РП по ИЗО 5-8

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 18» ГОРОДА КАЛУГИ

Рабочая программа
по изобразительному
искусству
5-8 классы

1. Пояснительная записка
Программа
по учебному предмету «Изобразительное искусство»
разработана в соответствии с требованиями к результатам освоения ООП ООО
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №18» г. Калуги, предусмотренными
ФГОС ООО, и на основе Примерной программы основного общего образования по
изобразительному искусству и авторской программы Б. М. Неменского
«Изобразительное искусство» 5-8 классы, разработанной под руководством и
редакцией народного художника России, академика РАО и РАХ Б.М.Неменского.
Программа составлена с учетом актуальных задач воспитания, обучения и
развития обучающихся, их возрастных и иных особенностей, а также условий,
необходимых для развития их личностных и познавательных качеств.
Изучение изобразительного искусства на уровне основного общего
образования представляет собой продолжение начального этапа художественноэстетического развития личности и является важным звеном в системе
непрерывного образования.
Основной целью школьного образования является развитие школьника как
компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной
деятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не
только определенной суммой знаний, умений и навыков, но и как процесс овладения
компетенциями:
коммуникативной, личностного саморазвития, ценностноориентированной, смысло-поисковой, рефлексивной. На уроках учащиеся могут
более уверенно овладеть монологической и диалогической речью, умением вступать
в речевое общение, участвовать в диалоге, приводить примеры, подбирать
аргументы, перефразировать мысль, формулировать выводы, собственную позицию
по обсуждаемым вопросам, участвовать в дискуссиях по вопросам изобразительного
и декоративного искусства, развитие визуально-пространственного мышления
учашихся как формы эмоционального, эстетического освоения мира, как форма
самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве
культуры. Художественное развитие осуществляется в практической, деятельной
форме в процессе личностного художественного творчества.
Основные задачи предмета «Изобразительное искусство»:
 развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и
ассоциативного
мышления,
фантазии,
зрительно-образной
памяти,
эмоционально- эстетического восприятия действительности;
 воспитание культуры восприятия произведений изобразительного,
декоративно-прикладного искусства, архитектуры, дизайна;
 освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоциональнопрактического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и
социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного
искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры; знакомство с образным языком
изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта;

 овладение практическими умениями и навыками художественной
деятельности, изображения на плоскости и в объёме (с натуры, по памяти,
представлению, воображению);
 формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству,
способности воспринимать его исторические и национальные особенности.
2.Планируемые результаты освоения учебного предмета
В соответствии с требованием к результатам освоения основной
образовательной
программы
общего
образования
Федерального
государственного образовательного стандарта, обучение на занятиях по
изобразительному искусству направлено на достижение учащимися
личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
 - воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и
уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, знание культуры
своего народа, усвоение гуманистических, традиционных ценностей
многонационального российского общества;
 - формирование ответственного отношения к учению, саморазвитию и
самообразованию на основе мотивации к обучению, уважительного и
доброжелательного отношения к другому человеку, способности вести диалог
и достигать взаимопонимание формирование коммуникативной компетенции
в общении со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной,
познавательной и творческой деятельности;
 -развитие компетенции в решении моральных проблем на основе личного
выбора, формирование нравственного поведения, ответственного отношения к
своим поступкам семантическое значение традиционных образов, мотивов
(древо жизни, конь, птица, солярные знаки);
 -осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности
семьи, уважительное и заботливое отношение к членам семьи.

Метапредметные результаты:
 -умение самостоятельно ставить цели своего обучения, развивать мотивы и
интересы своей познавательной деятельности, планировать пути достижения
целей;
 - умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,
осуществлять контроль своей деятельности, корректировать свои действия,

