РП по физике 7-9

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 18» ГОРОДА КАЛУГИ

Рабочая программа
по физике
7-9 классы

1. Пояснительная записка
Программа по учебному предмету «Физика» разработана в соответствии с требованиями к результатам освоения ООП ООО
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №18» г. Калуги, предусмотренными ФГОС ООО, и на основе Примерной программы
основного общего образования по физике.
Программа составлена с учетом актуальных задач воспитания, обучения и развития обучающихся, их возрастных и иных
особенностей, а также условий, необходимых для развития их личностных и познавательных качеств.
Программа соответствует содержанию основных образовательных программ и требованиям к уровню подготовки учащихся,
позволяет работать без перегрузок в классе с детьми разного уровня обучения и интереса к физике. Она позволяет сформировать у
учащихся основной школы достаточно широкое представление о физической картине мира.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и дает распределение учебных
часов по разделам курса 7-9 классов с учетом межпредметных связей, возрастных особенностей учащихся, определяет
минимальный набор опытов, демонстрируемых учителем в классе и лабораторных, выполняемых учащимися.
Рабочая программа выполняет две основные функции:
 Информационно-методическая функция позволяет получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения,
воспитания и развития, учащихся средствами учебного предмета физика.
 Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного
материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного
наполнения промежуточной аттестации учащихся.
В основе построения программы лежат принципы: единства, преемственности, вариативности, выделения понятийного ядра,
деятельного подхода, проектирования и системности.

Общая характеристика учебного предмета
Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит
существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном
развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения.

Гуманитарное значение физики как составной части общего образования состоит в том, что она вооружает школьника
научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.
Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.
Курс физики в примерной программе основного общего образования структурируется на основе рассмотрения различных
форм движения материи в порядке их усложнения: механические явления, тепловые явления, электромагнитные явления,
квантовые явления. Физика в основной школе изучается на уровне рассмотрения явлений природы, знакомства с основными
законами физики и применением этих законов в технике и повседневной жизни.
Физика в основной школе изучается на уровне рассмотрения явлений природы, знакомства с основными законами
физики и применением этих законов в технике и повседневной жизни.

Изучение физики на уровне ООО направлено на достижение следующих целей:
- развитие интересов и способностей учащихся на основе передачи им знаний и опыта познавательной и творческой
деятельности;
- понимание учащимися смысла основных научных понятий и законов физики, взаимосвязи между ними;
- формирование у учащихся представлений о физической картине мира.
Достижение этих целей обеспечивается решением следующих задач:
- знакомство учащихся с методом научного познания и методами исследования объектов и явлений природы;
- приобретение учащимися знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлений, физических
величинах, характеризующих эти явления;
- формирование у учащихся умений наблюдать природные явления и выполнять опыты, лабораторные работы и
экспериментальные исследования с использованием измерительных приборов, широко применяемых в практической жизни;
- овладение учащимися такими общенаучными понятиями, как природное явление, эмпирически установленный факт,
проблема, теоретический вывод, результат экспериментальной проверки;
- понимание учащимися отличий научных данных от непроверенной информации, ценности науки удовлетворения
бытовых, производных и культурных потребностей человека.
Для реализации поставленных целей и отличительных особенностей данного курса выбраны следующие подходы к
его преподаванию:

Теория поэтапного формирования умственных действий. Для полноценного формирования знаний необходима
определённая последовательность этапов, которая должна соблюдаться при формировании любого нового знания. Материал
изучаемого курса можно рассматривать как абсолютно новый для учащихся, хотя к началу 7 класса учащиеся уже имеют
первоначальные знания о веществе, о природных явлениях и процессах.
Теория опережающего обучения. Чем больше число вовлечений элемента знаний в учебную деятельность, тем выше
процент учащихся, освоивших этот элемент. Таким образом, знакомство учащихся с новыми понятиями, законами, учебными
действиями проходят в несколько этапов: первичный (дается первоначальное представление, контроль не осуществляется),
основной (раскрывается основной смысл понятия, закона, учебного действия, контроль осуществляется), вторичный
(продолжается раскрытие содержания закона, понятия, учебного действия при осуществлении внутри и межпредметных
связей).
Идея системного подхода. Рассматриваемые объекты представляют собой различные системы. Например, атом - система
состоящая из элементарных частиц; молекула - система атомов; вещество - система атомов, молекул. Таким образом,
рассмотрение объектов с позиции системного подхода позволяет выйти на дедуктивный метод познания, который
заключается в прогнозировании свойств физических систем. Это выводит результат образования на качественно новый
уровень.
Принцип интегративного подхода в образовании. Основным механизмом и средством интеграции выступают
межпредметные связи. Установление межпредметных связей должно способствовать развитию системных теоретических
знаний по предмету, расширению научного кругозора учащихся приобретению опыта построения и применения
межпредметных связей при решении проблемных задач.
Место предмета в учебном плане.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 235
часа для обязательного изучения учебного предмета «Физика» на ступени основного общего образования. В том числе в 7, 8
классах по 68 учебных часов, в 9 классе всего 99 часа.

2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные результаты:
- формирование познавательных интересов, интеллектуальных и творческих спосо бностей учащихся;
- убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования
достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам
науки, отношение к физике как к элементу общечеловече ской культуры;

- самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
- мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного
подхода;
- формирование ценностных отношений к друг другу, учителю, авторам откры тий и изобретений,
результатам обучения.
Метапредметные результаты:
- овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной
деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности,
умениями предвидеть возможные результаты своих действий;
- понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими
моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез
для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез; разработки
теоретических моделей процессов или явлений;
- приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием
различных источников, и новых информационных технологий для решения поставленных задач;
- формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной,
образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в
соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в
нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;
- развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности
выслушивать собеседника, понимать его точку зр ения, признавать право другого человека на иное мнение;
- освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения
проблем;
- формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и
отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию
Предметные результаты:
- знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира и понимание смысла физических
законов, раскрывающих связь изученных явлений;
- умения пользоваться методами науч ного исследования явлений природы, проводить наблюдения,
планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, представлять результаты
измерений с помощью таблиц, графиков и формул, обнаруживать зависимости между физическими
явлениями, объяснять полученные результаты и делать выводы, оценивать границы погрешностей
результатов измерений;
- умения применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на
применение полученных знаний;

