Сетевая ООП СОО

1

Содержание:
1.

Краткая справка об образовательных организациях, реализующих образо-

3-7

вательные программы профильных предметов и элективных курсов, в
рамках договора о сетевом взаимодействии
2.

Цели и задачи образовательных организаций в рамках реализации сетево-

7-9

го взаимодействия
3.

Ресурсы образовательных организаций

9-10

4.

Особенности организации образовательного процесса и применяемых

10-12

технологий.
5

Календарный учебный график

6.

Учебный план

14-17

7.

17-23

8.

Организация воспитательного процесса в условиях сетевого взаимодействия
Показатели (измерители) реализации образовательных программ.

9.

Учебно-методическое обеспечение образовательной программы.

25

10.

План действий по реализации проекта

26

13

2

23-24

Миссия образовательных организаций:
построение эффективной модели сетевой формы реализации образовательных программ для обеспечения максимального удовлетворения запросов обучающихся и их родителей
(законных представителей), обеспечение возможности освоения обучающимися образовательной программы на уровне среднего общего образования с использованием ресурсов образовательных организаций.
1. Краткая справка об образовательных организациях, реализующих образовательные программы профильных предметов и элективных курсов,
в рамках договора о сетевом взаимодействии
Модернизация российского образования, переход на новые стандарты образования диктуют новые формы получения качественного образования. Одной из таких форм является реализация образовательных программ с использованием сетевой формы. В статье 15 Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012
№ 273-ФЗ подчеркивается, что при реализации данной формы обучения наряду с организациями, осуществляющими образовательную деятельность, могут участвовать научные организации, медицинские организации, организации культуры, физкультурно-спортивные и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, проведения
учебной и производственной практики и осуществления иных видов учебной деятельности.
Идея сетевого взаимодействия возникла в системе общего образования в конце 90-х годов. Несомненная заслуга в этом принадлежит А.И. Адамскому и созданной им образовательной сети «Эврика». Сетевое взаимодействие образовательных организаций, по его мнению,
несет в себе коренное отличие от иерархического взаимодействия, функционирующего в современной системе образования. Образовательную сеть А.И. Адамский определяет как совокупность субъектов образовательной деятельности, предоставляющих друг другу собственные
образовательные ресурсы с целью повышения результативности и качества образования друг
друга.
Создание сетевого взаимодействия организаций при осуществлении образовательной
деятельности на уровне среднего общего образования наиболее эффективно при организации
профильного обучения. Переход к профильному обучению поможет решить следующие проблемы:
- предоставить возможность выбора учащимися и их родителями образовательной организации и индивидуальной образовательной траектории на уровне среднего общего образования;
- интегрировать и сконцентрировать кадровые, материально-технические и финансовые
ресурсы организаций общего, дополнительного и профессионального образования;
- сориентировать образовательную сеть на современный рынок труда из-за отсутствия
необходимой профилизации старшей школы и профориентационной работы в направлении
профессий, востребованных в сложившейся экономической ситуации.
В городе Калуге на августовской конференции накануне 2009/10 уч. года одной из задач было расширение образовательного пространства города с целью удовлетворения потребности калужан в услугах образовательных организаций. Одним из решений этой задачи стало
сетевое объединение ресурсов городских школ МБОУ «Средняя общеобразовательная школа
№ 18» и МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 23» в реализации предпрофильной
3

