РП по истории 5-9 класс

Муниципальное бюджетное образовательное
учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №18» г.
Калуги

Рабочая программа
по истории
5-9 классы

Пояснительная записка
Программа по учебному предмету «История» разработана в соответствии с требованиями к
результатам освоения ООП ООО МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №18» г. Калуги,
предусмотренными ФГОС ООО, и на основе Примерной программы основного общего образования
по истории. Рабочая программа составлена на основе Примерных программ по учебным предметам
«История. 5-9 классы: проект.- 2 издание – М. Просвещение,

в соответствии с требованиями

Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Содержание учебного предмета «История» для 5—9 классов изложено в ней в виде двух
курсов — «История России» (занимающего приоритетное место по объему учебного времени) и
«Всеобщая история». Курс «История России» сочетает историю государства, населяющих его
народов, историю родного края.
Общие цели ООО.
Цель реализации основной образовательной программы основного общего образования –
обеспечение выполнения требований стандартов.
Учет специфики предмета.
Историческое образование — мировоззренческий инструмент, оно играет важную роль с точки
зрения личностного развития и социализации учащихся, приобщения их к мировым культурным
традициям, интеграции в исторически сложившееся многонациональное и многоконфессиональное
сообщество.

2. Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Требования к результатам обучения предполагают реализацию деятельностного,
компетентностного и личностно - ориентированного подходов в процессе усвоения программы, что в конечном итоге обеспечит овладение учащимися знаниями, различными видами
деятельности и умениями, их реализующими. Овладение знаниями, умениями, различными
видами деятельности значимо для социализации мировоззренческого и духовного развития
учащихся, позволяющих им ориентироваться в социуме и быть востребованными в жизни.
Результатами образования являются компетентности, заключающиеся в сочетании
знаний и умений, различных видов деятельности, приобретённых в процессе усвоения учебного содержания, а также способностей, личностных качеств учащихся.
В процессе использования приобретённых знаний и умений в практической
деятельности и повседневной жизни проявляются личностные качества и мировоззренческие
установки учащихся, которые не подлежат контролю на уроке (в том числе понимание
исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни,
использование знаний об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с
людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности и др.).
Личностные результаты:
—

осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической

и религиозной группы, локальной и региональной общности;
—

освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества,

уважение прав и свобод человека;
—

осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений,

способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном
обществе;
—

понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и

других народов, толерантность.
Метапредметные результаты:
—

способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность —

учебную, общественную и др.;
—

овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией

(анализировать и обобщать факты, составлять простой и развёрнутый план, тезисы, конспект,
формулировать и обосновывать выводы и т. Д.), использовать современные источники
информации, в том числе материалы на электронных носителях;
—

способность решать творческие задачи, представлять результаты своей

деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
—

готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение

основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.;

активное применение знаний и приобретённых умений, освоенных в школе и в
повседневной жизни, продуктивное взаимодействие с другими людьми в профессиональной
сфере и социуме.
Предметные результаты:
—

овладение целостными представлениями об историческом пути человечества как

необходимой основы для миропонимания и познания современного общества, истории собственной страны;
—

способность применять понятийный аппарат исторического знания и приёмы

исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и
современности в курсе всеобщей истории;
—

способность соотносить историческое время и историческое пространство,

действия и поступки личностей во времени и пространстве;
—

овладение умениями изучать и систематизировать информацию из различных

исторических и современных источников, раскрывая её социальную принадлежность и
познавательную ценность, читать историческую карту и ориентироваться в ней;
—

расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и

деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;
—

готовность применять исторические знания для выявления и сохранения

исторических и культурных памятников своей страны и мира.
Соотнесение элементов учебной деятельности школьников и ведущих процедур
исторического познания позволяет определить структуру подготовки учащихся 5 — 9 классов
по всеобщей истории в единстве её содержательных (объектных) и деятельностных
(субъектных) компонентов.
Предполагается, что в результате изучения истории в основной школе учащиеся
должны овладеть следующими знаниями и умениями:
1.

Знание хронологии, работа с хронологией:

—

указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты

важнейших событий всеобщей истории;
—

соотносить год с веком, эрой, устанавливать последовательность и длительность

исторических событий.
2.

Знание исторических фактов, работа с фактами:

—

характеризовать место, обстоятельства, участников, этапы, особенности,

результаты важнейших исторических событий;
—

группировать

(классифицировать)

основаниям.
3.

Работа с историческими источниками:

факты

по

различным

признакам

и

—

читать историческую карту с опорой на легенду, ориентироваться по карте,

соотносить местонахождение и состояние исторического объекта в разные эпохи, века, периоды;
—

осуществлять поиск необходимой информации в одном или нескольких

источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.), отбирать её, группировать,
обобщать;
—

сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия, время

и место создания.
4.

Описание (реконструкция):

—

последовательно строить рассказ (устно или письменно) об исторических

событиях, их участниках;
—

характеризовать условия и образ жизни, занятия людей, их достижения в

различные исторические эпохи;
—

на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы,

макетов, электронных изданий, интернет- ресурсов и т. П. составлять описание исторических
объектов, памятников.
5.

Анализ, объяснение:

—

различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка);

—

соотносить единичные исторические факты и общие явления;

—

различать причину и следствие исторических событий, явлений;

—

выделять характерные, существенные признаки исторических событий и

явлений;
—

раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;

—

сравнивать исторические события и явления, выявлять их сходство и различия;

—

излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.

6.

Работа с версиями, оценками:

—

приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной

литературе;
—

определять и объяснять (аргументировать) своё отношение к наиболее значимым

событиям и личностям в истории и их оценку.
7.

Применение знаний и умений в общении, социальной среде:

—

применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности

современных событий;
—

использовать знания об истории и культуре своего народа и других народов в

общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной
среде;

—

способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в

создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и охране
памятников истории и культуры).
История России. Всеобщая история1
Предметные результаты освоения курса истории на уровне основного общего
образования предполагают, что у учащегося сформированы:
 целостные представления об историческом пути человечества, разных народов и

государств как необходимой основы миропонимания и познания современного общества; о
преемственности исторических эпох и непрерывности исторических процессов; о месте и роли
России в мировой истории;
 базовые исторические знания об основных этапах и закономерностях развития

человеческого общества с древности до наших дней;
 способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы

исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и
современности;
 способность применять исторические знания для осмысления общественных

событий и явлений прошлого и современности;
 умение искать, анализировать, систематизировать и оценивать историческую

информацию различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную
принадлежность и познавательную ценность; способность определять и аргументировать свое
отношение к ней;
 умение

историческими

работать
источниками,

с

письменными,
понимать

и

изобразительными

интерпретировать

и

вещественными

содержащуюся

в

них

информацию;
 уважение к мировому и отечественному историческому наследию, культуре своего и

других народов; готовность применять исторические знания для выявления и сохранения
исторических и культурных памятников своей страны и мира.
История Древнего мира (5 класс)
Выпускник научится:
• определять место исторических событий во времени, объяснять смысл основных
хронологических понятий, терминов (тысячелетие, век, до нашей эры, нашей эры);
1

Планируемые результаты представлены в виде общего перечня для курсов отечественной и всеобщей истории.
Это объясняется тем, что при разработке планируемых результатов за основу принята структура познавательной
деятельности школьников. В широком смысле речь идет о методологической общности. В то же время общий
перечень способствует установлению содержательных связей курсов отечественной и всеобщей истории, что
всегда является актуальной задачей для преподавателей. В календарно-тематическом планировании и
вметодических разработках планируемые результаты могут конкретизироваться применительно к курсу, разделу,
теме.