- Умения и навыки применять полученные знания для объяснения принципов действия важнейших
технических устройств, решения практических задач повседневной жизни, рационального
природопользования и охраны окружающей среды;
- формирование убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений природы, в объективности
научного знания, высокой ценности науки в развитии материальной и духовной культуры людей;
- развитие теоретического мышления на основе формирования устанавливать факты, различать
причины и следствия, строить модели и выдвигать г ипотезы, выводить из экспериментальных фактов и
теоретических моделей физические законы;
- коммуникативные умения докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии,
кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литератур у и другие источники
информации.
Выпускник научится:
 соблюдать правила безопасности и охраны труда при работе с учебным и лабораторным оборудованием;
 понимать смысл основных физических терминов: физическое тело, физическое явление, физическая величина,
единицы измерения;
 распознавать проблемы, которые можно решить при помощи физических методов; анализировать отдельные этапы
проведения исследований и интерпретировать результаты наблюдений и опытов;
 ставить опыты по исследованию физических явлений или физических свойств тел без использования прямых
измерений; при этом формулировать проблему, задачу учебного эксперимента; собирать установку из предложенного
оборудования; проводить опыт и формулировать выводы.
Примечание. При проведении исследования физических явлений измерительные приборы используются лишь как
датчики измерения физических величин. Записи показаний прямых измерений в этом случае не требуется.
 понимать роль эксперимента в получении научной информации;
 проводить прямые измерения физических величин: время, расстояние, масса тела, объем, сила, температура,
атмосферное давление, влажность воздуха, напряжение, сила тока, радиационный фон (с использованием дозиметра);
при этом выбирать оптимальный способ измерения и использовать простейшие методы оценки погрешностей
измерений.
Примечание. Любая учебная программа должна обеспечивать овладение прямыми измерениями всех перечисленных
физических величин.
 проводить исследование зависимостей физических величин с использованием прямых измерений: при этом
конструировать установку, фиксировать результаты полученной зависимости физических величин в виде таблиц и
графиков, делать выводы по результатам исследования;
 проводить косвенные измерения физических величин: при выполнении измерений собирать экспериментальную
установку, следуя предложенной инструкции, вычислять значение величины и анализировать полученные результаты с

учетом заданной точности измерений;
 анализировать ситуации практико-ориентированного характера, узнавать в них проявление изученных физических
явлений или закономерностей и применять имеющиеся знания для их объяснения;
 понимать принципы действия машин, приборов и технических устройств, условия их безопасного использования в
повседневной жизни;
 использовать при выполнении учебных задач научно-популярную литературу о физических явлениях, справочные
материалы, ресурсы Интернет.
Выпускник получит возможность научиться:
 осознавать ценность научных исследований, роль физики в расширении представлений об окружающем мире и ее вклад в
улучшение качества жизни;
 использовать приемы построения физических моделей, поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и
теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов;
 сравнивать точность измерения физических величин по величине их относительной погрешности при проведении
прямых измерений;
 самостоятельно проводить косвенные измерения и исследования физических величин с использованием различных
способов измерения физических величин, выбирать средства измерения с учетом необходимой точности измерений,
обосновывать выбор способа измерения, адекватного поставленной задаче, проводить оценку достоверности полученных
результатов;
 воспринимать информацию физического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой
информации, критически оценивать полученную информацию, анализируя ее содержание и данные об источнике
информации;
 создавать собственные письменные и устные сообщения о физических явлениях на основе нескольких источников
информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников.
Механические явления
Выпускник научится:
 распознавать механические явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия
протекания этих явлений: равномерное и неравномерное движение, равномерное и равноускоренное прямолинейное
движение, относительность механического движения, свободное падение тел, равномерное движение по окружности,
инерция, взаимодействие тел, реактивное движение, передача давления твердыми телами, жидкостями и газами,
атмосферное давление, плавание тел, равновесие твердых тел, имеющих закрепленную ось вращения, колебательное
движение, резонанс, волновое движение (звук);
 описывать изученные свойства тел и механические явления, используя физические величины: путь, перемещение,
скорость, ускорение, период обращения, масса тела, плотность вещества, сила (сила тяжести, сила упругости, сила трения),

давление, импульс тела, кинетическая энергия, потенциальная энергия, механическая работа, механическая мощность,
КПД при совершении работы с использованием простого механизма, сила трения, амплитуда, период и частота колебаний,
длина волны и скорость ее распространения; при описании правильно трактовать физический смысл используемых
величин, их обозначения и единицы измерения, находить формулы, связывающие данную физическую величину с
другими величинами, вычислять значение физической величины;
 анализировать свойства тел, механические явления и процессы, используя физические законы: закон сохранения
энергии, закон всемирного тяготения, принцип суперпозиции сил (нахождение равнодействующей силы), I, II и III законы
Ньютона, закон сохранения импульса, закон Гука, закон Паскаля, закон Архимеда; при этом различать словесную
формулировку закона и его математическое выражение;
 различать основные признаки изученных физических моделей: материальная точка, инерциальная система отсчета;
 решать задачи, используя физические законы (закон сохранения энергии, закон всемирного тяготения, принцип
суперпозиции сил, I, II и III законы Ньютона, закон сохранения импульса, закон Гука, закон Паскаля, закон Архимеда) и
формулы, связывающие физические величины (путь, скорость, ускорение, масса тела, плотность вещества, сила, давление,
импульс тела, кинетическая энергия, потенциальная энергия, механическая работа, механическая мощность, КПД простого
механизма, сила трения скольжения, коэффициент трения, амплитуда, период и частота колебаний, длина волны и
скорость ее распространения): на основе анализа условия задачи записывать краткое условие, выделять физические
величины, законы и формулы, необходимые для ее решения, проводить расчеты и оценивать реальность полученного
значения физической величины.
Выпускник получит возможность научиться:
 использовать знания о механических явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с
приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в
окружающей среде; приводить примеры практического использования физических знаний о механических явлениях и
физических законах; примеры использования возобновляемых источников энергии; экологических последствий исследования
космического пространств;
 различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер фундаментальных законов (закон
сохранения механической энергии, закон сохранения импульса, закон всемирного тяготения) и ограниченность
использования частных законов (закон Гука, Архимеда и др.);
 находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему как на основе имеющихся знаний
по механике с использованием математического аппарата, так и при помощи методов оценки.
Тепловые явления
Выпускник научится:
 распознавать тепловые явления и объяснять на базе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания
этих явлений: диффузия, изменение объема тел при нагревании (охлаждении), большая сжимаемость газов, малая
сжимаемость жидкостей и твердых тел; тепловое равновесие, испарение, конденсация, плавление, кристаллизация,