умение оценивать свои действия, правильность выполнения учебной задачи,
собственные способности ее решения;
 - владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной
деятельности;
 -умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность
с учителем и сверстниками, работать индивидуально и группе, находить
общее решение и разрешать конфликты, формировать, аргументировать и
отстаивать свое мнение.
Предметные результаты:
 -формирование основ художественной культуры как части общей духовной
культуры, особого способа познания жизни; развитие эстетического,
эмоционально-ценностного
видения
окружающего
мира,
развитие
наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти,
ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого
воображения;
 -освоение художественной культуры во всем ее многообразии видов, жанров,
стилей, воплощенных в пространственных формах (фольклор, классические
произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство
современности);
 -приобретение опыта создания различных художественно- декоративных
объектов предметной среды, объединенных единой стилистикой (предметы
быта, мебель, одежда, детали интерьера определенной эпохи);
 - овладевать практическими навыками выразительного использования
фактуры, цвета, формы, объема, пространства в процессе создания в
конкретном материале плоскостных или объёмных декоративных композиций;
 - овладеть навыками работы в конкретном материале (макраме, батик, роспись
и т. п.)
 -развитие потребности в общении с произведениями изобразительного
искусства, освоение практических навыков восприятия и оценки
произведений искусства, осознание значения искусства и творчества в личной
и культурной самоидентификации личности, развитие индивидуальных
творческих способностей.
По окончании основной школы выпускник научится:
•
характеризовать особенности уникального народного искусства,
семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, птица,
солярные знаки); создавать декоративные изображения на основе русских образов;
•
раскрывать смысл народных праздников и обрядов и их отражение в народном
искусстве и в современной жизни;
•
создавать эскизы декоративного убранства русской избы;

•
создавать цветовую композицию внутреннего убранства избы;
•
определять специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;
•
создавать самостоятельные варианты орнаментального построения вышивки с
опорой на народные традиции;
•
создавать эскизы народного праздничного костюма, его отдельных элементов
в цветовом решении;
•
умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами
декоративного обобщения, уметь передавать единство формы и декора (на
доступном для данного возраста уровня);
•
выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции
народного искусства (используя традиционное письмо Гжели, Городца, Хохломы и
т. д.) на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических
элементов;
•
владеть практическими навыками выразительного использования фактуры,
цвета, формы, объема, пространства в процессе создания в конкретном материале
плоскостных или объемных декоративных композиций;
•
распознавать и называть игрушки ведущих народных художественных
промыслов; осуществлять собственный художественный замысел, связанный с
созданием выразительной формы игрушки и украшением ее декоративной
росписью в традиции одного из промыслов;
•
характеризовать основы народного орнамента; создавать орнаменты на основе
народных традиций;
•
различать виды и материалы декоративно-прикладного искусства;
•
различать национальные особенности русского орнамента и орнаментов
других народов России;
•
находить общие черты в единстве материалов, формы и декора,
конструктивных декоративных изобразительных элементов в произведениях
народных и современных промыслов;
•
различать и характеризовать несколько народных художественных промыслов
России;
•
называть пространственные и временные виды искусства и объяснять, в чем
состоит различие временных и пространственных видов искусства;
•
классифицировать жанровую систему в изобразительном искусстве и ее
значение для анализа развития искусства и понимания изменений видения мира;
•
объяснять разницу между предметом изображения, сюжетом и содержанием
изображения;
•
композиционным навыкам работы, чувству ритма, работе с различными
художественными материалами;
•
создавать образы, используя все выразительные возможности художественных
материалов;
•
простым навыкам изображения с помощью пятна и тональных отношений;
•
навыку плоскостного силуэтного изображения обычных, простых предметов
(кухонная утварь);

•
изображать сложную форму предмета (силуэт) как соотношение простых
геометрических фигур, соблюдая их пропорции;
•
создавать линейные изображения геометрических тел и натюрморт с натуры
из геометрических тел;
•
строить изображения простых предметов по правилам линейной перспективы;
•
характеризовать освещение как важнейшее выразительное средство
изобразительного искусства, как средство построения объема предметов и
глубины пространства;
•
передавать с помощью света характер формы и эмоциональное напряжение в
композиции натюрморта;
•
творческому опыту выполнения графического натюрморта и гравюры
наклейками на картоне;
•
выражать цветом в натюрморте собственное настроение и переживания;
•
рассуждать о разных способах передачи перспективы в изобразительном
искусстве как выражении различных мировоззренческих смыслов;
•
применять перспективу в практической творческой работе;
•
навыкам изображения перспективных сокращений в зарисовках
наблюдаемого;
•
навыкам изображения уходящего вдаль пространства, применяя правила
линейной и воздушной перспективы;
•
видеть, наблюдать и эстетически переживать изменчивость цветового
состояния и настроения в природе;
•
навыкам создания пейзажных зарисовок;
•
различать и характеризовать понятия: пространство, ракурс, воздушная
перспектива;
•
пользоваться правилами работы на пленэре;
•
использовать цвет как инструмент передачи своих чувств и представлений о
красоте; осознавать, что колорит является средством эмоциональной
выразительности живописного произведения;
•
навыкам композиции, наблюдательной перспективы и ритмической
организации плоскости изображения;
•
различать основные средства художественной выразительности в
изобразительном искусстве (линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива и др.);
•
определять композицию как целостный и образный строй произведения, роль
формата, выразительное значение размера произведения, соотношение целого и
детали, значение каждого фрагмента в его метафорическом смысле;
•
пользоваться красками (гуашь, акварель), несколькими графическими
материалами (карандаш, тушь), обладать первичными навыками лепки,
использовать коллажные техники;
•
различать и характеризовать понятия: эпический пейзаж, романтический
пейзаж, пейзаж настроения, пленэр, импрессионизм;
•
различать и характеризовать виды портрета;
•
понимать и характеризовать основы изображения головы человека;
•
пользоваться навыками работы с доступными скульптурными материалами;