• использовать

историческую

карту как

источник информации

о расселении

человеческих общностей в эпохи первобытности и Древнего мира, расположении древних
цивилизаций и государств, местах важнейших событий;
• проводить поиск информации в отрывках исторических текстов, материальных
памятниках Древнего мира;• описывать условия существования, основные занятия, образ
жизни людей в древности, памятники древней культуры; рассказывать о событиях древней
истории;
• раскрывать характерные, существенные черты: а) форм государственного устройства
древних обществ (с использованием понятий «деспотия», «полис», «республика», «закон»,
«империя», «метрополия», «колония» и др.); б) положения основных групп населения в
древневосточных и античных обществах (правители и подданные, свободные и рабы);
в) религиозных верований людей в древности;
• объяснять в чем заключались назначение и художественные достоинства памятников
древней культуры: архитектурных сооружений, предметов быта, произведений искусства;
• давать оценку наиболее значительным событиям и личностям древней истории.
Выпускник получит возможность научиться:
• давать характеристику общественного строя древних государств;
• сопоставлять свидетельства различных исторических источников, выявляя в них
общее и различия;
• видеть проявления влияния античного искусства в окружающей среде;
• высказывать суждения о значении и месте исторического и культурного наследия
древних обществ в мировой истории.
История Средних веков. От Древней Руси к Российскому государству (VIII –XV
вв.) (6 класс)
Выпускник научится:
• локализовать во времени общие рамки и события Средневековья, этапы становления и
развития Российского государства; соотносить хронологию истории Руси и всеобщей истории;
• использовать историческую карту как источник информации о территории, об
экономических и культурных центрах Руси и других государств в Средние века, о
направлениях крупнейших передвижений людей – походов, завоеваний, колонизаций и др.;
• проводить поиск информации в исторических текстах, материальных исторических
памятниках Средневековья;
• составлять описание образа жизни различных групп населения в средневековых
обществах на Руси и в других странах, памятников материальной и художественной культуры;
рассказывать о значительных событиях средневековой истории;
• раскрывать характерные, существенные черты: а) экономических и социальных
отношений, политического строя на Руси и в других государствах; б) ценностей,

господствовавших в средневековых обществах, религиозных воззрений, представлений
средневекового человека о мире;
• объяснять причины и следствия ключевых событий отечественной и всеобщей
истории Средних веков;
• сопоставлять развитие Руси и других стран в период Средневековья, показывать
общие черты и особенности (в связи с понятиями «политическая раздробленность»,
«централизованное государство» и др.);
• давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории Средних
веков.
Выпускник получит возможность научиться:
• давать сопоставительную характеристику политического устройства государств
Средневековья (Русь, Запад, Восток);
• сравнивать свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее
и различия;
• составлять на основе информации учебника и дополнительной литературы описания
памятников средневековой культуры Руси и других стран, объяснять, в чем заключаются их
художественные достоинства и значение.
История Нового времени. Россия в XVI – ХIХ веках (7–9 класс)
Выпускник научится:
• локализовать во времени хронологические рамки и рубежные события Нового
времени как исторической эпохи, основные этапы отечественной и всеобщей истории Нового
времени; соотносить хронологию истории России и всеобщей истории в Новое время;
• использовать историческую карту как источник информации о границах России и
других государств в Новое время, об основных процессах социально-экономического
развития, о местах важнейших событий, направлениях значительных передвижений –
походов, завоеваний, колонизации и др.;
• анализировать информацию различных источников по отечественной и всеобщей
истории Нового времени;
• составлять описание положения и образа жизни основных социальных групп в России
и других странах в Новое время, памятников материальной и художественной культуры;
рассказывать о значительных событиях и личностях отечественной и всеобщей истории
Нового времени;
• систематизировать

исторический

материал,

содержащийся

в

учебной

и

дополнительной литературе по отечественной и всеобщей истории Нового времени;
• раскрывать характерные, существенные черты: а) экономического и социального
развития России и других стран в Новое время; б) эволюции политического строя (включая
понятия «монархия», «самодержавие», «абсолютизм» и др.); в) развития общественного

движения («консерватизм», «либерализм», «социализм»); г) представлений о мире и
общественных ценностях; д) художественной культуры Нового времени;
• объяснять причины и следствия ключевых событий и процессов отечественной и
всеобщей истории Нового времени (социальных движений, реформ и революций,
взаимодействий между народами и др.);
• сопоставлять развитие России и других стран в Новое время, сравнивать исторические
ситуации и события;
• давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории Нового
времени.
Выпускник получит возможность научиться:
• используя историческую

карту, характеризовать

социально-экономическое и

политическое развитие России, других государств в Новое время;
• использовать элементы источниковедческого анализа при работе с историческими
материалами (определение принадлежности и достоверности источника, позиций автора и
др.);
• сравнивать развитие России и других стран в Новое время, объяснять, в чем
заключались общие черты и особенности;
• применять знания по истории России и своего края в Новое время при составлении
описаний исторических и культурных памятников своего города, края и т. Д.

3. Содержание учебного предмета.
От Древней Руси к Российскому государству (с древности до конца XV в.) (40 ч)
Введение Предмет отечественной истории. История России как неотъемлемая часть
всемирно-исторического процесса. Факторы самобытности российской истории. Природный фактор
в отечественной истории. Источники по российской истории. Историческое пространство и
символы российской истории. Кто и для чего фальсифицирует историю России.
Народы и государства на территории нашей страны в древности Появление и расселение
человека на территории современной России. Первые культуры и общества. Малые государства
Причерноморья в эллинистическую эпоху. Евразийские степи и лесостепь. Народы Сибири и
Дальнего Востока. Хуннский каганат. Скифское царство. Сарматы. Финские племена. Аланы.
Восточная Европа и евразийские степи в середине I тысячелетия н. э. Великое
переселение народов. Гуннская держава Аттилы. Гуннское царство в предгорном Дагестане.
Взаимодействие кочевого и оседлого мира в эпоху Великого переселения народов. Дискуссии о
славянской прародине и происхождении славян. Расселение славян, их разделение на три ветви ―
восточных, западных и южных. Славянские общности Восточной Европы. Их соседи ― балты,
финно-угры, кочевые племена. Хозяйство восточных славян, их общественный строй и
политическая организация. Возникновение княжеской власти. Традиционные верования славян.
Страны и народы Восточной Европы, Сибири и Дальнего Востока. Объединения древнетюркских
племён тюрков, огузов, киргизов и кыпчаков. Великий Тюркский каганат; Восточный Тюркский
каганат и Западный Тюркский каганат. Уйгурский каганат. Великий киргизский каганат.
Киргизский каганат. Киданьское государство. Аварский каганат. Хазарский каганат. Волжская
Булгария. Этнокультурные контакты славянских, тюркских и финно-угорских народов к концу I
тыс. н. э. Появление первых христианских, иудейских, исламских общин.
Образование государства Русь Политическое развитие Европы в эпоху раннего
Средневековья. Норманнский фактор в образовании европейских государств. Предпосылки и
особенности складывания государства Русь. Формирование княжеской власти (князь и дружина,
полюдье). Новгород и Киев — центры древнерусской государственности. Князь Олег. Образование
государства. Перенос столицы в Киев. Первые русские князья, их внутренняя и внешняя политика.
Формирование территории государства Русь. Социально-экономический строй ранней Руси.
Земельные отношения. Свободное и зависимое население. Крупнейшие русские города, развитие
ремёсел и торговли. Отношения Руси с соседними народами и государствами: Византией, странами
Северной и Центральной Европы, кочевниками. Святослав и его роль в формировании системы
геополитических интересов Руси. Европейский христианский мир. Крещение Руси: причины и
значение. Владимир I Святой. Зарождение ранней русской культуры, её специфика и достижения.
Былинный эпос. Возникновение письменности. Начало летописания. Литература и её жанры (слово,
житие, поучение, хожение). Деревянное и каменное зодчество. Монументальная живопись,
мозаики, фрески. Иконы. Декоративно-прикладное искусство. Быт и образ жизни разных слоёв
населения.
Русь в конце X ― начале XII в. Место и роль Руси в Европе. Расцвет Русского государства.
Политический строй. Органы власти и управления. Внутриполитическое развитие. Ярослав
Мудрый. Владимир Мономах. Древнерусское право: Русская Правда, церковные уставы.
Социально-экономический уклад. Земельные отношения. Уровень социально-экономического
развития русских земель. Дискуссии об общественном строе. Основные социальные слои
древнерусского общества. Зависимые категории населения. Православная церковь и её роль в