кипение, влажность воздуха, различные способы теплопередачи (теплопроводность, конвекция, излучение), агрегатные
состояния вещества, поглощение энергии при испарении жидкости и выделение ее при конденсации пара, зависимость
температуры кипения от давления;
 описывать изученные свойства тел и тепловые явления, используя физические величины: количество теплоты,
внутренняя энергия, температура, удельная теплоемкость вещества, удельная теплота плавления, удельная теплота
парообразования, удельная теплота сгорания топлива, коэффициент полезного действия теплового двигателя; при
описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения,
находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами, вычислять значение физической
величины;
 анализировать свойства тел, тепловые явления и процессы, используя основные положения атомно-молекулярного
учения о строении вещества и закон сохранения энергии;
 различать основные признаки изученных физических моделей строения газов, жидкостей и твердых тел;
 приводить примеры практического использования физических знаний о тепловых явлениях;
 решать задачи, используя закон сохранения энергии в тепловых процессах и формулы, связывающие физические
величины (количество теплоты, температура, удельная теплоемкость вещества, удельная теплота плавления, удельная
теплота парообразования, удельная теплота сгорания топлива, коэффициент полезного действия теплового двигателя): на
основе анализа условия задачи записывать краткое условие, выделять физические величины, законы и формулы,
необходимые для ее решения, проводить расчеты и оценивать реальность полученного значения физической величины.
Выпускник получит возможность научиться:
 использовать знания о тепловых явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с
приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в
окружающей среде; приводить примеры экологических последствий работы двигателей внутреннего сгорания, тепловых и
гидроэлектростанций;
 различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер фундаментальных физических
законов (закон сохранения энергии в тепловых процессах) и ограниченность использования частных законов;
 находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему как на основе имеющихся знаний о
тепловых явлениях с использованием математического аппарата, так и при помощи методов оценки.
Электрические и магнитные явления

Выпускник научится:
 распознавать электромагнитные явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия
протекания этих явлений: электризация тел, взаимодействие зарядов, электрический ток и его действия (тепловое,
химическое, магнитное), взаимодействие магнитов, электромагнитная индукция, действие магнитного поля на проводник
с током и на движущуюся заряженную частицу, действие электрического поля на заряженную частицу, электромагнитные
волны, прямолинейное распространение света, отражение и преломление света, дисперсия света.

 составлять схемы электрических цепей с последовательным и параллельным соединением элементов, различая
условные обозначения элементов электрических цепей (источник тока, ключ, резистор, реостат, лампочка, амперметр,
вольтметр).
 использовать оптические схемы для построения изображений в плоском зеркале и собирающей линзе.
 описывать изученные свойства тел и электромагнитные явления, используя физические величины: электрический
заряд, сила тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, удельное сопротивление вещества, работа
электрического поля, мощность тока, фокусное расстояние и оптическая сила линзы, скорость электромагнитных волн,
длина волны и частота света; при описании верно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и
единицы измерения; находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами.
 анализировать свойства тел, электромагнитные явления и процессы, используя физические законы: закон сохранения
электрического заряда, закон Ома для участка цепи, закон Джоуля-Ленца, закон прямолинейного распространения света,
закон отражения света, закон преломления света; при этом различать словесную формулировку закона и его
математическое выражение.
 приводить примеры практического использования физических знаний о электромагнитных явлениях
 решать задачи, используя физические законы (закон Ома для участка цепи, закон Джоуля-Ленца, закон
прямолинейного распространения света, закон отражения света, закон преломления света) и формулы, связывающие
физические величины (сила тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, удельное сопротивление
вещества, работа электрического поля, мощность тока, фокусное расстояние и оптическая сила линзы, скорость
электромагнитных волн, длина волны и частота света, формулы расчета электрического сопротивления при
последовательном и параллельном соединении проводников): на основе анализа условия задачи записывать краткое
условие, выделять физические величины, законы и формулы, необходимые для ее решения, проводить расчеты и
оценивать реальность полученного значения физической величины.
Выпускник получит возможность научиться:
 использовать знания об электромагнитных явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при
обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического
поведения в окружающей среде; приводить примеры влияния электромагнитных излучений на живые организмы;
 различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер фундаментальных законов (закон
сохранения электрического заряда) и ограниченность использования частных законов (закон Ома для участка цепи, закон
Джоуля-Ленца и др.);
 использовать приемы построения физических моделей, поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и
теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов;
 находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему как на основе имеющихся знаний
об электромагнитных явлениях с использованием математического аппарата, так и при помощи методов оценки.