•
видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций,
характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по
представлению, по памяти;
•
видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыками
плоского и объемного изображения предмета и группы предметов;
•
использовать графические материалы в работе над портретом;
•
использовать образные возможности освещения в портрете;
•
пользоваться правилами схематического построения головы человека в
рисунке;
•
называть имена выдающихся русских и зарубежных художников портретистов и определять их произведения;
•
навыкам передачи в плоскостном изображении простых движений фигуры
человека;
•
навыкам понимания особенностей восприятия скульптурного образа;
•
навыкам лепки и работы с пластилином или глиной;
•
рассуждать (с опорой на восприятие художественных произведений шедевров изобразительного искусства) об изменчивости образа человека в истории
искусства;
•
приемам выразительности при работе с натуры над набросками и зарисовками
фигуры человека, используя разнообразные графические материалы;
•
характеризовать сюжетно-тематическую картину как обобщенный и
целостный образ, как результат наблюдений и размышлений художника над
жизнью;
•
объяснять понятия «тема», «содержание», «сюжет» в произведениях
станковой живописи;
•
изобразительным и композиционным навыкам в процессе работы над эскизом;
•
узнавать и объяснять понятия «тематическая картина», «станковая живопись»;
•
перечислять и характеризовать основные жанры сюжетно- тематической
картины;
•
характеризовать исторический жанр как идейное и образное выражение
значительных событий в истории общества, как воплощение его
мировоззренческих позиций и идеалов;
•
узнавать и характеризовать несколько классических произведений и называть
имена великих русских мастеров исторической картины;
•
характеризовать значение тематической картины XIX века в развитии русской
культуры;
•
рассуждать о значении творчества великих русских художников в создании
образа народа, в становлении национального самосознания и образа национальной
истории;
•
называть имена нескольких известных художников объединения «Мир
искусства» и их наиболее известные произведения;
•
творческому опыту по разработке и созданию изобразительного образа на
выбранный исторический сюжет;

•
творческому опыту по разработке художественного проекта –разработки
композиции на историческую тему;
•
творческому опыту создания композиции на основе библейских сюжетов;
•
представлениям о великих, вечных темах в искусстве на основе сюжетов из
Библии, об их мировоззренческом и нравственном значении в культуре;
•
называть имена великих европейских и русских художников, творивших на
библейские темы;
•
узнавать и характеризовать произведения великих европейских и русских
художников на библейские темы;
•
характеризовать роль монументальных памятников в жизни общества;
•
рассуждать об особенностях художественного образа советского народа в
годы Великой Отечественной войны;
•
описывать и характеризовать выдающиеся монументальные памятники и
ансамбли, посвященные Великой Отечественной войне;
•
творческому опыту лепки памятника, посвященного значимому
историческому событию или историческому герою;
•
анализировать художественно-выразительные средства произведений
изобразительного искусства XX века;
•
культуре зрительского восприятия;
•
характеризовать временные и пространственные искусства;
•
понимать разницу между реальностью и художественным образом;
•
представлениям об искусстве иллюстрации и творчестве известных
иллюстраторов книг. И.Я. Билибин. В.А. Милашевский. В.А. Фаворский;
•
опыту художественного иллюстрирования и навыкам работы графическими
материалами;
•
собирать необходимый материал для иллюстрирования (характер одежды
героев, характер построек и помещений, характерные детали быта и т.д.);
•
представлениям об анималистическом жанре изобразительного искусства и
творчестве художников-анималистов;
•
опыту художественного творчества по созданию стилизованных образов
животных;
•
систематизировать и характеризовать основные этапы развития и истории
архитектуры и дизайна;
•
распознавать объект и пространство в конструктивных видах искусства;
•
понимать сочетание различных объемов в здании;
•
понимать единство художественного и функционального в вещи, форму и
материал;
•
иметь общее представление и рассказывать об особенностях архитектурнохудожественных стилей разных эпох;
•
понимать тенденции и перспективы развития современной архитектуры;
•
различать образно-стилевой язык архитектуры прошлого;
•
характеризовать и различать малые формы архитектуры и дизайна в
пространстве городской среды;