жизни общества. Развитие международных связей Русского государства, укрепление его
международного положения. Развитие культуры. Летописание. «Повесть временных лет». Нестор.
Просвещение. Литература. Деревянное и каменное зодчество, скульптура, живопись, прикладное
искусство. Комплексный характер художественного оформления архитектурных сооружений.
Значение древнерусской культуры в развитии европейской культуры. Ценностные ориентации
русского общества. Повседневная жизнь, сельский и городской быт. Положение женщины. Дети и
их воспитание. Картина мира древнерусского человека. Изменения в повседневной жизни с
принятием христианства. Нехристианские общины на территории Руси.
Русь в середине ХII ― начале XIII в. Эпоха политической раздробленности в Европе.
Причины, особенности и последствия политической раздробленности на Руси. Формирование
системы земель ― самостоятельных государств. Изменения в политическом строе. Эволюция
общественного строя и права. Территория и население крупнейших русских земель. Рост и расцвет
городов. Консолидирующая роль православной церкви в условиях политической децентрализации.
Международные связи русских земель. Развитие русской культуры: формирование региональных
центров. Летописание и его центры. Даниил Заточник. «Слово о полку Игореве».
Русские земли в середине XIII ― XIV в. Возникновение Монгольской державы. Чингисхан и
его завоевания. Формирование Монгольской империи и её влияние на развитие народов Евразии.
Великая Яса. Завоевательные походы Батыя на Русь и Восточную Европу и их последствия.
Образование Золотой Орды. Русские земли в составе Золотой Орды. Политико-государственное
устройство страны. Система управления. Армия и вооружение. Налоги и повинности населения.
Города. Международная торговля. Влияние Орды на политическую традицию русских земель,
менталитет, культуру и быт населения. Золотая Орда в системе международных связей. Южные и
западные русские земли. Возникновение Литовского государства и включение в его состав части
русских земель. Северо-западные земли: Новгородская и Псковская. Борьба с экспансией
крестоносцев на западных границах Руси. Александр Невский. Политический строй Новгорода и
Пскова. Княжества Северо-Восточной Руси. Борьба за великое княжение Владимирское.
Противостояние Твери и Москвы. Усиление Московского княжества. Иван Калита. Народные
выступления против ордынского господства. Дмитрий Донской. Куликовская битва. Закрепление
первенствующего положения московских князей. Религиозная политика в Орде и статус
православной церкви. Принятие ислама и его распространение. Русская православная церковь в
условиях ордынского господства. Сергий Радонежский. Культура и быт. Летописание. «Слово о
погибели Русской земли». «Задонщина». Жития. Архитектура и живопись. Феофан Грек. Андрей
Рублёв. Ордынское влияние на развитие культуры и повседневную жизнь в русских землях.
Формирование единого Русского государства Политическая карта Европы и русских земель
в начале XV в. Борьба Литовского и Московского княжеств за объединение русских земель. Распад
Золотой Орды и его влияние на политическое развитие русских земель. Большая Орда, Крымское,
Казанское, Сибирское ханства, Ногайская Орда и их отношения с Московским государством.
Междоусобная война в Московском княжестве во второй четверти XV в. Василий Тёмный.
Новгород и Псков в XV в. Иван III. Присоединение Новгорода и Твери к Москве. Ликвидация
зависимости от Орды. Принятие общерусского Судебника. Государственные символы единого
государства. Характер экономического развития русских земель. Установление автокефалии
Русской православной церкви. Внутрицерковная борьба. Ереси. Расширение международных связей
Московского государства. 44 Культурное пространство единого государства. Летописание
общерусское и региональное. «Хожение за три моря» Афанасия Никитина. Архитектура и
живопись. Московский Кремль. Повседневная жизнь и быт населения.
7 класс Россия в XVI―XVII вв. (40 ч)

Россия в XVI в. Мир после Великих географических открытий. Модернизация как главный
вектор европейского развития. Формирование централизованных государств в Европе и зарождение
европейского абсолютизма. Завершение объединения русских земель вокруг Москвы и
формирование единого Российского государства. Центральные органы государственной власти.
Приказная система. Боярская дума. Система местничества. Местное управление. Наместники.
Принятие Иваном IV царского титула. Реформы середины XVI в. Избранная рада. Появление
Земских соборов. Специфика сословного представительства в России. Отмена кормлений.
«Уложение о службе». Судебник 1550 г. «Стоглав». Земская реформа. Опричнина, дискуссия о её
характере. Противоречивость фигуры Ивана Грозного и проводимых им преобразований.
Экономическое развитие единого государства. Создание единой денежной системы. Начало
закрепощения крестьянства. Перемены в социальной структуре российского общества в XVI в.
Внешняя политика России в XVI в. Присоединение Казанского и Астраханского ханств, Западной
Сибири как факт победы оседлой цивилизации над кочевой. Многообразие системы управления
многонациональным государством. Приказ Казанского дворца. Начало освоения Урала и Сибири.
Войны с Крымским ханством. Ливонская война. Полиэтничный характер населения Московского
царства. Православие как основа государственной идеологии. Теория «Москва ― Третий Рим».
Учреждение патриаршества. Сосуществование религий. Россия в системе европейских
международных отношений в XVI в.
Культурное пространство
Культура народов России в XVI в. Повседневная жизнь в центре и на окраинах страны, в
городах и сельской местности. Быт основных сословий.
Россия в XVII в.
Россия и Европа в начале XVII в. Смутное время, дискуссия о его причинах. Пресечение
царской династии Рюриковичей. Царствование Бориса Годунова. Самозванцы и самозванство.
Борьба против интервенции сопредельных государств. Подъём национально-освободительного
движения. Народные ополчения. Прокопий Ляпунов. Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский.
Земский собор 1613 г. И его роль в развитии сословнопредставительской системы. Избрание на
царство Михаила Фёдоровича Романова. Итоги Смутного времени. Россия при первых Романовых.
Михаил Фёдорович, Алексей Михайлович, Фёдор Алексеевич. Восстановление экономики страны.
Система государственного управления: развитие приказного строя. Соборное уложение 1649 г.
Юридическое оформление крепостного права и территория его распространения. Укрепление
самодержавия. Земские соборы и угасание соборной практики. Отмена местничества. Новые
явления в экономической жизни в XVII в. В Европе и в России. Постепенное включение России в
процессы модернизации. Начало формирования всероссийского рынка и возникновение первых
мануфактур. Социальная структура российского общества. Государев двор, служилый город,
духовенство, торговые люди, посадское население, стрельцы, служилые иноземцы, казаки,
крестьяне, холопы. 46 Социальные движения второй половины XVII в. Соляной и Медный бунты.
Псковское восстание. Восстание под предводительством Степана Разина. Вестфальская система
международных отношений. Россия как субъект европейской политики. Внешняя политика России
в XVII в. Смоленская война. Вхождение в состав России Левобережной Украины. Переяславская
рада. Войны с Османской империей, Крымским ханством и Речью Посполитой. Отношения России
со странами Западной Европы и Востока. Завершение присоединения Сибири. Народы Поволжья и
Сибири в XVI―XVII вв. Межэтнические отношения. Православная церковь, ислам, буддизм,
языческие верования в России в XVII в. Раскол в Русской православной церкви.
Культурное пространство

Культура народов России в XVII в. Архитектура и живопись. Русская литература.
«Домострой». Начало книгопечатания. Публицистика в период Смутного времени. Возникновение
светского начала в культуре. Немецкая слобода. Посадская сатира XVII в. Поэзия. Развитие
образования и научных знаний. Газета «Вести-Куранты». Русские географические открытия XVII в.
Быт, повседневность и картина мира русского человека в XVII вв. Народы Поволжья и Сибири.