Квантовые явления

Выпускник научится:
 распознавать квантовые явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия
протекания этих явлений: естественная и искусственная радиоактивность, α-, β- и γ-излучения, возникновение
линейчатого спектра излучения атома;
 описывать изученные квантовые явления, используя физические величины: массовое число, зарядовое число, период
полураспада, энергия фотонов; при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их
обозначения и единицы измерения; находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими
величинами, вычислять значение физической величины;
 анализировать квантовые явления, используя физические законы и постулаты: закон сохранения энергии, закон
сохранения электрического заряда, закон сохранения массового числа, закономерности излучения и поглощения света
атомом, при этом различать словесную формулировку закона и его математическое выражение;
 различать основные признаки планетарной модели атома, нуклонной модели атомного ядра;
 приводить примеры проявления в природе и практического использования радиоактивности, ядерных и
термоядерных реакций, спектрального анализа.
Выпускник получит возможность научиться:
 использовать полученные знания в повседневной жизни при обращении с приборами и техническими устройствами
(счетчик ионизирующих частиц, дозиметр), для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в
окружающей среде;
 соотносить энергию связи атомных ядер с дефектом массы;
 приводить примеры влияния радиоактивных излучений на живые организмы; понимать принцип действия дозиметра и
различать условия его использования;
 понимать экологические проблемы, возникающие при использовании атомных электростанций, и пути решения этих
проблем, перспективы использования управляемого термоядерного синтеза.
Элементы астрономии
Выпускник научится:
 указывать названия планет Солнечной системы; различать основные признаки суточного вращения звездного неба,
движения Луны, Солнца и планет относительно звезд;
 понимать различия между гелиоцентрической и геоцентрической системами мира;
Выпускник получит возможность научиться:
 указывать общие свойства и отличия планет земной группы и планет-гигантов; малых тел Солнечной системы и
больших планет; пользоваться картой звездного неба при наблюдениях звездного неба;
 различать основные характеристики звезд (размер, цвет, температура) соотносить цвет звезды с ее температурой;
 различать гипотезы о происхождении Солнечной системы.

3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Физическое образование в основной школе должно обеспечить формирование у обучающихся представлений о
научной картине мира – важного ресурса научно-технического прогресса, ознакомление обучающихся с физическими и
астрономическими явлениями, основными принципами работы механизмов, высокотехнологичных устройств и приборов,
развитие компетенций в решении инженерно-технических и научно-исследовательских задач.
Освоение учебного предмета «Физика» направлено на развитие у обучающихся представлений о строении, свойствах,
законах существования и движения материи, на освоение обучающимися общих законов и закономерностей природных
явлений, создание условий для формирования интеллектуальных, творческих, гражданских, коммуникационных,
информационных компетенций. Обучающиеся овладеют научными методами решения различных теоретических и
практических задач, умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать и
анализировать полученные результаты, сопоставлять их с объективными реалиями жизни.
Учебный предмет «Физика» способствует формированию у обучающихся умений безопасно использовать
лабораторное оборудование, проводить естественно-научные исследования и эксперименты, анализировать полученные
результаты, представлять и научно аргументировать полученные выводы.
Изучение предмета «Физика» в части формирования у обучающихся научного мировоззрения, освоения общенаучных
методов (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование), освоения практического применения научных знаний
физики в жизни основано на межпредметных связях с предметами: «Математика», «Информатика», «Химия», «Биология»,
«География», «Экология», «Основы безопасности жизнедеятельности», «История», «Литература» и др.
Физика и физические методы изучения природы
Физика – наука о природе. Физические тела и явления. Наблюдение и описание физических явлений. Физический
эксперимент. Моделирование явлений и объектов природы.
Физические величины и их измерение. Точность и погрешность измерений. Международная система единиц.
Физические законы и закономерности. Физика и техника. Научный метод познания. Роль физики в формировании
естественнонаучной грамотности.
Механические явления
Механическое движение. Материальная точка как модель физического тела. Относительность механического
движения. Система отсчета. Физические величины, необходимые для описания движения и взаимосвязь между ними
(путь, перемещение, скорость, ускорение, время движения). Равномерное и равноускоренное прямолинейное движение.
Равномерное движение по окружности. Первый закон Ньютона и инерция. Масса тела. Плотность вещества. Сила. Единицы
силы. Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона. Свободное падение тел. Сила тяжести. Закон всемирного тяготения.
Сила упругости. Закон Гука. Вес тела. Невесомость. Связь между силой тяжести и массой тела. Динамометр.
Равнодействующая сила. Сила трения. Трение скольжения. Трение покоя. Трение в природе и технике.

Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Механическая работа. Мощность. Энергия. Потенциальная
и кинетическая энергия. Превращение одного вида механической энергии в другой. Закон сохранения полной
механической энергии.
Простые механизмы. Условия равновесия твердого тела, имеющего закрепленную ось движения. Момент силы. Центр
тяжести тела. Рычаг. Равновесие сил на рычаге. Рычаги в технике, быту и природе. Подвижные и неподвижные блоки.
Равенство работ при использовании простых механизмов («Золотое правило механики»). Коэффициент полезного
действия механизма.
Давление твердых тел. Единицы измерения давления. Способы изменения давления. Давление жидкостей и газов
Закон Паскаля. Давление жидкости на дно и стенки сосуда. Сообщающиеся сосуды. Вес воздуха. Атмосферное давление.
Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли. Барометр-анероид. Атмосферное давление на различных высотах.
Гидравлические механизмы (пресс, насос). Давление жидкости и газа на погруженное в них тело. Архимедова сила.
Плавание тел и судов Воздухоплавание.
Механические колебания. Период, частота, амплитуда колебаний. Резонанс. Механические волны в однородных средах.
Длина волны. Звук как механическая волна. Громкость и высота тона звука.
Тепловые явления
Строение вещества. Атомы и молекулы. Тепловое движение атомов и молекул. Диффузия в газах, жидкостях и твердых
телах. Броуновское движение. Взаимодействие (притяжение и отталкивание) молекул. Агрегатные состояния вещества.
Различие в строении твердых тел, жидкостей и газов.
Тепловое равновесие. Температура. Связь температуры со скоростью хаотического движения частиц. Внутренняя
энергия. Работа и теплопередача как способы изменения внутренней энергии тела. Теплопроводность. Конвекция.
Излучение. Примеры теплопередачи в природе и технике. Количество теплоты. Удельная теплоемкость. Удельная теплота
сгорания топлива. Закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах. Плавление и
отвердевание кристаллических тел. Удельная теплота плавления. Испарение и конденсация. Поглощение энергии при
испарении жидкости и выделение ее при конденсации пара. Кипение. Зависимость температуры кипения от давления.
Удельная теплота парообразования и конденсации. Влажность воздуха. Работа газа при расширении. Преобразования
энергии в тепловых машинах (паровая турбина, двигатель внутреннего сгорания, реактивный двигатель). КПД тепловой
машины. Экологические проблемы использования тепловых машин.
Электромагнитные явления
Электризация физических тел. Взаимодействие заряженных тел. Два рода электрических зарядов. Делимость
электрического заряда. Элементарный электрический заряд. Закон сохранения электрического заряда. Проводники,
полупроводники и изоляторы электричества. Электроскоп. Электрическое поле как особый вид материи. Напряженность
электрического поля. Действие электрического поля на электрические заряды. Конденсатор. Энергия электрического поля
конденсатора.
Электрический ток. Источники электрического тока. Электрическая цепь и ее составные части. Направление и
действия электрического тока. Носители электрических зарядов в металлах. Сила тока. Электрическое напряжение.
Электрическое сопротивление проводников. Единицы сопротивления.