•
понимать плоскостную композицию как возможное схематическое
изображение объемов при взгляде на них сверху;
•
осознавать чертеж как плоскостное изображение объемов, когда точка –
вертикаль, круг – цилиндр, шар и т. д.;
•
применять в создаваемых пространственных композициях доминантный
объект и вспомогательные соединительные элементы;
•
применять навыки формообразования, использования объемов в дизайне и
архитектуре (макеты из бумаги, картона, пластилина);
•
создавать композиционные макеты объектов на предметной плоскости и в
пространстве;
•
создавать практические творческие композиции в технике коллажа, дизайнпроектов;
•
получать представления о влиянии цвета на восприятие формы объектов
архитектуры и дизайна, а также о том, какое значение имеет расположение цвета в
пространстве архитектурно-дизайнерского объекта;
•
приобретать общее представление о традициях ландшафтно-парковой
архитектуры;
•
характеризовать основные школы садово-паркового искусства;
•
понимать основы краткой истории русской усадебной культуры XVIII – XIX
веков;
•
называть и раскрывать смысл основ искусства флористики;
•
понимать основы краткой истории костюма;
•
характеризовать и раскрывать смысл композиционно-конструктивных
принципов дизайна одежды;
•
применять навыки сочинения объемно-пространственной композиции в
формировании букета по принципам икебаны;
•
использовать старые и осваивать новые приемы работы с бумагой,
природными материалами в процессе макетирования архитектурно-ландшафтных
объектов;
•
отражать в эскизном проекте дизайна сада образно-архитектурный
композиционный замысел;
•
использовать графические навыки и технологии выполнения коллажа в
процессе создания эскизов молодежных и исторических комплектов одежды;
•
узнавать и характеризовать памятники архитектуры Древнего Киева. София
Киевская. Фрески. Мозаики;
•
различать итальянские и русские традиции в архитектуре Московского
Кремля. Характеризовать и описывать архитектурные особенности соборов
Московского Кремля;
•
различать и характеризовать особенности древнерусской иконописи.
Понимать значение иконы «Троица» Андрея Рублева в общественной, духовной и
художественной жизни Руси;
•
узнавать и описывать памятники шатрового зодчества;
•
характеризовать особенности церкви Вознесения в селе Коломенском и храма
Покрова-на-Рву;

•
раскрывать особенности новых иконописных традиций в XVII веке. Отличать
по характерным особенностям икону и парсуну;
•
работать над проектом (индивидуальным или коллективным), создавая
разнообразные творческие композиции в материалах по различным темам;
•
различать стилевые особенности разных школ архитектуры Древней Руси;
•
создавать с натуры и по воображению архитектурные образы графическими
материалами и др.;
•
работать над эскизом монументального произведения (витраж, мозаика,
роспись, монументальная скульптура); использовать выразительный язык при
моделировании архитектурного пространства;
•
сравнивать, сопоставлять и анализировать произведения живописи Древней
Руси;
•
рассуждать о значении художественного образа древнерусской культуры;
•
ориентироваться в широком разнообразии стилей и направлений
изобразительного искусства и архитектуры XVIII – XIX веков;
•
использовать в речи новые термины, связанные со стилями в изобразительном
искусстве и архитектуре XVIII – XIX веков;
•
выявлять и называть характерные особенности русской портретной живописи
XVIII века;
•
характеризовать признаки и особенности московского барокко;
•
создавать разнообразные творческие работы (фантазийные конструкции) в
материале.
Выпускник получит возможность научиться:
•
активно использовать язык изобразительного искусства и различные
художественные материалы для освоения содержания различных учебных
предметов (литературы, окружающего мира, технологии и др.);
•
владеть диалогической формой коммуникации, уметь аргументировать свою
точку зрения в процессе изучения изобразительного искусства;
•
различать и передавать в художественно-творческой деятельности
характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку,
обществу; осознавать общечеловеческие ценности, выраженные в главных темах
искусства;
•
выделять признаки для установления стилевых связей в процессе изучения
изобразительного искусства;
•
понимать специфику изображения в полиграфии;
•
различать формы полиграфической продукции: книги, журналы, плакаты,
афиши и др.);
•
различать и характеризовать типы изображения в полиграфии (графическое,
живописное, компьютерное, фотографическое);
•
проектировать обложку книги, рекламы открытки, визитки и др.;
•
создавать художественную композицию макета книги, журнала;
•
называть имена великих русских живописцев и архитекторов XVIII – XIX
веков;