8 класс
Россия в конце XVII ― XVIII в. (40 ч)
Россия в конце XVII ― первой четверти XVIII в. Политическая карта мира к началу XVIII
в. Новые формы организации труда в передовых странах. Формирование мировой торговли и
предпосылок мирового разделения труда. Новый характер 47 взаимоотношений между Востоком и
Западом. Политика колониализма. Роль и место России в мире. Предпосылки масштабных реформ.
А. Л. Ордин-Нащокин. В. В. Голицын. Начало царствования Петра I. Азовские походы. Великое
посольство. Особенности абсолютизма в Европе и России. Преобразования Петра I. Реформы
местного управления: городская и областная (губернская) реформы. Реформы государственного
управления: учреждение Сената, коллегий, органов надзора и суда. Реорганизация армии: создание
флота, рекрутские наборы, гвардия. Указ о единонаследии. Церковная реформа. Упразднение
патриаршества, учреждение Синода. Старообрядчество при Петре I. Положение протестантов,
мусульман, буддистов, язычников. Оппозиция реформам Петра I. Дело царевича Алексея. Развитие
промышленности. Мануфактуры и крепостной труд. Денежная и налоговая реформы. Подушная
подать. Ревизии. Особенности российского крепостничества в XVIII в. И территория его
распространения. Российское общество в Петровскую эпоху. Изменение социального статуса
сословий и групп: дворянство, духовенство, купечество, горожане, крестьянство, казачество.
Зарождение чиновничье-бюрократической системы. Табель о рангах. Правовой статус народов и
территорий империи: Украина, Прибалтика, Поволжье, Приуралье, Северный Кавказ, Сибирь,
Дальний Восток. Социальные и национальные движения в первой четверти XVIII в. Восстания в
Астрахани, Башкирии, на Дону. Религиозные выступления. Россия в системе европейских и
мировых международных связей. Внешняя политика России в первой четверти XVIII в. Северная
война: причины, основные события, итоги. Ништадтский мир. Прутский и Каспийский походы.
Провозглашение России империей. Формирование 48 системы национальных интересов Российской
империи на международной арене, рост её авторитета и влияния на мировой арене.
Культурное пространство империи в первой четверти XVIII в. Культура и нравы.
Повседневная жизнь и быт правящей элиты и основной массы населения. Нововведения,
европеизация, традиционализм. Просвещение и научные знания. Введение гражданского шрифта и
книгопечатание. Новое летоисчисление. Первая печатная газета «Ведомости». Ассамблеи,
фейерверки. Санкт-Петербург — новая столица. Кунсткамера. Создание сети школ и специальных
учебных заведений. Основание Академии наук и университета. Развитие техники. Строительство
городов, крепостей, каналов. Литература, архитектура и изобразительное искусство. Петровское
барокко. Итоги, последствия и значение петровских преобразований. Образ Петра I в русской
истории и культуре. Человек в эпоху модернизации. Изменения в повседневной жизни сословий и
народов России.
После Петра Великого: эпоха дворцовых переворотов Изменение места и роли России в
Европе. Отношения с Османской империей в политике европейских стран и России. Дворцовые
перевороты: причины, сущность, последствия. Фаворитизм. Усиление роли гвардии. Екатерина I.

Пётр II. «Верховники». Анна Иоанновна. Кондиции — попытка ограничения абсолютной власти.
Иоанн Антонович. Елизавета Петровна. Пётр III. Внутренняя политика в 1725―1762 гг. Изменение
системы центрального управления. Верховный тайный совет. Кабинет министров. Конференция
при высочайшем дворе. Расширение привилегий дворянства. Манифест о вольности дворянства.
Ужесточение политики в отношении 49 крестьянства, казачества, национальных окраин. Изменения
в системе городского управления. Начало промышленного переворота в Европе и экономическое
развитие России. Экономическая и финансовая политика. Ликвидация внутренних таможен.
Развитие мануфактур и торговли. Учреждение Дворянского и Купеческого банков. Национальная и
религиозная политика в 1725―1762 гг. Внешняя политика в 1725―1762 гг. Основные направления
внешней политики. Россия и Речь Посполитая. Русско-турецкая война 1735―1739 гг. Русскошведская война 1741―1742 гг. Начало присоединения к России казахских земель. Россия в
Семилетней войне 1756―1762 гг. П. А. Румянцев. П. С. Салтыков. Итоги внешней политики.
Российская империя в период правления Екатерины II Россия в системе европейских и
международных связей. Основные внешние вызовы. Научная революция второй половины XVIII в.
Европейское Просвещение и его роль в формировании политики ведущих держав и России.
Внутренняя политика Екатерины II. Просвещённый абсолютизм. Секуляризация церковных земель.
Проекты реформирования России. Уложенная комиссия. Вольное экономическое общество.
Губернская реформа. Жалованные грамоты дворянству и городам. Экономическая и финансовая
политика правительства. Рост городов. Развитие мануфактурного производства. Барщинное и
оброчное крепостное хозяйство. Крупные предпринимательские династии. Хозяйственное освоение
Новороссии, Северного Кавказа, Поволжья, Урала. Социальная структура российского общества.
Сословное самоуправление. Социальные и национальные движения. Восстание под
предводительством Емельяна Пугачёва. 50 Народы Прибалтики, Польши, Украины, Белоруссии,
Поволжья, Новороссии, Северного Кавказа, Сибири, Дальнего Востока, Северной Америки в
составе Российской империи. Немецкие переселенцы. Национальная политика. Русская
православная церковь, католики и протестанты. Положение мусульман, иудеев, буддистов.
Основные направления внешней политики. Восточный вопрос и политика России. Русско-турецкие
войны. Присоединение Крыма. «Греческий проект». Участие России в разделах Речи Посполитой.
Воссоединение Правобережной Украины с Левобережной Украиной. Вхождение в состав России
Белоруссии и Литвы. Формирование основ глобальной внешней политики России. Отношения с
азиатскими странами и народами. Война за независимость в Северной Америке и Россия.
Французская революция конца XVIII в. И политика противостояния России революционным
движениям в Европе. Расширение территории России и укрепление её международного положения.
Россия ― великая европейская держава.
Россия при Павле I Изменение порядка престолонаследия. Ограничение дворянских
привилегий. Ставка на мелкопоместное дворянство. Политика в отношении крестьян. Комиссия для
составления законов Российской империи. Внешняя политика Павла I. Участие России в
антифранцузских коалициях. Итальянский и Швейцарский походы А. В. Суворова. Военные
экспедиции Ф. Ф. Ушакова. Заговор 11 марта 1801 г. И убийство императора Павла I.
Культурное пространство империи. Повседневная жизнь сословий в XVIII в.
Образование и наука в XVIII в. Влияние идей Просвещения на развитие образования и науки в
России. Зарождение общеобразовательной школы. Основание Московского университета и
Российской академии 51 художеств. Смольный институт благородных девиц. Кадетский
(шляхетский) корпус. Деятельность Академии наук. И. И. Шувалов. М. В. Ломоносов. Развитие
естественных и гуманитарных наук. Становление русского литературного языка. Географические
экспедиции. Достижения в технике. Литература. Живопись. Театр. Музыка. Архитектура и

скульптура. Начало ансамблевой застройки городов. Перемены в повседневной жизни населения
Российской империи. Сословный характер культуры и быта. Европеизация дворянского быта.
Общественные настроения. Жизнь в дворянских усадьбах. Крепостные театры. Одежда и мода.
Жилищные условия разных слоёв населения, особенности питания.
9 класс
Российская империя в XIX ― начале XX в. (40 ч.)
Александровская эпоха: государственный либерализм Европа на рубеже XVIII―XIX вв.
Революция во Франции, империя Наполеона I и изменение расстановки сил в Европе. Революции в
Европе и Россия. Россия на рубеже XVIII―XIX вв.: территория, население, сословия, политический
и экономический строй. Император Александр I. Конституционные проекты и планы политических
реформ. Реформы М. М. Сперанского и их значение. Реформа народного просвещения и её роль в
программе преобразований. Экономические преобразования начала XIX в. И их значение.
Международное положение России. Основные цели и направления внешней политики.
Георгиевский трактат и расширение российского присутствия на Кавказе. Вхождение Абхазии в
состав России. Война со 52 Швецией и включение Финляндии в состав Российской империи.
Эволюция российско-французских отношений. Тильзитский мир. Отечественная война 1812 г.:
причины, основное содержание, герои. Сущность и историческое значение войны. Подъём
патриотизма и гражданского самосознания в российском обществе. Вклад народов России в победу.
Становление индустриального общества в Западной Европе. Развитие промышленности и торговли
в России. Проекты аграрных реформ. Социальный строй и общественные движения. Дворянская
корпорация и дворянская этика. Идея служения как основа дворянской идентичности. Первые
тайные общества, их программы. Власть и общественные движения. Восстание декабристов и его
значение. Национальный вопрос в Европе и России. Политика российского правительства в
Финляндии, Польше, на Украине, Кавказе. Конституция Финляндии 1809 г. И Польская
конституция 1815 г. ― первые конституции на территории Российской империи. Еврейское
население России. Начало Кавказской войны. Венская система международных отношений и
усиление роли России в международных делах. Россия ― великая мировая держава.
Николаевская эпоха: государственный консерватизм Император Николай I. Сочетание
реформаторских и консервативных начал во внутренней политике Николая I и их проявления.
Формирование
индустриального
общества,
динамика
промышленной
революции,
индустриализация в странах Западной Европы. Начало и особенности промышленного переворота в
России. Противоречия хозяйственного развития. Изменения в социальной структуре российского
общества. Особенности социальных движений в России в условиях начавшегося промышленного
переворота. 53 Общественная мысль и общественные движения. Россия и Запад как центральная
тема общественных дискуссий. Особенности общественного движения 30―50-х гг. XIX в.
Национальный вопрос в Европе, его особенности в России. Национальная политика Николая I.
Польское восстание 1830―1831 гг. Положение кавказских народов, движение Шамиля. Положение
евреев в Российской империи. Религиозная политика Николая I. Положение Русской православной
церкви. Диалог власти с католиками, мусульманами, буддистами. Россия и революции в Европе.
Политика панславизма. Причины англо-русских противоречий. Восточный вопрос. Крымская война
и её итоги. Парижский мир и конец венской системы международных отношений.
Культурное пространство империи в первой половине XIX в. Развитие образования.
Научные открытия и развитие национальных научных школ. Русские первооткрыватели и
путешественники. Кругосветные экспедиции. Открытие Антарктиды. Русское географическое
общество. Особенности и основные стили в художественной культуре (романтизм, классицизм,