Зависимость силы тока от напряжения. Закон Ома для участка цепи. Удельное сопротивление. Реостаты.
Последовательное соединение проводников. Параллельное соединение проводников.
Работа электрического поля по перемещению электрических зарядов. Мощность электрического тока. Нагревание
проводников электрическим током. Закон Джоуля - Ленца. Электрические нагревательные и осветительные приборы.
Короткое замыкание.
Магнитное поле. Индукция магнитного поля. Магнитное поле тока. Опыт Эрстеда. Магнитное поле постоянных
магнитов. Магнитное поле Земли. Электромагнит. Магнитное поле катушки с током. Применение электромагнитов.
Действие магнитного поля на проводник с током и движущуюся заряженную частицу. Сила Ампера и сила Лоренца.
Электродвигатель. Явление электромагнитной индукция. Опыты Фарадея.
Электромагнитные колебания. Колебательный контур. Электрогенератор. Переменный ток. Трансформатор. Передача
электрической энергии на расстояние. Электромагнитные волны и их свойства. Принципы радиосвязи и телевидения.
Влияние электромагнитных излучений на живые организмы.
Свет – электромагнитные волна. Скорость света. Источники света. Закон прямолинейного распространение света.
Закон отражения света. Плоское зеркало. Закон преломления света. Линзы. Фокусное расстояние и оптическая сила линзы.
Изображение предмета в зеркале и линзе. Оптические приборы. Глаз как оптическая система. Дисперсия света.
Интерференция и дифракция света.
Квантовые явления
Строение атомов. Планетарная модель атома. Квантовый характер поглощения и испускания света атомами.
Линейчатые спектры.
Опыты Резерфорда.
Состав атомного ядра. Протон, нейтрон и электрон. Закон Эйнштейна о пропорциональности массы и энергии. Дефект
масс и энергия связи атомных ядер. Радиоактивность. Период полураспада. Альфа-излучение. Бета-излучение. Гаммаизлучение. Ядерные реакции. Источники энергии Солнца и звезд. Ядерная энергетика. Экологические проблемы работы
атомных электростанций. Дозиметрия. Влияние радиоактивных излучений на живые организмы.
Строение и эволюция Вселенной
Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира. Физическая природа небесных тел Солнечной системы. Происхождение Солнечной системы. Физическая природа Солнца и звезд. Строение Вселенной. Эволюция Вселенной. Гипотеза
Большого взрыва.
Примерные темы лабораторных и практических работ
Лабораторные работы (независимо от тематической принадлежности) делятся следующие типы:
1. Проведение прямых измерений физических величин
2. Расчет по полученным результатам прямых измерений зависимого от них параметра (косвенные измерения).
3. Наблюдение явлений и постановка опытов (на качественном уровне) по обнаружению факторов, влияющих на
протекание данных явлений.
4. Исследование зависимости одной физической величины от другой с представлением результатов в виде
графика или таблицы.

5. Проверка заданных предположений (прямые измерения физических величин и сравнение заданных
соотношений между ними).
6. Знакомство с техническими устройствами и их конструирование.
Любая рабочая программа должна предусматривать выполнение лабораторных работ всех указанных типов.
Выбор тематики и числа работ каждого типа зависит от особенностей рабочей программы и УМК.
Проведение прямых измерений физических величин
1. Измерение размеров тел.
2. Измерение размеров малых тел.
3. Измерение массы тела.
4. Измерение объема тела.
5. Измерение силы.
6. Измерение времени процесса, периода колебаний.
7. Измерение температуры.
8. Измерение давления воздуха в баллоне под поршнем.
9. Измерение силы тока и его регулирование.
10. Измерение напряжения.
11. Измерение углов падения и преломления.
12. Измерение фокусного расстояния линзы.
13. Измерение радиоактивного фона.
Расчет по полученным результатам прямых измерений зависимого от них параметра (косвенные измерения)
1. Измерение плотности вещества твердого тела.
2. Определение коэффициента трения скольжения.
3. Определение жесткости пружины.
4. Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело.
5. Определение момента силы.
6. Измерение скорости равномерного движения.
7. Измерение средней скорости движения.
8. Измерение ускорения равноускоренного движения.
9. Определение работы и мощности.
10. Определение частоты колебаний груза на пружине и нити.
11. Определение относительной влажности.
12. Определение количества теплоты.
13. Определение удельной теплоемкости.
14. Измерение работы и мощности электрического тока.
15. Измерение сопротивления.
16. Определение оптической силы линзы.