•
называть и характеризовать произведения изобразительного искусства и
архитектуры русских художников XVIII – XIX веков;
•
называть имена выдающихся русских художников-ваятелей XVIII века и
определять скульптурные памятники;
•
называть имена выдающихся художников «Товарищества передвижников» и
определять их произведения живописи;
•
называть имена выдающихся русских художников-пейзажистов XIX века и
определять произведения пейзажной живописи;
•
понимать особенности исторического жанра, определять произведения
исторической живописи;
•
активно воспринимать произведения искусства и аргументированно
анализировать разные уровни своего восприятия, понимать изобразительные
метафоры и видеть целостную картину мира, присущую произведениям
искусства;
•
определять «Русский стиль» в архитектуре модерна, называть памятники
архитектуры модерна;
•
использовать навыки формообразования, использования объемов в
архитектуре (макеты из бумаги, картона, пластилина); создавать
композиционные макеты объектов на предметной плоскости и в пространстве;
•
называть имена выдающихся русских художников-ваятелей второй половины
XIX века и определять памятники монументальной скульптуры;
•
создавать разнообразные творческие работы (фантазийные конструкции) в
материале;
•
узнавать основные художественные направления в искусстве XIX и XX веков;
•
узнавать, называть основные художественные стили в европейском и
русском искусстве и время их развития в истории культуры;
•
осознавать главные темы искусства и, обращаясь к ним в собственной
художественно-творческой деятельности, создавать выразительные образы;
•
применять творческий опыт разработки художественного проекта –
создания композиции на определенную тему;
•
понимать смысл традиций и новаторства в изобразительном искусстве XX
века. Модерн. Авангард. Сюрреализм;
•
характеризовать стиль модерн в архитектуре. Ф.О. Шехтель. А. Гауди;
•
создавать с натуры и по воображению архитектурные образы графическими
материалами и др.;
•
работать над эскизом монументального произведения (витраж, мозаика,
роспись, монументальная скульптура);
•
использовать выразительный язык при моделировании архитектурного
пространства;
•
характеризовать крупнейшие художественные музеи мира и России;
•
получать представления об особенностях художественных коллекций
крупнейших музеев мира;
•
использовать навыки коллективной работы над объемно- пространственной
композицией;

•
понимать основы сценографии как вида художественного творчества;
•
понимать роль костюма, маски и грима в искусстве актерского
перевоплощения;
•
называть имена российских художников (А.Я. Головин, А.Н. Бенуа, М.В.
Добужинский);
•
различать особенности художественной фотографии;
•
различать выразительные средства художественной фотографии
(композиция, план, ракурс, свет, ритм и др.);
•
понимать изобразительную природу экранных искусств;
•
характеризовать принципы киномонтажа в создании художественного
образа;
•
различать понятия: игровой и документальный фильм;
•
называть имена мастеров российского кинематографа. С.М. Эйзенштейн.
А.А. Тарковский. С.Ф. Бондарчук. Н.С. Михалков;
•
понимать основы искусства телевидения;
•
понимать различия в творческой работе художника-живописца и
сценографа;
•
применять полученные знания о типах оформления сцены при создании
школьного спектакля;
•
использовать элементарные навыки основ фотосъемки, осознанно
осуществлять выбор объекта и точки съемки, ракурса, плана как
художественно-выразительных средств фотографии;
•
применять в своей съемочной практике ранее приобретенные знания и навыки
композиции, чувства цвета, глубины пространства и т. д.;
•
пользоваться компьютерной обработкой фотоснимка при исправлении
отдельных недочетов и случайностей;
•
понимать и объяснять синтетическую природу фильма;
•
применять первоначальные навыки в создании сценария и замысла фильма;
•
применять полученные ранее знания по композиции и построению кадра;
•
смотреть и анализировать с точки зрения режиссерского, монтажнооператорского искусства фильмы мастеров кино;
3.Содержание учебного предмета
Программа учебного предмета «Изобразительное искусство» ориентирована
на развитие компетенций в области освоения культурного наследия, умения
ориентироваться в различных сферах мировой художественной культуры, на
формирование у обучающихся целостных

представлений об исторических

традициях и ценностях русской художественной культуры.