подготовки учащихся 9 классов. В 2010/11 учебном году было принято решение обеспечить
предпрофильную подготовку учащихся 9 классов и профильное обучение учащихся 10-11
классов в части прохождения программ курсов по выбору, профильных предметов и элективных курсов, в том числе с привлечением к сетевому взаимодействию МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 4» и МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 8», а также
учреждения дополнительного образования детей «Дом детского творчества». Сетевое взаимодействие вышеуказанных организаций было закреплено в договоре о совместной деятельности
в муниципальной сети предпрофильной подготовки и профильного обучения от 25.08.2010.
В 2015 году в целях дальнейшего развития сетевого взаимодействия (паритетной кооперации) как формы реализации профильного обучения на уровне среднего общего образования на базе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 23» г. Калуги, МБОУ «Средняя
общеобразовательная школа № 4» г. Калуги, МБОУ «Средняя общеобразовательная школа
№ 8» г. Калуги, МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 18» г. Калуги и МБОУ ДОД
«Дом детского творчества» г. Калуги был заключен новый договор о сетевом взаимодействии
(№001 от 01.09.2015).
Сформированную сеть по типу вовлеченных субъектов, определяющему основные
функции сетевого взаимодействия, образовательных сетей профильного обучения данное взаимодействие можно отнести к так называемой «горизонтальной сети».
К достижениям данной «горизонтальной» сети можно отнести:
- повышение результатов государственной итоговой аттестации по профильным предметам;
- увеличение количества учащихся, обучающихся по программам профильного уровня
и расширение перечня предметов, преподаваемых на профильном уровне;
- расширение перечня для 10-11 классов – элективных курсов;
- увеличение количества учащихся, принимающих участие в различных этапах Всероссийской олимпиады школьников и, как следствие, увеличение количества победителей и призеров олимпиад;
- сформировано позитивное отношение всех участников образовательного процесса к
новой форме организации образовательного процесса;
- заложены основы нормативно-правовой базы для развития сетевого взаимодействия.
Основными средствами реализации миссии образовательных организаций
является:
- предоставление комфортных образовательных условий для освоения учащимися основных и
дополнительных программ среднего общего образования;
- предоставление условий и возможностей для развития социальной активности учащихся;
- предоставление обучающимся возможностей для развития их способностей в различных видах интеллектуальной и творческой деятельности;
- расширение вариативности образовательных программ и представления доступности их
овладения учащимися;
- создание в рамках сетевого взаимодействия образовательных организаций системы общения
и сотрудничества между учениками и педагогами, позволяющей раскрыть качества личности
учащегося;
- взаимное сотрудничество в реализации сетевой образовательной программы участников сетевого взаимодействия педагогов, учащихся и родителей.
Конечным результатом обучения в образовательных организациях станет сформированность ключевых компетенций учащихся, их разностороннее развитие через удовлетворение
4

потребностей в образовании при сохранении и укреплении физического и психического здоровья.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 23» города Калуги создано в целях обучения, воспитания и развития ученика, подготовки его к успешному выбору жизненного пути и социализации при освоении им образовательных программ общего образования. Её миссия состоит в том, чтобы создать благоприятную образовательную среду для обучения и воспитания детей, независимо от
уровня их развития, национальности и социального статуса.
Лицензия: Серия 40 Л 01 № 0001075, регистрационный № 94 от 12 апреля 2015 года, выдана
министерством образования и науки Калужской области
Свидетельство о государственной аккредитации серия 40А01 № 0000385, регистрационный
№ 196, выдано 29.12.2015 года министерством образования и науки Калужской области.
Юридический адрес школы:
248003, г. Калуга, ул. Мичурина, д. 45, тел 73-62-45
Сайт: 23kaluga.ru
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 23» г. Калуги учреждена в 1963 году.
В настоящее время в школе обучается 871 учащихся, всего 32 класса, из которых начальная
школа – 14 классов, среднее звено – 16 классов, старшее звено – 2 класса. Средняя наполняемость классов – 27 человека. В течение последних лет наметилась тенденция роста количества
учащихся.
Для осуществления образовательного процесса в школе используется 26 учебных кабинетов, кабинет информатики на 10 рабочих мест, спортивный зал, кабинет обслуживающего
труда, мастерские, библиотека.
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 4» является муниципальным
учреждением образования города Калуги. Свою историю школа ведет с 1963 года. С первых
же дней в школе ведется активная военно-патриотическая работа, связанная с именем командующего 50-й армией, освобождавшей Калугу от немецко-фашистских захватчиков, Ивана
Васильевича Болдина. В школе созданы необходимые условия не только для получения качественных знаний, но и укрепления здоровья учащихся, в образовательный процесс широко
внедряются здоровьесберегающие и личностно ориентированные технологии.
Среди учащихся и выпускников школы много спортсменов, достигших высоких результатов, этому способствует многолетнее сотрудничество с областной спортивной школой
«Юность». С первого класса ученики могут параллельно с учебными занятиями посещать секции плавания, легкой атлетики, гимнастики и другие, выбранные по интересам.
В учебном заведении в 2015 -2016 учебном году обучаются 649 учащихся, из них в 1-4
классах – 292, в 5-9 классах – 313, в 10-11 классах – 44 в 27 классах. Средняя наполняемость
классов – 24 человека.
Лицензия: Серия 40 Л 01 № 0000927, регистрационный № 2314 от 5 декабря 2014 года, выдана Министерством образования и науки Калужской области
Свидетельство о государственной аккредитации: 40А01 № 0000319, регистрационный №
120, выдано 07.07.2015 года Министерством образования и науки Калужской области
Юридический адрес школы:
248003, г. Калуга, ул. Болдина, д.15
Сайт : school004.kaluga.edu.ru