реализм). Культура народов Российской империи. Взаимное обогащение культур. Российская
культура как часть европейской культуры. Динамика повседневной жизни сословий.
Преобразования Александра II: социальная и правовая модернизация Европейская
индустриализация во второй половине XIX в. Технический прогресс в промышленности и сельском
хозяйстве ведущих стран. Новые источники энергии, виды транспорта и средства связи. Перемены в
быту. 54 Император Александр II и основные направления его внутренней политики. Отмена
крепостного права, историческое значение реформы. Социально-экономические последствия
Крестьянской реформы 1861 г. Перестройка сельскохозяйственного и промышленного
производства. Реорганизация финансово-кредитной системы. Железнодорожное строительство.
Завершение промышленного переворота, его последствия. Начало индустриализации и
урбанизации. Формирование буржуазии. Рост пролетариата. Нарастание социальных противоречий.
Политические реформы 1860―1870-х гг. Начало социальной и правовой модернизации.
Становление общественного самоуправления. Судебная реформа и развитие правового сознания.
Движение к правовому государству. Особенности развития общественной мысли и общественных
движений в 1860―1890-е гг. Первые рабочие организации. Нарастание революционных
настроений. Зарождение народничества. Рабочее, студенческое, женское движение. Либеральное и
консервативное движения. Национальный вопрос, национальные войны в Европе и колониальная
экспансия европейских держав в 1850―1860-е гг. Рост национальных движений в Европе и мире.
Нарастание антиколониальной борьбы. Народы Российской империи во второй половине XIX в.
Завершение территориального роста Российской империи. Национальная политика самодержавия.
Польское восстание 1863―1864 гг. Окончание Кавказской войны. Расширение автономии
Финляндии. Народы Поволжья. Особенности конфессиональной политики. Основные направления
и задачи внешней политики в период правления Александра II. Европейская политика России.
Присоединение Средней Азии. Дальневосточная политика. Отношения с США, продажа Аляски.
«Народное самодержавие» Александра III Император Александр III и основные
направления его внутренней политики. Попытки решения крестьянского вопроса. Начало рабочего
законодательства. Усиление борьбы с политическим радикализмом. Политика в области
просвещения и печати. Укрепление позиций дворянства. Ограничение местного самоуправления.
Особенности экономического развития страны в 1880―1890-е гг. Положение основных слоёв
российского общества в конце XIX в. Развитие крестьянской общины в пореформенный период.
Общественное движение в 1880—1890-е гг. Народничество и его эволюция. Распространение
марксизма. Национальная и религиозная политика Александра III. Идеология консервативного
национализма. Новое соотношение политических сил в Европе. Приоритеты и основные
направления внешней политики Александра III. Ослабление российского влияния на Балканах.
Сближение России и Франции. Азиатская политика России.
Культурное пространство империи во второй половине XIX в. Подъём российской
демократической культуры. Развитие системы образования и просвещения во второй половине XIX
в. Школьная реформа. Естественные и общественные науки. Успехи фундаментальных
естественных и прикладных наук. Географы и путешественники. Историческая наука. Критический
реализм в литературе. Развитие российской журналистики. Революционно-демократическая
литература. Русское искусство. Передвижники. Общественно-политическое значение деятельности
передвижников. «Могучая кучка», значение творчества русских композиторов для развития русской
и зарубежной музыки. Русская опера. Успехи музыкального образования. Русский драматический
театр и его значение в развитии культуры и общественной жизни. 56 Взаимодействие
национальных культур народов России. Роль русской культуры в развитии мировой культуры.
Изменения в быте: новые черты в жизни города и деревни. Рост населения. Урбанизация.

Изменение облика городов. Развитие связи и городского транспорта. Жизнь и быт городских
«верхов». Жизнь и быт городских окраин. Досуг горожан. Изменения в деревенской жизни. Вклад
культуры народов России в развитие мировой культуры Нового времени. Человек индустриального
общества.
Россия в начале ХХ в.:кризис империи Мир на рубеже XIX―XX вв. Начало второй
промышленной революции. Неравномерность экономического развития. Монополистический
капитализм. Идеология и политика империализма. Завершение территориального раздела мира.
Начало борьбы за передел мира. Нарастание противоречий между ведущими странами. Социальный
реформизм начала ХХ в. Место и роль России в мире. Территория и население Российской
империи. Особенности процесса модернизации в России начала XX в. Урбанизация. Политическая
система Российской империи начала XX в. И необходимость её реформирования. Император
Николай II. Борьба в высших эшелонах власти по вопросу политических преобразований.
Национальная и конфессиональная политика. Экономическое развитие России в начале XX в. И его
особенности. Роль государства в экономике. Место и роль иностранного капитала. Специфика
российского монополистического капитализма. Государственномонополистический капитализм.
Сельская община. Аграрное перенаселение. Особенности социальной структуры российского
общества начала XX в. Аграрный и рабочий вопросы, попытки их решения. 57 Общественнополитические движения в начале XX в. Предпосылки формирования и особенности генезиса
политических партий в России. Этнокультурный облик империи. Народы России в начале ХХ в.
Многообразие политических форм объединения народов. Губернии, области, генералгубернаторства, наместничества и комитеты. Привислинский край. Великое княжество
Финляндское. Государствавассалы: Бухарское и Хивинское ханства. Русские в имперском сознании.
Поляки, евреи, армяне, татары и другие народы Волго-Уралья, кавказские народы, народы Средней
Азии, Сибири и Дальнего Востока. Русская православная церковь на рубеже XIX―XX вв.
Этническое многообразие внутри православия. «Инославие», «иноверие» и традиционные
верования. Международное положение и внешнеполитические приоритеты России на рубеже
XIX―XX вв. Международная конференция в Гааге. «Большая азиатская программа» русского
правительства. Втягивание России в дальневосточный конфликт. Русско-японская война 1904—
1905 гг., её итоги и влияние на внутриполитическую ситуацию в стране. Революция 1905―1907 гг.
Народы России в 1905―1907 гг. Российское общество и проблема национальных окраин. Закон о
веротерпимости.
Общество и власть после революции 1905―1907 гг. Политические реформы 1905―1906 гг.
«Основные законы Российской империи». Система думской монархии. Классификация
политических партий. Реформы П. А. Столыпина и их значение. Общественное и политическое
развитие России в 1912—1914 гг. Свёртывание курса на политическое и социальное
реформаторство. Национальные политические партии и их программы. Национальная политика
властей. 58 Внешняя политика России после Русско-японской войны. Место и роль России в
Антанте. Нарастание российско-германских противоречий.
Серебряный век русской культуры Духовное состояние российского общества в начале XX
в. Основные тенденции развития русской культуры и культуры народов империи в начале XX в.
Развитие науки. Русская философия: поиски общественного идеала. Литература: традиции реализма
и новые направления. Декаданс. Символизм. Футуризм. Акмеизм. Изобразительное искусство.
Русский авангард. Архитектура. Скульптура. Драматический театр: традиции и новаторство.
Музыка и исполнительское искусство. Русский балет. Русская культура в Европе. «Русские сезоны
за границей» С. П. Дягилева. Рождение отечественного кинематографа. Культура народов России.
Повседневная жизнь в городе и деревне в начале ХХ в.