В

программе

предусмотрена

практическая

художественно-творческая

деятельность, аналитическое восприятие произведений искусства. Программа
включает в себя основы разных видов визуально-пространственных искусств –
живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, народного и декоративноприкладного искусства, театра, фото- и киноискусства.
Отличительной особенностью программы является новый взгляд на предмет
«Изобразительное искусство», суть которого заключается в том, что искусство в нем
рассматривается как особая духовная сфера, концентрирующая в себе колоссальный
эстетический, художественный и нравственный мировой опыт. Как целостность,
состоящая

из

народного

искусства

и

профессионально-художественного,

проявляющихся и живущих по своим законам и находящихся в постоянном
взаимодействии.
В

программу

включены

следующие

основные

виды

художественно-

творческой деятельности:


ценностно-ориентационная и коммуникативная деятельность;



изобразительная деятельность (основы художественного изображения);



декоративно-прикладная деятельность (основы народного и декоративно-

прикладного искусства);


художественно-конструкторская

деятельность

(элементы

дизайна

и

архитектуры);


художественно-творческая деятельность на основе синтеза искусств.

Связующим звеном предмета «Изобразительного искусства» с другими
предметами является художественный образ, созданный средствами разных видов
искусства и создаваемый обучающимися в различных видах художественной
деятельности.
Изучение предмета «Изобразительное искусство» построено на освоении
общенаучных

методов

(наблюдение,

измерение,

моделирование),

освоении

практического применения знаний и основано на межпредметных связях с

предметами: «История России», «Обществознание», «География», «Математика»,
«Технология».
Связующим звеном предмета «Изобразительного искусства» с другими
предметами является художественный образ, созданный средствами разных видов
искусства и создаваемый обучающимися в различных видах художественной
деятельности.
Изучение предмета «Изобразительное искусство» построено на освоении
общенаучных методов (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование),
освоении практического применения знаний и основано на межпредметных связях с
предметами: «История России», «Обществознание», «География», «Математика»,
«Технология».
Народное

художественное

творчество

–

неиссякаемый

источник

самобытной красоты
Солярные знаки (декоративное изображение и их условно-символический
характер). Древние образы в народном творчестве. Русская изба: единство
конструкции и декора. Крестьянский дом как отражение уклада крестьянской жизни
и памятник архитектуры. Орнамент как основа декоративного украшения.
Праздничный народный костюм – целостный художественный образ. Обрядовые
действия народного праздника, их символическое значение. Различие национальных
особенностей русского орнамента и орнаментов других народов России. Древние
образы в народных игрушках (Дымковская игрушка, Филимоновская игрушка).
Композиционное, стилевое и цветовое единство в изделиях народных промыслов
(искусство Гжели, Городецкая роспись, Хохлома, Жостово, роспись по металлу,
щепа, роспись по лубу и дереву, тиснение и резьба по бересте). Связь времен в
народном искусстве.
Виды изобразительного искусства и основы образного языка
Пространственные
изобразительном

искусства.

искусстве.

Художественные

Выразительные

материалы.

возможности

Жанры

в

изобразительного

искусства. Язык и смысл. Рисунок – основа изобразительного творчества.
Художественный образ. Стилевое единство. Линия, пятно. Ритм. Цвет. Основы
цветоведения. Композиция. Натюрморт. Понятие формы. Геометрические тела: куб,
шар, цилиндр, конус, призма. Многообразие форм окружающего мира. Изображение
объема на плоскости. Освещение. Свет и тень. Натюрморт в графике. Цвет в
натюрморте. Пейзаж. Правила построения перспективы. Воздушная перспектива.
Пейзаж настроения. Природа и художник. Пейзаж в живописи художников –
импрессионистов (К. Моне, А. Сислей). Пейзаж в графике. Работа на пленэре.
Понимание смысла деятельности художника
Портрет.

Конструкция

головы

человека

и

ее

основные

пропорции.

