского модернизма: символизм, акмеизм, футуризм. Серебряный век как своеобразный «русский ренессанс». Поэзия акмеизма М. А. Кузмин «О прекрасной ясности» (фрагменты), «Мои предки». Неоромантические тенденции в поэзии Н.С. Гумилева. Мифологические и литературные образы в поэзии О. Мандельштама. Теория литературы. Литературная полемика. Литературный манифест. Акмеизм. Литературная мистификация Литературная мистификация как художественный и жизнетворческий эксперимент. А. А. Ахматова Жизнь и творчество А. А. Ахматовой. Отражение в лирике Ахматовой глубины человеческих переживаний. Тема поэта и поэзии, тема А. С. Пушкина, тема Родины и гражданского мужества в лирике А. Ахматовой. (Стихотворения «Песня последней встречи», «Сжала руки под темной вуалью...», «Смятение», «Я научилась просто, мудро жить...», «Муза ушла по дороге...», «Под крышей промерзшей пустого жилья...», «Мне голос был. Он звал утешно...», «Мне ни к чему одические рати...», «Родная земля»). Поэма «Реквием». Смысл названия поэмы, отражение в ней личной трагедии и общенародного горя. Идейное и художественное своеобразие поэмы «Реквием». Теория литературы. Лирический цикл. Традиция. Аллюзия. Реминисценция. Дольник. Русский футуризм Поэт как миссионер «нового искусства». Особенности поэтического языка, словотворчество в лирике И. Северянина и В. Хлебникова. (Стихотворения: И. Северянин: «Интродукция», «Эпилог» («Я, гений ИгорьСеверянин...»), «Двусмысленная слава». В. В. Хлебников: «Заклятие смехом», «Бобэоби пелись губы...», «Еще раз, еще раз...»). Теория литературы. Литературные эксперименты. Словотворчество. манифесты. Футуризм. Формальные В. В. Маяковский Жизнь и творчество В. В. Маяковского. Маяковский и футуризм. Особенности любовной лирики Маяковского. Тема поэта и поэзии в творчестве Маяковского. Сатирические образы в раннем и позднем творчестве Маяковского. (Стихотворения «Нате!», «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «Ода революции», «Разговор с фининспектором о поэзии», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся», «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви», «Письмо Татьяне Яковлевой»). Поэма «Облако в штанах». Мотив трагического одиночества поэта. Теория литературы. Художественный мир. Поэтическое новаторство. Словотворчество. Тоническое стихосложение. Акцентный стих. Новокрестьянская поэзия Продолжение традиций русской реалистической поэзии XIX века в творчестве новокрестьянских поэтов. (Стихотворения: Н. А. Клюев: «Осинушка», «Я люблю цыганские кочевья...», «Из подвалов, из темных углов...». С. А. Клычков: «Печаль, печаль в моем саду...», «Милей, милей мне славы...». П. В. Орешин: «Ночь», «Дулейка»). Теория литературы. Художественный мир поэта. Стилевое своеобразие. Фольклорная и литературная традиции. C. А. Есенин Жизнь и творчество С. А. Есенина. Традиции русского фольклора и классической литературы в лирике Есенина. Тема родины в поэзии С. А. Есенина. Отражение в лирике особой связи природы и человека. Отражение в лирике особой связи природы и человека. Жизнеутверждающее начало и трагический пафос поэзии Есенина. Тема быстротечности человеческого бытия в поздней лирике поэта. (Стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустах багряных...», «Я покинул родимый дом...», «Сорокоуст», «Не жалею, не зову, не плачу...», «Письмо к матери», «Мы теперь уходим понемногу...», «Собаке Качалова», «Спит ковыль. Равнина дорогая...», «Шаганэ ты моя, Шаганэ...», «Русь Советская», «Письмо к женщине», «Неуютная жидкая лунность...»). Теория литературы. Лирический герой. Антитеза. Цветопись. М. И. Цветаева Жизнь и творчество М. И. Цветаевой. Основные темы творчества. Фольклорные и литературные образы и мотивы в лирике Цветаевой. Своеобразие цветаевского