БЛОК 2. ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ
Раздел 1. История древнего мира (не менее 68 ч)
Что изучает история. Историческая хронология (счет лет до н. э. и н. э.). Историческая карта.
Источники исторических знаний. Вспомогательные исторические науки.
Первобытность. Расселение древнейшего человека. Человек разумный. Условия жизни и
занятия первобытных людей. Представления об окружающем мире, верования первобытных людей.
Древнейшие земледельцы и скотоводы: трудовая деятельность, изобретения. От родовой общины к
соседской. Появление ремесел и торговли. Возникновение древнейших цивилизаций.
Древний мир: понятие и хронология. Карта Древнего мира.
Древний Восток.
Древние цивилизации Месопотамии. Условия жизни и занятия населения. Города—
государства. Мифы и сказания Письменность. Древний Вавилон. Законы Хаммурапи. Ново—
вавилонское царство: завоевания, легендарные памятники города Вавилона.
Древний Египет. Условия жизни и занятия населения. Управление государством (фараон,
чиновники). Религиозные верования египтян. Жрецы. Фараон-реформатор Эхнатон. Военные
походы. Рабы. Познания древних египтян. Письменность. Храмы и пирамиды.
Восточное Средиземноморье в древности. Финикия: природные условия, занятия жителей.
Развитие ремесел и торговли. Финикийский алфавит. Палестина: расселение евреев. Израильское
царство. Занятия населения. Религиозные верования. Ветхозаветные сказания.
Ассирия: завоевания ассирийцев, культурные сокровища Ниневии, гибель империи.
Персидская держава: военные походы, управление империей.
Древняя Индия. Природные условия, занятия населения. Древние города-государства.
Общественное устройство, варны. Религиозные верования, легенды и сказания. Возникновение
буддизма. Культурное наследие древней Индии.
Древний Китай. Условия жизни м хозяйственная деятельность населения. Создание
объединенного государства. Империи Цинь и Хань. Жизнь в империи: правители и подданные,
положение различных групп населения. Развитие ремесел и торговли. Великий шелковый путь.
Религиозно—философские учения (конфуцианство). Научные знания и изобретения. Храм ы.
Великая Китайская стена.
Античный мир: понятие. Карта античного мира.
Древняя Греция
Население Древней Греции: условия жизни и занятия. Древнейшие государства на Крите.
Государства ахейской Греции (Микены, Тиринф и др.). Троянская война, «Илиада» и «Одиссея».
Верования древних греков. Сказания о богах и героях.
Греческие города-государства: политический строй, аристократия и демос. Развитие
земледелия и ремесла. Великая греческая колонизация. Афины: утверждение демократии. Законы
Солона, реформы Клисфена. Спарта: основные группы населения, политическое устройство.
Спартанское воспитание. Организация военного дела.

Классическая Греция. Греко-персидские войны: причины, участники, крупнейшие сражения,
герои. Причины победы греков. Афинская демократия при Перикле. Хозяйственная жизнь в
древнегреческом обществе. Рабство. Пелопонесская война. Возвышение Македонии.
Культура древней Греции. Развитие наук. Греческая философия. Школа и образование.
Литература. Архитектура и скульптура. Быт и досуг древних греков. Театр. Спортивные состязания;
Олимпийские игры.
Период эллинизма. Македонские завоевания. Держава Александра Македонского и ее распад.
Эллинистические государства Востока. Культура эллинистического мира.
Древний Рим
Население древней Италии: условия жизни и занятия. Этруски. Легенды об основании Рима.
Рим эпохи парей. Римская республика. Патриции и плебеи. Управление и законы. Верования
древних римлян.
Завоевание Римом Италии. Воины с Карфагеном; Ганнибал. Римская армия. Установление
господства Рима в Средиземноморье. Реформы Гракхов. Рабство в древнем Риме.
От республики к империи. Гражданские войны в Риме Гай Юлий Цезарь. Установление
императорской власти; Октавиан Август. Римская империя: территория управление. Возникновение
и распространение христианства. Разделение Римской империи на Западную и Восточную части.
Рим и варвары. Падение Западной Римской империи.
Культура Древнего Рима. Римская литература, золотой век поэзии. Ораторское искусство;
Цицерон. Развитие наук. Архитектура и скульптура. Пантеон. Быт и досуг римлян.
Историческое и культурное наследие древних цивилизаций.
Раздел II. История Средних веков (не менее 28 ч)
Средние века: понятие и хронологические рамки.
Раннее Средневековье
Начало Средневековья. Великое переселение народов. Образование варварских королевств.
Народы Европы в раннее Средневековье. Франки: расселение, занятия, общественное
устройство. Законы франков; «Салическая правда». Держава Каролингов: этапы формирования,
короли и подданные. Карл Великий. Распад Каролингской империи. Образование государств во
Франции Германии, Италии. Священная Римская империя. Британия и Ирландия в раннее
Средневековье. Норманны: общественный строй, завоевания. Ранние славянские государства.
Складывание феодальных отношении в странах Европы. Христианизация Европы. Светские
правители и папы. Культура раннего Средневековья.
Византийская империя в IV—ХI вв.: территория, хозяйство, управление. Византийские
императоры Юстиниан. Кодификация законов. Власть императора и церковь. Внешняя политика
Византии: отношения с соседями, вторжения славян и арабов. Культура Византии.
Арабы в VI—ХI вв.: расселение, занятия. Возникновение н распространение ислама.
Завоевания арабов. Арабский халифат, его расцвет и распад. Арабская культура.
Зрелое Средневековье

Средневековое европейское общество. Аграрное производство. Феодальное землевладение.
Феодальная иерархии. Знать и рыцарство: социальный статус, образ жизни.
Крестьянство: феодальная зависимость, повинности, условия жизни. Крестьянская община.
Города — центры ремесла, торговли, культуры. Городские сословия. Цехи и гильдии.
Городское управление. Борьба городов и сеньоров. Средневековые города—республики. Облик
средневековых городов. Быт горожан.
Церковь и духовенство. Разделение христианства на католицизм и православие, Отношения
светской власти и церкви. Крестовые походы: цели, участники, результаты. Духовно—рыцарские
орде н ы. Ереси: причины возникновения и распространения. Преследование еретиков.
Государства Европы в ХII—ХV вв. Усиление королевской власти в странах Западной Европы.
Сословно—представительная монархия. Образование централизованных государств в Англии и
Франции. Столетняя война: Ж. д’Арк. Германские государства в ХII—ХV вв. Реконкиста и
образование централизованных государств на Пиренейском полуострове. Итальянские республики
в ХII —ХV вв. Экономическое и социальное развитие европейских стран. Обострение социальных
противоречий в ХIV в. (Жаккериия , восстание Уота Тайлера, Гуситское движение в Чехии.
Византийская империя и славянские государства в ХII— ХV вв. Экспансия турок—османов и
падение Византии.
Культура средневековой Европы. Представления средневекового человека о мире, Место
религии в жизни человека и общества. Образование: ш кол ы и университеты. Сословный характер
культуры. Средневековый эпос. Рыцарская литература. Городской и крестьянский фольклор.
Романский и готический стиль и в художественной культуре. Развитие знаний о природе и
человеке. Гуманизм. Раннее Возрождение: художники и их творения.
Страны Востока в Средние века. Османская империя: завоевания турок—османов, управление
империей, положение покоренных народов. Монгольская держава: общественный строй
монгольских племен, завоевания Чингисхана и его потомков, управление подчиненными
территориями. Китай: империи, правители и подданные, борьба против завоевателей. Япония в
Средние века. Индия: раздробленность индийских княжеств, вторжение мусульман, Делийский
султанат. Культура народов Востока. Литература. Архитектура. Традиционные искусства и ремесла.
Государства доколумбовой
населения. Культура.

Америки.

Общественный

строй.

Религиозные

верования

Историческое и культурное наследие Средневековья.
Раздел III. Новая история (не менее 28 ч)
Новое время: понятие и хронологические рамки.
Европа в конце ХV — начале ХVII в.
Великие географические открытия: предпосылки, участники, результаты. Политические,
экономические и культурные последствия географических открытий. Старый и Новый Свет.
Экономическое и социальное развитие европейских стран в ХVI – начале ХVII в. Возникновение
мануфактур Развитие товарного производства. Расширение внутреннего и мирового рынка.