17. Исследование зависимости выталкивающей силы от объема погруженной части от плотности жидкости, ее
независимости от плотности и массы тела.
18. Исследование зависимости силы трения от характера поверхности, ее независимости от площади.
Наблюдение явлений и постановка опытов (на качественном уровне) по обнаружению факторов, влияющих
на протекание данных явлений
1. Наблюдение зависимости периода колебаний груза на нити от длины и независимости от массы.
2. Наблюдение зависимости периода колебаний груза на пружине от массы и жесткости.
3. Наблюдение зависимости давления газа от объема и температуры.
4. Наблюдение зависимости температуры остывающей воды от времени.
5. Исследование явления взаимодействия катушки с током и магнита.
6. Исследование явления электромагнитной индукции.
7. Наблюдение явления отражения и преломления света.
8. Наблюдение явления дисперсии.
9. Обнаружение зависимости сопротивления проводника от его параметров и вещества.
10. Исследование зависимости веса тела в жидкости от объема погруженной части.
11. Исследование зависимости одной физической величины от другой с представлением результатов в виде
графика или таблицы.
12. Исследование зависимости массы от объема.
13. Исследование зависимости пути от времени при равноускоренном движении без начальной скорости.
14. Исследование зависимости скорости от времени и пути при равноускоренном движении.
15. Исследование зависимости силы трения от силы давления.
16. Исследование зависимости деформации пружины от силы.
17. Исследование зависимости периода колебаний груза на нити от длины.
18. Исследование зависимости периода колебаний груза на пружине от жесткости и массы.
19. Исследование зависимости силы тока через проводник от напряжения.
20. Исследование зависимости силы тока через лампочку от напряжения.
21. Исследование зависимости угла преломления от угла падения.
Проверка заданных предположений (прямые измерения физических величин и сравнение заданных
соотношений между ними). Проверка гипотез
1. Проверка гипотезы о линейной зависимости длины столбика жидкости в трубке от температуры.
2. Проверка гипотезы о прямой пропорциональности скорости при равноускоренном движении пройденному
пути.
3. Проверка гипотезы: при последовательно включенных лампочки и проводника или двух проводников
напряжения складывать нельзя (можно).
4. Проверка правила сложения токов на двух параллельно включенных резисторов.
Знакомство с техническими устройствами и их конструирование

5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.

Конструирование наклонной плоскости с заданным значением КПД.
Конструирование ареометра и испытание его работы.
Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках.
Сборка электромагнита и испытание его действия.
Изучение электрического двигателя постоянного тока (на модели).
Конструирование электродвигателя.
Конструирование модели телескопа.
Конструирование модели лодки с заданной грузоподъемностью.
Оценка своего зрения и подбор очков.
Конструирование простейшего генератора.
Изучение свойств изображения в линзах.

7 класс
Физика и физические методы изучения природы
Физика — наука о природе. Наблюдение и описание физических явлений. Физический эксперимент. Моделирование
явлений и объектов природы. Измерение физических величин. Международная система единиц. Физические законы и
границы их применимости. Роль физики в формировании научной картины мира. Научный метод познания. Наука и
техника.
Демонстрации
- измерительных приборов
- движение тел
Эксперименты
- измерение расстояний
- определение цены деления шкалы измерительного прибора
Строение и свойства вещества
Строение вещества. Опыты, доказывающие атомное строение вещества. Тепловое движение и взаимодействие частиц
вещества. Агрегатные состояния вещества
Демонстрации
- диффузия в растворах и газах, в воде
- модель хаотического движения молекул в газе
- демонстрация расширения твердого тела при нагревании

Эксперименты
- измерение размеров малых тел
Механические явления
Механическое движение. Относительность движения. Траектория. Путь. Равномерное движение. Скорость. Средняя
скорость
Демонстрации
- равномерное прямолинейное движение
- зависимость траектории движения тела от выбора системы отсчета
Динамика
Инерция. Инертность тел. Взаимодействие тел. Масса – скалярная величина. Плотность вещества. Сила – векторная
величина. Движение и силы.
Сила тяжести. Сила упругости. Сила трения.
Давление. Атмосферное давление. Закон Паскаля. Закон Архимеда. Условия плавания тел.
Условия равновесия твердого тела.
Демонстрации
- явление инерции
- сравнение масс тел с помощью равноплечих весов
- измерение силы по деформации пружины
- свойства силы трения
- сложение сил
- сообщающихся сосудов
- барометр
- опыт с шаром Паскаля
- опыт с ведерком Архимеда
Эксперименты
- измерение массы тела
- измерение плотности твердого тела
- измерение плотности жидкости
- исследование зависимости удлинения стальной пружины от приложенной силы
- исследование условий равновесия рычага
- измерение Архимедовой силы
Механическая энергия

Энергия. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия. Закон сохранения механической энергии. Простые
механизмы. Коэффициент полезного действия
Демонстрации
- реактивное движение модели ракеты
- простые механизмы
Эксперименты
- измерение КПД наклонной плоскости
Подготовка биографических справок:
Г.Галилей, И.Ньютон, Р.Гук, Б. Паскаль, Э. Торричелли, Архимед.
Подготовка сообщений по заданной теме:
Броуновское движение, Роль явления диффузии в жизни растений и животных, Три состояния воды в природе, Закон
всемирного тяготения, Сила тяжести на других планетах, Пассажирские лайнеры, Танкеры и сухогрузы, Промысловые суда,
Военные корабли, Подводные лодки, Ледоколы, Суда на воздушной подушке и подводных крыльях.
Возможные исследовательские проекты: Роль силы трения в моей жизни, сила трения и велосипед, сила трения на
кухне, Использование дирижаблей во время 1 и 2 Мировой войны и в наши дни, перспектива использования или
обреченность. (изготовление модели дирижабля), изготовление автоматической поилки для птиц, проект - изготовление
фонтана для школы.

4. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Тематическое планирование по физике для 7 класса (68ч)
№п/
п
1.

Название раздела
Введение

Количество часов
Контрольные
Теория
Всего
работы
3
3

2.

5

1

6

20

1

21

21

1

22

5.

Давление твердых тел, жидкостей и
газов
Работа. Мощность. Энергия.

11

1

12

6.

Повторение

3

1

4

Всего

63

5

68

3.
4.