поэтического стиля. (Стихотворения «Моим стихам, написанным так рано...», «Стихи к Блоку» («Имя твое — птица в руке...»), «Кто создан из камня, кто создан из глины...», «Тоска по родине! Давно...», «Идешь, на меня похожий...», «Роландов Рог», «Куст»). Теория литературы. Стиль. Поэтический синтаксис. Б. Л. Пастернак Жизнь и творчество Б. Л. Пастернака. Поэтическая эволюция Пастернака как движение к «немыслимой простоте» поэтического слова. Тема поэта и поэзии в лирике Б. Пастернака. Тема человека и природы в лирике Б. Пастернака. (Стихотворения «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти...», «Гамлет», «Зимняя ночь», «Снег идет», «Гефсиманский сад», «Быть знаменитым некрасиво...»). Человек, история, природа в романе «Доктор Живаго». Теория литературы. Стихотворный цикл. Лирический герой. Поэтика. Эпическое и лирическое. Практикум «Имя собственное в литературном произведении» (Обобщение сведений о художественной функции имени собственного в литературном произведении. Антропонимы и топонимы. Имя собственное в заглавии произведения. Имя и фамилия персонажа как своеобразный ключ к подтексту, средство актуализации интертекстуальных связей произведения, постижения скрытых смыслов. Подготовка сообщений о роли имен собственных в ранее изученных произведениях А. А. Блока, И. А. Бунина, А. И. Куприна, Б. Л. Пастернака). М. А. Булгаков Жизнь и творчество М. А. Булгакова. Роман «Белая гвардия». Историческая и автобиографическая основа романа. Роман «Белая гвардия». Реалистические и романтические традиции в создании образов Турбиных. «Мастер и Маргарита». История создания и публикации романа. Ершалаимские главы в контексте романа. Воланд и его свита. Проблема нравственного выбора в романе. История мастера и Маргариты. Судьба художника.Композиционная структура и особенности жанра романа. Смысл финальной главы романа. Теория литературы. Композиция. Фантастика. Художественный метод. Русская литература 1920-1930 годов (обзор) Особенности литературного процесса. Развитие литературы в СССР и русском зарубежье. Теория литературы. Социалистический реализм. Традиции и новаторство. Исторический роман. Сатирический роман. Поэзия и проза «Сатирикона» (обзор) Традиции отечественной смеховой культуры в творчестве поэтов и писателей, публиковавшихся в журнале «Сатирикон». (А. Т. Аверченко: «Автобиография», «Поэт». Н. А. Тэффи: «Бабья книга», «Взамен политики». Саша Черный: «Смех сквозь слезы», «Два толка», «Рождение футуризма»). Теория литературы. Виды комического. Сатира. Юмор. Пародия. Е. И. Замятин Жизнь и творчество Е. И. Замятина. Роман «Мы». Проблематика и система образов, центральный конфликт романа Роман «Мы» Смысл финала. Своеобразие языка романа. Теория литературы. Антиутопия. Поэзия обэриу (обзор) Манифест «Поэзия обэриутов». Провозглашение нового поэтического языка и нового ощущение жизни. (Стихотворения: Д. И. Хармс: «Шарики сударики», «Олейникову», «Я гений пламенных речей...».А. И. Введенский: «Мне жалко, что я не зверь...», «Элегия». Н. М. Олейников: «Карась», «Прощание»). Теория литературы. Традиции и новаторство. Трагическое и комическое. Поэтика абсурда. А. П. Платонов Жизнь и творчество А. П. Платонова. Традиции Гоголя и Салтыкова-Щедрина в прозе Платонова. Повесть «Котлован». Утопические идеи «общей жизни» ка основа сюжета. Теория литературы. Утопия и антиутопия. Символ. Стиль. М. А. Шолохов Жизнь и творчество М. А. Шолохова. Система образов в романе «Тихий дон». Изображение Гражданской войны как общенародной трагедии. Тема разрушения семейного и крестьянского укладов. Путь Григория Мелехова как поиск правды жизни. Женские образы в романе. Функция пейзажа в романе. Роль народных песен. Смысл финала. Теория литературы. Трагическое и