Абсолютные монархии. Англия, Франция, монархия Габсбургов в ХVI - начале ХVII в.:
внутреннее развитие я внешняя политика. Образование национальных государств в Европе.
Начало Реформации; М. Лютер. Развитие Реформации и Крестьянская война в Германии.
Распространение протестантизма в Европе. Борьба католической церкви против реформационного
движения. Религиозные войны.
Нидерландская революция: цели, участники, формы борьбы. Итоги и значение революции.
Международные отношения в раннее Новое время. Военные конфликты между европейскими
державами. Османская экспансия. Тридцатилетняя война: Вестфальский мир.
Страны Европы и Северной Америки, в середине ХVII-ХVIII в.
Английская революция ХVII в.: причины, участники, этапы. О. Кромвель. Итоги и значение
революции. Экономическое и социальное развитие Европ ы в ХVII – ХVIII вв.: начало
промышленного переворота, развитие мануфактурного производства, положение сословий.
Абсолютизм: «старый порядок» и новые веяния. Век Просвещения: развитие естественных наук,
французские просветители ХVIII в. Война североамериканских колоний за независимость.
Образование Соединенных Штатов Америки; «отцы—основатели».
Французская революция ХVIII в.: причины, участники. Начало и основные этапы революции.
Политические течения и деятели революции. Программные и государственные документы.
Революционные войны. Итоги и значение революции.
Европейская культура ХVI—ХVIII вв. Развитие науки: переворот в естествознании,
возникновение новой картины мира; выдающиеся ученые и изобретателя. Высокое Возрождение:
художники и их произведения. Мир человека в литературе раннего Нового времени. Стили
художественной культуры ХVII —ХVIII вв. (барокко, классицизм). Становление театра.
Международные отношения середины ХVII—ХVIII в. Европейские конфликты и дипломатия.
Семилетняя война. Разделы Речи Посполитой. Колониальные захваты европейских держав.
Страны Востока в ХVI- ХVIII вв.
Османская империя: от могущества к упадку. Индия: держава Великих Моголов, начало
проникновения англичан, британские завоевания. Империя Цин в Китае. Образование
централизованного государства и установление сёгуната Токугава в Японии.
Страны Европы и Северной Америки в первой половине ХIХ в.
Империя Наполеона во Франции: внутренняя и внешняя политика. Наполеоновские войны.
Падение империи. Венский конгресс; Ш. М. Талейран. Священный союз.
Развитие индустриального общества. Промышленный переворот, его особенности в странах
Европы и США. Изменения в социальной структуре общества. Распространение социалистических
идей: социалисты—утописты Выступления рабочих. Политическое развитие европейских стран н
1815— 1849 гг.: социальные и национальные движения, реформы и революции. Оформление
консервативных, либеральных, радикальных политических течений и партий: возникновение
марксизма.
Страны Европы и Северной Америки во второй половине ХIХ в.

Великобритания в Викторианскую эпоху: мастерская мира, рабочее движение, внутренняя и
внешняя политика, расширение колониальной империи. Франция — от Второй империи к Третьей
республике: внутренняя и внешняя политика, франко—германская война, колониальные войны.
Образование единого государства в Италии; К. Кавур, Дж. Гарибальди. Объединение германских
государств, провозглашение Германской империи; О. Бисмарк. Габсбургская монархия: австровенгерский дуализм.
Соединенные Штаты Америки во второй половине ХIХ в.: экономика, социальные отношения,
политическая жизнь. Север и Юг. Гражданская война (1861— 1865). А. Линкольн.
Экономическое и социально-политическое развитие стран Европы и США в конце ХIХ в.
Завершение промышленного переворота. Индустриализация. Монополистический капитализм.
Технический прогресс в промышленности и сельском хозяйстве. Развитие транспорта и средств
связи. Миграция из Старого в Новый Свет. Положение основных социальных групп. Расширение
спектра общественных движений. Рабочее движение и профсоюзы. Образование социалистических
партий; идеологи и руководители социалистического движения.
Страны Азии в ХIХ в.
Османская империя: традиционные устои и попытки проведения реформ. Индия: распад
державы Великих Моголов, установление британского колониального господства, освободительные
восстания. Китай: империя Цин, «закрытие» страны, опиумные войны, движение тайпинов. Япония:
внутренняя и внешняя политика сёгуната Токугава, преобразования эпохи Мэйдзи.
Война за независимость в Латинской Америке
Колониальное общество. Освободительная борьба: задачи, участники, формы выступлений. П.
Д. Туссен-Лувертюр. С. Боливар. Провозглашение независимых государств.
Народы Африки в Новое время
Колониальные империи. Колониальные порядки и традиционные общественные отношения.
Выступления против колонизаторов.
Развитие культуры в ХIХ в.
Научные открытия и технические изобретения. Распространение образования. Секуляризация
и демократизация культуры. Изменения в условиях жизни людей. Стили художественной культуры:
классицизм, романтизм, реализм, импрессионизм. Театр. Рождение кинематографа. Деятели
культуры: жизнь и творчество.
Международные отношения в ХIХ в.
Внешнеполитические интересы великих держав и политика союзов в Европе. Восточный
вопрос. Колониальные захваты и колониальные империи. Старые и новые лидеры индустриального
мира. Активизация борьбы за передел мира. Формирование военно-политических блоков великих
держав.
Историческое и культурное наследие Нового времени.

Раздел IV. Новейшая история. ХХ — начало ХХI в. (не менее 26 ч)

Мир к началу ХХ в. Новейшая история: понятие, периодизация.
Мир в 1900—1914 гг.
Страны Европы и США в 1900— 1914 гг.: технический прогресс, экономическое развитие.
Урбанизация, миграция. Положение основных групп населения. Социальные движения.
Социальные и политические реформы; Д. Ллойд Джордж.
Страны Азии и Латинской Америки в 1900—1917 гг.: традиционные общественные
отношения и проблемы модернизации. Подъем освободительных движений в колониальных и
зависимых странах. Революции первых десятилетий ХХ в. В странах Азии (Турция, Иран, Китай).
Мексиканская революция 1910—1917 гг. Руководители освободительной борьбы (Сунь Ятсен, Э.
Сапата, Ф. Вилья).
Первая мировая война (1914—1918)
Причины, участники, театры военных действий и ключевые события Первой мировой Войны.
Западный и Восточный фронт. Человек на фронте и в тылу. Итоги и последствия войны.
Мир в 1918—1939 гг.
От войны к миру. Крушение империй и образование новых государств в Европе. Парижская
мирная конференция. Создание Лиги Наций. Урегулирование на Дальнем Востоке и на Тихом
океане. Версальско— Вашингтонская система.
Революционные события 1918- начала 1920—х гг. в Европе. Революция в Германии: причины,
участники, итоги. Раскол социал—демократического движения. Установление авторитарных
режимов в ряде европейских стран в начале 1920—х гг. Приход фашистов к власти в Италии; Б.
Муссолини.
Страны Европы и США в 1924 – 1939 гг. Экономическое развитие: от процветания к кризису
1929—1933 гг. Опыт социальных компромиссов: первые лейбористские правительства в
Великобритании. Великая депрессия. «Новый курс» Ф. Д. Рузвельта.
Утверждение авторитарных и тоталитарных режимов в 1930—гг. в странах Центральной и
Восточной Европы. Приход нацистов к власти в Германии: А. Гитлер. Внутренняя и внешняя
политика гитлеровского режима.
Создание и победа Народного фронта во Франции. Революция и приход к власти
правительства—Народного фронта в Испании. Гражданская война 1936- 939 гг. в Испании.
Страны Азии в I920—1930—е гг. Опыт модернизации в Турции; М. Кемаль Ататюрк.
Революция 1920—х гг. в Китае. Движение народов Индии против колониального гнета: М. К.
Ганди.
Развитие культуры в первой трети ХХ в. Социальные потрясения начала ХХ в. И духовная
культура. Отход от традиций — классического искусства. Модернизм. Авангардизм. Течения в
литературе и искусстве 1920- 1930—х гг. Тоталитаризм и культура. Деятели культуры; творчество и
судьбы.
Международные отношения в 1920— 1930—е гг. Л и га Наций и ее деятельность в 1920—е гг.
Обострение международных отношений в 1930—е гг. Ось Берлин—Рим-Токио». Агрессия на

