РП по ОДНКНР 5 класс

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №18» г. Калуги

ПРОГРАММА
ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ
«ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ
РОССИИ»
5 класс

1.Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии:
1) с Федеральным законом от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
2) с постановлением Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 "Об утверждении санитарных
правил СП 2.4. 3648-20 "Санитарно- эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи";
3)

с

федеральным

перечнем

учебников,

рекомендуемых

к

использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию
образовательных программ начального общего, основного общего, среднего
общего образования, утвержденный Приказом Минпросвещения России от
28.12. 2018 г. № 345 (с изменениями от 08.05.2019 г. № 233, от 22.11.2019 г.
№ 632, от 18.05.2020 г. № 249, от 23 декабря 2020 г. №766);
4) с основной образовательной программой основного общего
образования МБОУ «СОШ №18» г. Калуги, требований к результатам
освоения ФГОС;
5) с учебным планом основного общего образования МБОУ «СОШ
№18» г. Калуги на 2021-2022 уч. год.
6) с программой комплексного учебного курса «Основы духовнонравственной культуры народов России» авторы: Н.Ф. Виноградова Основы
духовно-нравственной культуры народов России: 5 класс: учебник для
учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2013.
В соответствии с федеральным государственным образовательным
стандартом общего образования изучение новой обязательной предметной
области

«Основы

духовно-нравственной

культуры

народов

предполагается в пятом классе в объёме 34 часов ( 1 час в неделю).

России»

«Основы духовно-нравственной культуры народов России» призван
обогатить процесс воспитания не только новым содержанием (ознакомление
с традиционными религиями Российского государства), но и новым
пониманием сущности российской культуры, развивающейся как сплав
национальных традиций и религиозных верований. Исходя из этого особое
значение курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
заключается в раскрытии общечеловеческих ценностей, которые объединяют
(а не разъединяют) светскость и религиозность.
Особое значение изучения данного предмета младшими подростками
определяется их возрастными и познавательными возможностями: у детей
10-12 лет наблюдается большой интерес к социальному миру, общественным
событиям, они открыты для общения на различные темы, включая
религиозные. Школьники этого возраста уже располагают сведениями об
истории нашего государства, ориентируются в понятии «культура». У них
развиты предпосылки исторического мышления, на достаточном уровне
представлено логическое мышление, воображение, что позволяет решать
более сложные теоретические задачи и работать с воображаемыми
ситуациями.
исторические

Пятиклассники
документы,

могут
они

читать

более

достаточно

серьезные
хорошо

тексты,
владеют

информационными умениями и способны работать с информацией,
представленной в разном виде (текст, таблица, диаграмма, иллюстрация и
пр.).
Основные цели и задачи курса «Духовно-нравственная культура народов
России»:
• совершенствование способности к восприятию накопленной разными
народами духовно-нравственной культуры; осознание того, что человеческое
общество и конкретный индивид могут благополучно существовать и
развиваться, если стремятся к нравственному самосовершенствованию,
проявляют готовность к духовному саморазвитию;

• углубление и расширение представлений о том, что общечеловеческие
ценности родились, хранятся и передаются от поколения к поколению через
этнические,

культурные,

семейные

традиции,

общенациональные

и

межнациональные отношения, религиозные верования;
• осознание того, что духовно-нравственная культура современного человека
имеет истоки в повседневной жизни, в народном эпосе, фольклорных
праздниках, религиозных обрядах и др.;
• становление внутренних установок личности, ценностных ориентаций,
убеждения в том, что отношение к члену общества определяется не его
принадлежностью

к

определённому

этносу,

не

его

религиозными

убеждениями, а нравственным характером поведения и деятельности,
чувством любви к своей родине, уважения к народам, населяющим её, к их
культуре и традициям.
Планируемые результаты изучения учебного курса:
Предметные результаты:
 овладение целостными

представлениями

о том, как складывалась

культура общества и каким должен быть человек, чтобы о нем
говорили «культурный, духовно богатый», понимание того, что
необходимо уважать других людей, терпимо относиться к их культуре
и вероисповеданию;
 овладение представлениями о том, какую роль играет семья в жизни
человека, что семейные ценности являются неотъемлемой частью
духовно-нравственной культуры общества, и о том, какой вклад в
духовное величие российской культуры внесли традиционные религии
разных народов;
 умение различать основные религии народов России,
памятников

культуры,

описывать

используя основные и дополнительные

источники информации.
Метапредметные результаты:

 способность

планировать

и

организовывать

свою

учебную

и коммуникативную деятельность в соответствии с задачами изучения
предмета, видами учебной и домашней работы, во взаимодействии с
одноклассниками и взрослыми;
 готовность формулировать и высказывать собственное мнение,
аргументировать свою точку зрения, выслушивать и обсуждать
различные взгляды и оценки, вести конструктивный диалог; работать в
коллективе;
 умение проводить поиск основной и дополнительной информации в
учебной и научно-популярной литературе, Интернете, библиотеках и
музеях, обрабатывать её в соответствии с темой и познавательными
заданиями,

представлять

результаты

своей

творческо-поисковой

работы;
 способность решать творческие и проблемные задачи, развивать
логическое мышление;
 развивать речь; культуру поведения, ответственное отношение к своим
поступкам.
Личностные результаты:
 становление внутренней установки личности обучающихся на то, что
отношение к члену общества определяется не его принадлежностью к
определенному

этносу

или

религиозной

конфессии,

а

его

нравственными качествами и поступками;
 воспитание любви к Родине, уважение к народам, населяющим ее, их
культуре и традициям;
 бережное отношение к своей родной культуре.
Содержание курса
Раздел 1. В мире культуры.