комическое. Роман-эпопея. Эпиграф. Н. А. Заболоцкий Художественный мир поэзии Заболоцкого. (Стихотворения «Я не ищу гармонии в природе...», «Завещание», «Читая стихи», «О красоте человеческих лиц»). Теория литературы. Художественный мир. Зарубежная литература 20 века Э. Хемингуэй «Старик и море». Проблематика произведения. Теория литературы. Миф в литературном произведении. Русская литература второй половины 20 века Великая Отечественная война и ее художественное осмысление в русской литературе и литературах других народов России. Теория литературы. Поэтические искания. Развитие традиционных тем русской лирики (темы любви, гражданского служения, единства человека и природы). А. Т. Твардовский Историческая тема и тема памяти в поэзии А. Т. Твардовского. (Стихотворения «Вся суть в одном-единственном завете...», «Памяти матери», «Дробится рваный цоколь монумента...», «О сущем», «В чем хочешь человечество вини...»). Теория литературы. Лирический герой. Исповедь. Социальная и нравственная проблематика русской прозы второй половины 20 века В. Т. Шаламов «Последний замер», «Шоковая терапия». «Лагерная» тема: личность и государство, характер и обстоятельства. Проблема памяти в повести В. Распутина «Прощание с Матёрой» Теория литературы. Проблематика. Публицистика. В. М. Шукшин В. М. Шукшин. Изображение народного характера и картин народной жизни в рассказах. (Рассказы «Верую!», «Алеша Бесконвойный»). Теория литературы. Рассказ. Повествователь. А. И. Солженицын А. И. Солженицын «Один день Ивана Денисовича». Проблема отношений человека и власти. Теория литературы. Повесть. Повествователь. Русская поэзия второй половины 20 века. Н. М. Рубцов «Тихая лирика» Н. Рубцова. (Стихотворения: «Видения на холме», «Листья осенние»). Теория литературы. Традиция и новаторство. И. А. Бродский Лирический герой, своеобразие поэтического мышления и стиля Бродского. (Стихотворения «Воротишься на родину. Ну что ж...», «Сонет» («Как жаль, что тем, чем стало для меня...»). Теория литературы. Лирический герой. Постмодернизм Постмодернизм как эстетический феномен в искусстве второй половины XX века. Русская литература последнего десятилетия Основные тенденции современного литературного процесса. Последние публикации в журналах, отмеченные премиями, получившие общественный резонанс, положительные отклики в печати. Теория литературы. Литературный процесс. Авангардизм. Тематическое планирование 10 класс № раздела п/п Название темы раздела Колво часов 1 Понятие литературного процесса. Литературное произведение в историко-культурном контексте 1 2 Русская литература первой половины XIX века Зарубежная литература. Реализм как литературное направление 13 4 Русская литература второй половины XIX века 83 5 Обзор зарубежной литературы второй половины XIX века 3 3 Всего: В том числе Развития Контрольных речи работ 2 1 10 1 12 2 2 102 Тематическое планирование 11 класс № раздела п/п Название темы раздела Колво часов 1 Литературное произведение и творчество писателя в контексте отечественной и мировой культуры. 1 2 Русская литература конца 19 начала 20 века. Русская литература первой половины 20 века. 1 3 82 4 Русская литература второй половины 20 века. 10 5 Зарубежная литература 20 века. 4 6 Русская литература последнего десятилетия 1 Всего: 99 В том числе Развития речи Контрольных работ 10 1 1 10 ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ СВЕДЕНИЯ О СЕРТИФИКАТЕ ЭП Сертификат 603332450510203670830559428146817986133868575809 Владелец Жандарова Лариса Борисовна Действителен С 29.03.2021 по 29.03.2022 ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ СВЕДЕНИЯ О СЕРТИФИКАТЕ ЭП Сертификат 603332450510203670830559428146817986133868575809 Владелец Жандарова Лариса Борисовна 2 Действителен С 29.03.2021 по 29.03.2022