5

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №8» города Калуги образовано в 1954 году.
Широкий спектр уровня развития детей, разноплановый состав их родителей определяет
необходимость единственно возможной в данных условиях модели образовательного учреждения, имеющего адаптивный характер, способный удовлетворить образовательные запросы разнообразных категорий учеников и их родителей.
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 8» г. Калуги имеет смешанный контингент учащихся, где учатся одаренные и обычные дети, а также нуждающиеся в коррекционно-развивающем обучении. Сохранение личности учащегося - центральная задача школы.
В настоящее время в школе обучается 527 учащихся, обучающихся в одну смену. Средняя
наполняемость классов – 26 человек. Образовательный процесс осуществляют 31 педагог.
Лицензия: Серия 40 Л 01 № 0000941, регистрационный № 283 от 12 декабря 2014 года, выдана министерством образования и науки Калужской области
Свидетельство о государственной аккредитации серия 40А01 № 0000218, регистрационный
№ 18, выдано 13.02.2015 года министерством образования и науки Калужской области.
Юридический адрес школы:
248002, г. Калуга, ул. Беляева, д. 2
Сайт: www.school8kaluga.edusite.ru
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 18» города Калуги реализует общеобразовательные программы общего образования базового уровня, программы профильного уровня по отдельным предметам на
уровне среднего общего образования, а также программы дополнительного образования.
Миссией школы является создание для учащихся школы оптимальных условий
по овладению ключевыми компетентностями, необходимыми для жизни и профессиональной
реализации в поликультурной и высокотехнологичной среде.
Школа ориентируется на создание благоприятных условий обучения и развития всех
детей и каждого в отдельности, адаптируя образовательный процесс к обучающимся с их индивидуальными особенностями.
Лицензия: Серия 40 Л 01 № 0000679, регистрационный № 34 от 12 февраля 2014 года, выдана
министерством образования и науки Калужской области.
Свидетельство о государственной аккредитации Серия 40А01 № 0000259, регистрационный
№ 59, выдано 24.03.2015 года министерством образования и науки Калужской области.
Юридический адрес школы:
248640, г. Калуга, ул. Ф.Энгельса, д.119
Сайт: www.kaluga-sckola18.ucoz.ru
МБОУ ДО «Дом детского творчества» города Калуги ориентировано на осуществление в учреждении комплексного подхода в организации дополнительного образования.
Миссия Дома детского творчества - воспитание мобильной, вариативной, конкурентоспособной личности ребенка, способной адаптироваться в современном обществе, сохранение
физического и духовного здоровья подрастающего поколения посредством предоставления
широкого спектра дополнительных образовательных услуг и эффективном использовании
имеющихся ресурсов с учетом интересов личности, общества и государства.
Лицензия: Серия 40 Л 01 № 0001339, регистрационный № 346 от 22 октября 2015 года, выдана министерством образования и науки Калужской области.
Юридический адрес школы:
248023, г. Калуга, ул. Маршала Жукова, д. 12
6

Сайт: www.ddt–kaluga.ru

2. Цели и задачи образовательных организаций в рамках
сетевой формы реализации образовательных программ
Цель: подготовка выпускника, способного критически мыслить, принимать ответственные решения, ориентированного на социально-значимую деятельность и адекватное поведение в различных жизненных ситуациях.
Настоящая образовательная программа разработана на основании статьи 15 федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и представляет собой обоснование
состояния образовательной деятельности и организации учебно-воспитательного процесса в
образовательных организациях – участников сетевого взаимодействия.
Задачи:
- обеспечить усвоение учащимися содержания среднего общего образования на профильном
уровне в соответствием с требованиями федерального компонента государственного образовательного стандарта;
- предоставить равные возможности при получении образования, в том числе и профильного,
для всех учащихся образовательных организаций – участников сетевого взаимодействия;
- создать адаптивную образовательную среду для обеспечения оптимального уровня развития
каждого ученика, его задатков, способностей, творческого потенциала;
-формировать духовно-нравственное, патриотическое и гражданское направление личности
учащихся через повышение воспитательного потенциала урока;
- совершенствовать работу, направленную на сохранение и укрепление здоровья учащихся и
привития им навыков здорового образа жизни;
- создать условия для осуществления осознанного профессионального выбора путём сетевого
взаимодействия;
- создать условия для изучения учащимися предметов социально-экономического и естественно – научного и гуманитарного направлений на профильном уровне;
- создать основу для адаптации учащихся к жизни в обществе, для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ.
- реализация дифференцированного обучения через построение индивидуальной образовательной траектории на основе сетевых образовательных программ.
- обеспечивать освоение учащимися теоретических областей наук и их практических применений;
- формировать навыки научно-исследовательской работы через использование проектных технологий в учебном процессе;
- удовлетворять запросы социума через введение профильных классов;
- формировать личность, способную осознанно оценивать свои психофизиологические возможности при выборе профессии.