Изображение головы человека в пространстве. Портрет в скульптуре. Графический
портретный рисунок. Образные возможности освещения в портрете. Роль цвета в
портрете. Великие портретисты прошлого (В.А. Тропинин, И.Е. Репин, И.Н.
Крамской, В.А. Серов). Портрет в изобразительном искусстве XX века (К.С. ПетровВодкин, П.Д. Корин).
Изображение фигуры человека и образ человека. Изображение фигуры
человека в истории искусства (Леонардо да Винчи, Микеланджело Буанаротти, О.
Роден). Пропорции и строение фигуры человека. Лепка фигуры человека. Набросок
фигуры человека с натуры. Основы представлений о выражении в образах искусства
нравственного поиска человечества (В.М. Васнецов, М.В. Нестеров).
Вечные темы и великие исторические события в искусстве
Сюжет и содержание в картине. Процесс работы над тематической картиной.
Библейские сюжеты в мировом изобразительном искусстве (Леонардо да Винчи,
Рембрандт, Микеланджело Буанаротти, Рафаэль Санти). Мифологические темы в
зарубежном искусстве (С. Боттичелли, Джорджоне, Рафаэль Санти). Русская
религиозная живопись XIX века (А.А. Иванов, И.Н. Крамской, В.Д. Поленов).
Тематическая картина в русском искусстве XIX века (К.П. Брюллов). Историческая
живопись художников объединения «Мир искусства» (А.Н. Бенуа, Е.Е. Лансере,

Н.К. Рерих). Исторические картины из жизни моего города (исторический жанр).
Праздники и повседневность в изобразительном искусстве (бытовой жанр). Тема
Великой Отечественной войны в монументальном искусстве и в живописи.
Мемориальные ансамбли. Место и роль картины в искусстве XX века (Ю.И.
Пименов, Ф.П. Решетников, В.Н. Бакшеев, Т.Н. Яблонская). Искусство иллюстрации
(И.Я. Билибин, В.А. Милашевский, В.А. Фаворский). Анималистический жанр (В.А.
Ватагин, Е.И. Чарушин). Образы животных в современных предметах декоративноприкладного искусства. Стилизация изображения животных.
Конструктивное искусство: архитектура и дизайн
Художественный
организации

язык

конструктивных

–

пространственной

предметно

искусств.
среды

Роль

жизни

искусства
человека.

в
От

плоскостного изображения к объемному макету. Здание как сочетание различных
объемов. Понятие модуля. Важнейшие архитектурные элементы здания. Вещь как
сочетание

объемов

и

как

образ

времени.

Единство

художественного

и

функционального в вещи. Форма и материал. Цвет в архитектуре и дизайне.
Архитектурный образ как понятие эпохи (Ш.Э. ле Корбюзье). Тенденции и
перспективы развития современной архитектуры. Жилое пространство города
(город, микрорайон, улица). Природа и архитектура. Ландшафтный дизайн.
Основные школы садово-паркового искусства. Русская усадебная культура XVIII XIX веков. Искусство флористики. Проектирование пространственной и предметной
среды. Дизайн моего сада. История костюма. Композиционно - конструктивные
принципы дизайна одежды.
Изобразительное искусство и архитектура России XI –XVII вв.
Художественная культура и искусство Древней Руси, ее символичность,
обращенность к внутреннему миру человека. Архитектура Киевской Руси. Мозаика.
Красота и своеобразие архитектуры Владимиро-Суздальской Руси. Архитектура
Великого Новгорода. Образный мир древнерусской живописи (Андрей Рублев,
Феофан Грек, Дионисий). Соборы Московского Кремля. Шатровая архитектура

(церковь Вознесения Христова в селе Коломенском, Храм Покрова на Рву).
Изобразительное искусство «бунташного века» (парсуна). Московское барокко.
Искусство полиграфии
Специфика изображения в полиграфии. Формы полиграфической продукции
(книги, журналы, плакаты, афиши, открытки, буклеты). Типы изображения в
полиграфии

(графическое,

живописное,

компьютерное

фотографическое).