Первоначальные сведения о строении
вещества
Взаимодействие тел

Содержание курса физики в 8 классе
Тепловые явления
Тепловое движение. Термометр. Связь температуры со средней скоростью движения молекул. Внутренняя энергия. Два способа
изменения внутренней энергии: теплопередача и работа. Виды теплопередачи. Количество теплоты. Удельная теплоемкость
вещества. Удельная теплота сгорания топлива. Испарение и конденсация. Кипение. Влажность воздуха. Психрометр. Плавление и
кристаллизация. Температура плавления. Зависимость температуры кипения от давления. Объяснение изменения агрегатных
состояний на основе молекулярно-кинетических представлений. Преобразования энергии в тепловых двигателях. Двигатель
внутреннего сгорания. Паровая турбина. Холодильник. КПД теплового двигателя. Экологические проблемы использования
тепловых машин. Закон сохранения энергии в механических и тепловых процессах.
Демонстрации
- Принцип действия термометра.
- Теплопроводность различных материалов.
- Конвекция в жидкостях и газах.
- Теплопередача путем излучения.
- Явление испарения.
- Постоянство температуры кипения жидкости при постоянном давлении.
- Понижение температуры кипения жидкости при понижении давления.
- Наблюдение конденсации паров воды на стакане со льдом.
Лабораторная работа

1. Изучение явления теплообмена при смешивании холодной и горячей воды.
2. Измерение удельной теплоемкости твердого тела.
Возможные объекты экскурсий: холодильное предприятие, исследовательская лаборатория или цех по выращиванию
кристаллов, инкубатор.

Электрические явления
Электризация тел. Два рода электрических зарядов. Проводники, непроводники (диэлектрики) и полупроводники.
Взаимодействие заряженных тел. Электрическое поле. Закон сохранения электрического заряда. Делимость электрического заряда.
Электрон. Электрическое поле. Напряжение. Конденсатор. Энергия электрического поля.
Электрический ток. Гальванические элементы и аккумуляторы. Действия электрического тока. Направление электрического
тока. Электрическая цепь. Электрический ток в металлах. Сила тока. Амперметр. Вольтметр. Электрическое сопротивление. Закон
Ома для участка электрической цепи. Удельное электрическое сопротивление. Реостаты. Последовательное и параллельное
соединения проводников.
Работа и мощность тока. Закон Джоуля – Ленца. Лампа накаливания. Электрические нагревательные приборы. Электрический
счетчик. Расчет электроэнергии, потребляемой электроприбором. Короткое замыкание. Плавкие предохранители. Правила
безопасности при работе с источниками электрического тока.
Демонстрации
- Электризация тел.
- Два рода электрических зарядов.
- Устройство и действие электроскопа.
- Закон сохранения электрических зарядов.
- Проводники и изоляторы.
- Источники постоянного тока.
- Измерение силы тока амперметром.
- Измерение напряжения вольтметром.
- Реостат и магазин сопротивлений.
- Свойства полупроводников.
Лабораторные работы
1. Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках.
2. Измерение напряжения на различных участках электрической цепи.
3. Регулирование силы тока реостатом.
4. Определение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра.
5. Измерение мощности и работы тока в электрической лампе.

Магнитные явления
Постоянные магниты. Взаимодействие магнитов. Магнитное поле. Магнитное поле тока. Электромагниты и их применение.
Магнитное поле Земли. Магнитные бури. Действие магнитного поля на проводник с током. Электродвигатель постоянного тока.
Демонстрации
- Опыт Эрстеда.
- Магнитное поле тока.
- Действие магнитного поля на проводник с током.
- Устройство электродвигателя.
Лабораторные работы
1. Сборка электромагнита и испытание его действия.
2. Изучение электрического двигателя постоянного тока (на модели).
Световые явления
Источники света. Прямолинейное распространение света в однородной среде. Отражение света. Закон отражения. Плоское зеркало.
Преломление света. Линза. Фокусное расстояние и оптическая сила линзы. Построение изображений в линзах. Глаз как оптическая
система. Дефекты зрения. Оптические приборы.
Демонстрации
- Прямолинейное распространение света.
- Отражение света.
- Преломление света.
- Ход лучей в собирающей линзе.
- Ход лучей в рассеивающей линзе.
- Построение изображений с помощью линз.
- Принцип действия проекционного аппарата и фотоаппарата.
- Дисперсия белого света.
- Получение белого света при сложении света разных цветов.
Лабораторные работы
1. Получение изображения при помощи собирающей линзы.
2. Измерение фокусного расстояния собирающей линзы.
Обобщающее повторение

Тематическое планирование по физике для 8 класса (68 ч)
№п/п
1
2
3
4
5
6

Название раздела

Теория

Тепловые явления
Изменение агрегатных
состояний вещества
Электрические явления
Электромагнитные
явления
Световые явления
Обобщающее повторение
Всего

10
10

Количество часов
Контрольные
работы
1
1

Всего
11
11

25
7

1
1

26
8

7
3
62

1
1
6

8
4
68

Содержание курса физики в 9 классе (99 часов)
Законы взаимодействия и движения тел
Механика
Основы кинематики.
Материальная точка. Система отсчета. Перемещение. Скорость прямолинейного равномерного движения. Прямолинейное
равноускоренное движение. Мгновенная скорость. Ускорение, перемещение.
Механическое движение. Относительное движение. Система отсчета. Материальная точка. Траектория. Путь и перемещение.
Скорость – векторная величина. Модуль вектора скорости. Равномерное прямолинейное движение. Относительность механического
движения. Графики зависимости пути и модуля скорости от времени движения. Ускорение – векторная величина. Равноускоренное
прямолинейное движение. Графики зависимости пути и модуля скорости равноускоренного прямолинейного движения от времени
движения.
Демонстрации
- Относительность движения.
- Прямолинейное и криволинейное движение.
- Стробоскоп.
- Спидометр.

-

Сложение перемещений.
Падение тел в воздухе и разряженном газе (в трубке Ньютона).
Определение ускорения при свободном падении.
Направление скорости при движении по окружности.