Дальнем Востоке, в Европе. Политика невмешательства и умиротворения. Дипломатические
переговоры 939 г. Их результаты.
Вторая мировая война (1939—1945)
Причины и начало войны. Этапы, театры боевых действий, основные участники войны.
Установление «нового порядка» на оккупированных территориях; геноцид, Холокост. Движение
Сопротивления, его руководители и герои. Создание и деятельность антигитлеровской коалиции.
Главные события войны в Европе, на Тихом океане, в Северной Африке. Конференции
руководителей СССР, США и Великобритании. Капитуляция Германий. Завершение войны на
Дальнем Востоке. Итоги и уроки войны.
Мир во второй половине ХХ — начале ХХI в.
Изменения на политической карте мира после Второй мировой войны. Отношения между
державами-победительницами. Формирование биполярного мира. Начало «холодной войны».
Новые явления в экономике и социальной жизни послевоенного мира. Научно-техническая
революция второй половины ХХ в. Переход от индустриального общества к постиндустриальному,
информационному обществу. Эволюция социальной структуры общества.
Соединенные Штаты Америки во второй половине ХХ — начале ХХI в. Путь к лидерству.
Политическое развитие: демократы и республиканцы у власти, президенты США. Социальные
движения, борьба против расовой дискриминации. Внешняя политика.
Страны Западной Европы во второй половине ХХ — начале ХХI в. Экономическое развитие,
«государство благосостояния». Внутренняя и внешняя политика консерваторов и социалистов.
Политические лидеры. Социальные выступления. Эволюция католической церкви. Установление
демократических режимов в 1970-е гг. в Португалий, Испании, Греции. Европейская интеграция:
цели, этапы, результаты.
Страны Восточной Европы во второй половине ХХ — начале ХХI в. Революции середины
1940—х гг. Социалистический эксперимент: достижения и противоречия. События конца 1980-х —
начала 1990-х гг., падение коммунистических режимов. Политические и экономические
преобразования
1990-х
гг.
Социальные
отношения,
Внешнеполитические
позиции
восточноевропейских государств. Проблемы интеграции в единой Европе.
Страны Азии л Африки во второй половине ХХ — начале ХХ1 в. Япония: от поражения к
лидерству: научно-технический прогресс и традиции; внешняя политика. Освобождение стран Азии
и Африки и крушение колониальной системы во второй половине ХХ в.: этапы, основные
движущие силы и лидеры освободительной борьбы. Проблемы модернизации и выбор путей
развития (Китай, Индия, «новые индустриальные страны», страны Юго-Западной Азии и Северной
Африки). Место государств Азии и Африки в современном мире.
Страны Латинской Америки во второй половине ХХ –начале ХХI в. Экономические
отношения (неравномерность развития стран региона, проблемы модернизации). Политические
режимы: демократия и диктатура. Реформизм и революции как пути преодоления социально –
экономических противоречий. Роль лидеров и народных масс в Новейшей истории региона.
Культура зарубежных стран во второй половине ХХ - начале ХХI в. Новый виток
научно- технического прогресса. Информационная революция. Развитие средств коммуникации
и массовой информации. Изменения в образе жизни людей. Многообразие стилей и течений

в художественной культуре второй половины ХХ - начале ХХ1 в. Массовая культура.
Расширение контактов и взаимовлияний в мировой культуре.
Международные отношения во второй половине ХХ - начале ХХI в. Расстановка сил в
Европе и мире в первые послевоенные годы. «Холодная война», гонка вооружений,
региональные конфликты. Движение за мир и разоружение. Хельсинский процесс. Новое
политическое мышление в международных отношениях. Изменение ситуации в Европе и
мире в конце 1980 –х – начале 1990 гг. Распад биполярной системы ООН, ее роль в
современном мире.
Основное

содержание

и

противоречия

современной

эпохи.

человечества. Мировое сообщество в начале ХХI в.

4. Тематическое планирование
5 класс
Тема

Количество часов

Введение. Откуда мы знаем как жили наши 1 ч
предки
РАЗДЕЛ
ЛЮДЕЙ

I.

ЖИЗНЬ

ПЕРВОБЫТНЫХ 7 ч

Глобальные

проблемы

Глава

1.

Первобытные

собиратели

и 3ч

охотники
Глава 2. Первобытные земледельцы и 3 ч
скотоводы
Глава 3. Счет лет в истории

1ч

РАЗДЕЛ II. ДРЕВНИИ ВОСТОК

20 ч

Глава 4. Древний Египет

8ч

Глава 5. Западная Азия в древности

7ч

Глава 6. Индия и Китай в древности

5ч

Раздел III. ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ

21 ч

Глава 7. Древнейшая Греция

5ч

Глава 8. Полисы Греции и их борьба с 7 ч
персидским нашествием
Глава 9. Возвышение Афин в V веке до н. э. 5 ч
и расцвет демократии
Глава 10. Македонские завоевания в IV 4 ч
веке до н. э.
РАЗДЕЛ IV. ДРЕВНИЙ РИМ

18 ч

Глава 11. Рим: от его возникновения до 3 ч
установления господства над Италией
Глава 12. Рим — сильнейшая держава 3 ч
Средиземноморья
Глава 13. Гражданские войны в Риме

4ч

Глава 14. Римская империя в первые века 4 ч
нашей эры
Глава 15. Разгром Рима германцами и 4 ч
падение Западной Римской империи
Итоговое повторение и обобщение

1ч

ИТОГО

68 ч
6 класс

Тема

Количество часов

Всеобщая история- 28
Введение
Глава

1.

1ч
Становление

Европы (VI-XI в)

средневековой 4 ч

Глава 2. Византийская империя и славяне 3 ч
в VI-XI в
Глава 3. Арабы в VI-XI в

2ч

Глава 4. Феодалы и крестьяне

2ч

Глава 5. Средневековый город в Западной 3 ч
и Центральной Европе
Глава 6. Католическая церковь в XI- XIIIв. 2 ч
Крестовые походы.
Глава 7. Образование централизованных 5 ч
государств в Западной Европе XI- XV
Глава

8.

Cлавянские

государства

и 2ч

Византия в XIV- XVв
Глава 9. Культура Западной Европы в 2 ч
Средние века
Глава 10. Народы Азии, Америки

и 2ч

Африки в Средние века
История России- 40
Введение
Тема

I.

1ч
Народы

и

государства

на 5 ч

территории нашей страны в древности
Тема II. Русь в IX — первой половине XII 11 ч
в.
Тема III. Русь в середине ХП — начале 5 ч.
XIII в.
Тема IV. Русские земли в середине XIII — 10 ч
XIV в.
Тема V. Формирование единого Русского 8 ч
государства
ИТОГО

68
7 класс

Всеобщая история – 28
Введение

1ч

Глава 1. Мир в начале Нового времени. 11 ч
Великие

географические

Возрождение. Реформация

открытия.

Глава 2. Первые революции Нового времени. 4 ч
Международные

отношения

(борьба

за

первенство в Европе и в колониях)
Глава

3.

Эпоха

Просвещения.

Время 8 ч

преобразований
Глава 4. Традиционные общества Востока. 4 ч
Начало Европейской колонизации
История России – 40
Тема I. Россия в XVI в.

20 ч

Тема II. Смутное время. Россия при первых 20 ч
Романовых
ИТОГО

68 ч
8 класс

Всеобщая история – 28
Глава

1.

Становление

индустриального 8 ч

общества
Глава 2. Строительство Новой Европы

7ч

Глава 3. Страны Западной Европы в конце 5 ч
19

века.

Успехи

и

проблемы

индустриального общества.
Глава 4. Две Америки.

3ч

Глава 5. Традиционные общества в 19 веке: 4 ч
новый этап колониализма.
Глава

6.

Международные

отношения: 1 ч

обострение противоречий.
История России – 40
Введение

1ч

Тема I. Россия в эпоху преобразований Петра 13 ч
I
Тема II. Россия при наследниках Петра I: 6 ч
эпоха дворцовых переворотов
Тема III. Российская империя при Екатерине 9 ч
II
Тема IV. Россия при Павле I
Тема

V.

Культурное

Российской империи в XVIII в.

2ч
пространство 9 ч

ИТОГО

68 ч
9 класс

Всеобщая история 26часов
Тема I. Начало индустриальной эпохи

7

Тема II. Страны европы и США в первой половине
XIX века

8

Тема III. Азия, Африка, и Латинская Америка в
XIX – начале XX века

3

Тема IV Страны европы и США во второй
половине XIX века – начале XX века

8

История России 40 часов
Тема I. Россия в первой четверти XIX в.

9ч

Тема II. Россия во второй четверти XIX в.

8ч

Тема III. Россия в эпоху Великих реформ

7ч

Тема IV. Россия в 1880—1890-е гг.

7ч

Тема V. Россия в начале XX в.

9ч

ИТОГО

66 ч

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 26.08.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону (4842) 73-06-55

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».