Искусство шрифта. Композиционные основы макетирования в графическом
дизайне. Проектирование обложки книги, рекламы, открытки, визитной карточки и
др.
Стили, направления виды и жанры в русском изобразительном искусстве
и архитектуре XVIII - XIX вв.
Классицизм в русской портретной живописи XVIII века (И.П. Аргунов, Ф.С.
Рокотов, Д.Г. Левицкий, В.Л. Боровиковский). Архитектурные шедевры стиля
барокко в Санкт-Петербурге (В.В. Растрелли, А. Ринальди). Классицизм в русской
архитектуре (В.И. Баженов, М.Ф. Казаков). Русская классическая скульптура XVIII
века (Ф.И. Шубин, М.И. Козловский). Жанровая живопись в произведениях русских
художников XIX века (П.А. Федотов). «Товарищество передвижников» (И.Н.
Крамской, В.Г. Перов, А.И. Куинджи). Тема русского раздолья в пейзажной
живописи XIX века (А.К. Саврасов, И.И. Шишкин, И.И. Левитан, В.Д. Поленов).
Исторический жанр (В.И. Суриков). «Русский стиль» в архитектуре модерна
(Исторический музей в Москве, Храм Воскресения Христова (Спас на Крови) в г.
Санкт - Петербурге). Монументальная скульптура второй половины XIX века (М.О.
Микешин, А.М. Опекушин, М.М. Антокольский).
Взаимосвязь истории искусства и истории человечества
Традиции и новаторство в изобразительном искусстве XX века (модерн,
авангард, сюрреализм). Модерн в русской архитектуре (Ф. Шехтель). Стиль модерн
в зарубежной архитектуре (А. Гауди). Крупнейшие художественные музеи мира и
их роль в культуре (Прадо, Лувр, Дрезденская галерея). Российские художественные

музеи (Русский музей, Эрмитаж, Третьяковская галерея, Музей изобразительных
искусств имени А.С. Пушкина). Художественно-творческие проекты.
Изображение

в

синтетических

и

экранных

видах

искусства

и

художественная фотография
Роль изображения в синтетических искусствах. Театральное искусство и
художник. Сценография – особый вид художественного творчества. Костюм, грим и
маска. Театральные художники начала XX века (А.Я. Головин, А.Н. Бенуа, М.В.
Добужинский).

Опыт

художественно-творческой

деятельности.

Создание

художественного образа в искусстве фотографии. Особенности художественной
фотографии. Выразительные средства фотографии (композиция, план, ракурс, свет,
ритм и др.). Изображение в фотографии и в живописи. Изобразительная природа
экранных искусств. Специфика киноизображения: кадр и монтаж. Кинокомпозиция
и средства эмоциональной выразительности в фильме (ритм, свет, цвет, музыка,
звук). Документальный, игровой и анимационный фильмы. Коллективный процесс
творчества в кино (сценарист, режиссер, оператор, художник, актер). Мастера
российского кинематографа (С.М. Эйзенштейн, С.Ф. Бондарчук, А.А. Тарковский,
Н.С. Михалков). Телевизионное изображение, его особенности и возможности
(видеосюжет, репортаж и др.). Художественно-творческие проекты.

4.Тематическое планирование (5-8классы)
Тема

5 класс

Декоративно-прикладное искусство в жизни человека (34ч)

Древние корни народного искусства.
Связь времен в народном искусстве.
Декор-человек, общество, время.
Декоративное искусство в современном мире.

Количество
часов
8 часов
8 часов
12 часов
6 часов

6 класс

Изобразительное искусство в жизни человека (34ч)
Виды изобразительного искусства и основы образного языка.
Мир ваших вещей. Натюрморт.
Вглядываясь в человека. Портрет.
Человек и пространство в изобразительном искусстве.

8 часов
8 часов
12 часов
6 часов

7 класс

Дизайн и архитектура в жизни человека (34ч)
Архитектура и дизайн – конструктивные искусства в ряду конструктивных искусств. Мир, 8 часов
который создает человек.
8 часов
В мире вещей и зданий. Художественный язык конструктивных искусств.
Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры как среды человека.
Человек в зеркале дизайна и архитектуры. Образ человека и индивидуальное проектирование.

12 часов
6 часов

8 класс

Изобразительное искусство в театре, кино, на телевидении (34ч)

Художник и искусство театра. Роль изображения в синтетических искусствах.

8 часов

Эстафета искусств: ОТ РИСУНКА К ФОТОГРАФИИ. Эволюция изобразительных искусств и технологии.
Фильм – творец и зритель. Что мы знаем об искусстве кино?

8 часов
12 часов

Телевидение – пространство культуры Экран – искусство – зритель

6 часов

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 26.08.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону (4842) 73-06-55

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».