Лабораторная работа.
1. Исследование равноускоренного движения без начальной скорости.
2. Измерение ускорения свободного падения.
Основы динамики
Инерция. Инертность тел. Первый закон Ньютона. Инерциальная система отсчета. Масса – скалярная величина. Сила – векторная
величина. Второй закон Ньютона. Сложение сил. Третий закон Ньютона. Гравитационные силы. Закон всемирного тяготения. Сила
тяжести.
Движение искусственных спутников. Расчет первой космической скорости. Сила упругости. Закон Гука. Свободное падение.
Невесомость. Закон всемирного тяготения. Искусственные спутники Земли. Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное
движение. Движение по окружности с постоянной по модулю скоростью. Центростремительное ускорение. Ускорение свободного
падения.
Вес тела, движущегося с ускорением по вертикали. Невесомость и перезагрузки. Сила трения.
Фронтальные лабораторные работы
Измерение ускорения свободного падения.
Демонстрации
- Проявление инерции.
- Сравнение масс.
- Измерение сил.
- Второй закон Ньютона.
- Сложение сил, действующих на тело под углом друг к другу.
- Третий закон Ньютона.
Законы сохранения в механике
Импульс тела. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Устройство ракеты.
Значение работ К.Э. Циолковского для космонавтики. Достижения в освоении космического пространства.
Демонстрации
- Закон сохранения импульса.
- Реактивное движение.

-

Модель ракеты.

Механические колебания и волны. Звук.
Колебательное движение. Колебания груза на пружине. Свободные колебания. Колебательная система. Маятник. Амплитуда,
период, частота колебаний. (Гармонические колебания). Формула периода колебаний математического маятника. Колебания груза
на пружине. Формула периода колебаний пружинного маятника.
Превращение энергии при колебательном движении. Затухающие колебания. Вынужденные колебания. Резонанс.
Распространение колебаний в упругих средах. Продольные и поперечные волны. Длина волны. Связь длины волны со скоростью ее
распространения и периодом (частотой). Звуковые волны. Скорость звука. Высота, тембр и громкость звука. Эхо. Звуковой резонанс.
Акустический резонанс. Ультразвук и его применение. Звуковые волны. Скорость звука. Громкость и высота звука. Эхо.
Исследование зависимости периода и частоты колебаний математического маятника от его длины.
Демонстрации
- Свободные колебания груза на нити и груза на пружине.
- Зависимость периода колебаний груза на пружине от жесткости пружины и массы груза.
- Зависимость периода колебаний груза на нити от ее длины.
- Вынужденные колебания.
- Резонанс маятников.
- Применение маятника в часах.
- Распространение поперечных и продольных волн.
- Колеблющиеся тела как источник звука.
- Зависимость громкости звука от амплитуды колебаний.
- Зависимость высоты тона от частоты колебаний.
Лабораторная работа.
3. Исследование зависимости периода колебаний пружинного маятника от массы груза и жесткости пружины.
4. Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от длины нити.
Электромагнитное поле
Однородное и неоднородное магнитное поле. Направление тока и направление линий его магнитного поля. Правило
буравчика.
Обнаружение магнитного поля. Правило левой руки. Индукция магнитного поля. Магнитный поток. Опыты Фарадея.
Электромагнитная индукция. Направление индукционного тока. Правило Ленца. Явление самоиндукции.
Переменный ток. Генератор переменного тока. Преобразования энергии в электрогенераторах. Трансформатор. Передача
электрической энергии на расстояние.
Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. Скорость распространения электромагнитных волн. Влияние
электромагнитных излучений на живые организмы.

Конденсатор. Колебательный контур. Получение электромагнитных колебаний. Принципы радиосвязи и телевидения.
Электромагнитная природа света. Преломление света. Показатель преломления. Дисперсия света. Типы оптических спектров.
Поглощение и испускание света атомами. Происхождение линейчатых спектров.
Демонстрации
- Обнаружение магнитного поля проводника с током.
- Расположение магнитных стрелок вокруг прямого проводника с током.
- Усиление магнитного поля катушки с током введением в нее железного сердечника.
- Применение электромагнитов.
- Движение прямого проводника и рамки с током в магнитное поле.
- Устройство и действие электрического двигателя постоянного тока.
- Модель генератора переменного тока.
- Взаимодействие постоянных магнитов.
Лабораторная работа.
5. Изучение явления электромагнитной индукции.
6. Наблюдение сплошного и линейчатого спектров испускания.
Строение атома и атомного ядра
Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов.
Альфа-, бета-, гамма - излучения. Опыты Резерфорда. Ядерная модель атома. Радиоактивные превращения атомных ядер.
Сохранение зарядового и массового чисел при ядерных реакциях. Методы наблюдения и регистрации частиц в ядерной физике.
Протонно-нейтронная модель ядра. Физический смысл зарядового и массового чисел. Изотопы. Правила смещения. Энергия
связи частиц в ядре.
Деление ядер урана. Цепная реакция. Ядерная энергетика. Экологические проблемы работы атомных электростанций.
Дозиметрия. Период полураспада. Закон радиоактивного распада. Влияние радиоактивных излучений на живые организмы.
Термоядерная реакция. Источники энергии Солнца и звезд.
-

Демонстрации.
Модель опыта Резерфорда.
Изучение деления ядра атома урана по фотографии треков.
Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям.
Наблюдение треков в камере Вильсона.
Устройство и действие счетчика ионизирующих частиц.
Лабораторная работа.

7. Изучение деления ядра атома урана по фотографии треков.
8. Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям.
1.
2.
3.
4.

Строение и эволюция Вселенной
Состав, строение и происхождение Солнечной системы.
Планеты Солнечной системы. Малые планеты Солнечной системы.
Строение, излучения, эволюция Солнца и звезд.
Строение и эволюция Вселенной.

Тематическое планирование по физике для 9 класса (99ч)
№п/п
1
2
3
4
5

Название раздела
Законы взаимодействия и движения тел
Механические колебания и волны. Звук
Электромагнитное поле
Строение атома и атомного ядра
Строение и эволюция Вселенной
Всего

Теория
32
15
25
18
4
94

Количество часов
Контрольные
работы
2
1
1
1
5

Всего
34
16
26
19
4
99


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 26.08.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону (4842) 73-06-55

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».