Величие российской культуры.
Российская культура – плод усилий разных народов. Деятели науки и
культуры – представителей разных национальностей (К.Брюллов, И. Репин,
К. Станиславский, Ш. Алейхем, Г. Уланова, Д. Шостакович, Р.Гамзатов, Л.
Лихачев, С. Эрьзя, Ю. Рытхэу и др.).
Человек – творец и носитель культуры.
Вне культуры жизнь человека невозможна. Вклад личности в культуру
зависит от ее таланта, способностей, упорства.
Законы нравственности – часть культуры общества. Источники,
создающие нравственные установки.
Раздел 2. Нравственные ценности российского народа
«Береги землю родимую, как мать любимую».
Представления о патриотизме в фольклоре разных народов. Герои
национального эпоса разных народов (Улып, Сияжар, Боотур, Урал-батыр и
др.).
Жизнь ратными подвигами полна.
Реальные примеры выражения патриотических чувств в истории
России (Дмитрий Донской, Кузьма Минин, Иван Сусанин, Надежда Дурова и
др.). Деятели разных конфессий – патриоты (Сергий Радонежский, Рабби
Шнеур-Залман и др.). Вклад народов нашей страны в победу над фашизмом.
В труде – красота человека.
Тема

труда

в

фольклоре

разных

народов

(сказках,легендах,

пословицах).
«Плод добрых трудов славен…».
Буддизм, ислам, христианство о труде и трудолюбии.
Люди труда.
Примеры самоотверженного труда людей разной национальности на
благо родины (землепроходцы, ученые, путешественники, колхозники и пр.).
Бережное отношение к природе.

Одушевление природы нашими предками. Роль заповедников в
сохранении природных объектов. Заповедники на карте России.
Семья – хранитель духовных ценностей.
Роль семьи в жизни человека. Любовь, искренность, симпатия,
взаимопомощь и поддержка – главные семейные ценности. О любви и
милосердии в разных религиях. Семейные ценности в православии,
буддизме, исламе, иудаизме. Взаимоотношения членов семьи. Отражение
ценностей семьи в фольклоре разных народов. Семья – первый трудовой
коллектив.
Раздел 3. Религия и культура
Роль религии в развитии культуры.
Вклад религии в развитие материальной и духовной культуры
общества.
Культурное наследие христианской Руси.
Принятие христианства на Руси, влияние Византии. Христианская вера
и образование в Древней Руси. Великие князья
Древней Руси и их влияние на развитие образования. Православный
храм (внешние особенности, внутреннее убранство). Духовная музыка.
Богослужебное песнопение.
Колокольный звон. Особенности православного календаря.
Культура ислама.
Возникновение ислама. Первые столетия ислама (VII-XII века) –
золотое время исламской культуры. Успехи образования и науки. Вклад
мусульманской

литературы

в

сокровищницу

мировой

культуры.

Декоративно-прикладное искусство народов, исповедующих ислам. Мечеть –
часть исламской культуры. Исламский календарь.
Иудаизм и культура.
Возникновение иудаизма. Тора – Пятикнижие Моисея.

Синагога – молельный дом иудеев. Особенности внутреннего
убранства синагоги.
Священная история иудеев в сюжетах мировой живописи. Еврейский
календарь.
Культурные традиции буддизма.
Распространение буддизма в России.
Культовые сооружения буддистов. Буддийские монастыри. Искусство
танка. Буддийский календарь.
Раздел 4. Как сохранить духовные ценности
Забота государства о сохранении духовных ценностей.
Конституционные

гарантии

права

гражданина

исповедовать

любую религию. Восстановление памятников духовной культуры, охрана
исторических памятников, связанных с разными религиями.
Хранить память предков.
Уважение

к

труду,

обычаям,

вере

предков.

Примеры

благотворительности из российской истории. Известные меценаты России.
Раздел 5. Твой духовный мир.
Что составляет твой духовный мир.
Образованность человека, его интересы, увлечения, симпатии, радости,
нравственные качества личности – составляющие духовного мира. Культура
поведения человека. Этикет в разных жизненных ситуациях.

Тематическое планирование
Основы духовно-нравственной культуры народов России
34 часа
Тема
В мире культуры:

Количество часов
4 часа



Величие многонациональной
российской культуры



Человек – творец и носитель
культуры

Нравственные ценности российского

14 часов

народа:


«Береги землю родимую, как мать
любимую»



Жизнь ратными подвигами полна



В труде – красота человека



«Плод добрых трудов славен»



Люди труда



Бережное отношение к природе



Семья – хранитель духовных
ценностей

Религия и культура:

10 часов



Роль религии в развитии культуры



Культурное наследие христианской
Руси



Культура ислама



Иудаизм и культура



Культурные традиции буддизма

Как сохранить духовные ценности:


4 часа

Забота государства о сохранении
духовных ценностей



Хранить память предков

Твой духовный мир

2 часа

ИТОГО

34 часа

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ
ПОДПИСЬЮ
СВЕДЕНИЯ О СЕРТИФИКАТЕ ЭП

Сертификат

603332450510203670830559428146817986133868575809

Владелец

Жандарова Лариса Борисовна

Действителен

С 29.03.2021 по 29.03.2022

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ
ПОДПИСЬЮ
СВЕДЕНИЯ О СЕРТИФИКАТЕ ЭП
Сертификат

603332450510203670830559428146817986133868575809

Владелец

Жандарова Лариса Борисовна

Действителен

С 29.03.2021 по 29.03.2022


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 26.08.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону (4842) 73-06-55

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».