-

Основными принципами образовательной деятельности школ, работающих в сетевом
взаимодействии, являются:
гуманизация образования;
целостность, последовательность и преемственность образования;
ориентация образовательного процесса на личность учащегося;
демократизация образовательного процесса;
7

дифференциация и мобильность образовательного процесса в рамках перехода на стандарты нового поколения;
открытость и прозрачность в управлении школой;
В ходе реализации данных основных принципов образовательные организации формируют у учащихся систему ценностных ориентиров:
гуманизм,
права и свободы человека,
человеческое достоинство,
сохранность человеческой жизни и здоровья,
честность и справедливость,
патриотизм,
самоопределение личности,
равенство перед законом,
демократия,
общественное благо,
политическое, расовое, национальное равноправие.
Целостность образовательной среды образовательных организаций обеспечивается
единством идей на всех стадиях обучения, преемственностью содержания образования на
каждом из уровней, а также единством методических подходов к реализации содержания образования, которое строится с учетом возрастных особенностей учащихся.
Учащимся на уровне среднего общего образования необходимо дать знания и представления:
об основных нормах права, правах и обязанностях человека и гражданина в Российской
Федерации, роли правосудия в жизни общества, основах судопроизводства в Российской Федерации;
о сущности и основных стадиях процесса законотворчества;
о возможностях отдельных граждан и их объединений оказывать влияние на принятие
решений на местном, регионально, федеральном и международном уровнях;
о значении свободной прессы и роли средств массовой информации в обществе, их
влияние на формирование собственного мнения;
о тенденциях в развитии современной экономики;
о правах потребителя и обязанностях производителя и предпринимателя;
об отношениях России с мировым сообществом, ее месте и роли в мире, деятельности и
позиции России на мировой арене;
о процессе глобализации в современном мире.
Сформировать следующие ключевые компетенции:
умение выражать, обосновывать и отстаивать собственное мнение о происходящих событиях и явлениях;
вносить вклад в групповую и исследовательскую работу в классе, принимать участие в
дискуссиях и дебатах;
оценивать опыт, идеи взгляды других людей, объяснять свое отношение к ним;
принимать активное и осознанное участие в жизни коллектива.
Образовательные организации - участники сетевого взаимодействия реализуют следующие программы изучения отдельных предметов на профильном уровне (математика, обществознание, биология, химия, экономика, русский язык, информатика и ИКТ).
8

Сетевая образовательная программа на уровне среднего общего образования направлена:
на формирование активного гражданина, ответственного перед обществом и нацеленного на его совершенствование;
на формирование личности, ориентирующейся в современной системе ценностей и потребностях современной жизни;
на подготовку разносторонне развитой личности, ориентированной в традициях отечественной и мировой культуры;
на воспитание уважения к правам и свободам человека, институтам гражданского общества, правового государства и демократии, толерантности;
на формирование у учащихся потребности к самообразованию, самовоспитанию и саморазвитию;
на получение качественного образования учащимися, соответствующего актуальным и
перспективным потребностям личности, общества и государства.
Основными приоритетными направлениями образовательной политики школы в условиях модернизации и реформирования образования являются:
- единство образовательного и воспитательного процессов;
- реализация программ профильного обучения в старших классах, приближение профилей к
реальным потребностям в специалистах Калужского региона;
- применение личностно-ориентированного подхода в образовании;
- применение здоровьесберегающих технологий с целью сохранения и укрепления здоровья
учащихся;
использование передовых образовательных технологий с учетом индивидуальных особенностей учащихся и социального заказа;
- развитие системы дополнительного образования на базе школы;
- формирование педагогической культуры родителей (законных представителей) как полноправных участников образовательного процесса;
организация деятельности администрации по созданию благоприятных условий для
реализации государственной политики в области образования.

3 Ресурсы образовательных организаций.
В настоящее время имеются следующие необходимые ресурсы для реализации проекта.
Преподавательский состав:
Биология (базовая школа – МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 23» г. Калуги) – Демчук Т. Э., учитель высшей квалификационной категории, победитель муниципального и регионального этапов олимпиады для учителей.
Экономика (базовая школа - МБОУ «Средняя общеобразовательная школа
№ 18» г. Калуги) – Шопин И.И., учитель высшей квалификационной категории, почетный работник общего образования РФ, заслуженный учитель РФ.
Русский язык (базовая школа - МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 4» г.
Калуги) – Налисник М.В., учитель высшей квалификационной категории, победитель городского конкурса проектов, дипломант городского конкурса методических служб, Сальникова
Н.В., учитель высшей квалификационной категории, дипломант городского конкурса методических служб, Силаева Н.А., учитель высшей квалификационной категории, дипломант городского конкурса методических служб, победитель городского конкурса проектов.
9

Химия (базовая школа - МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 8» г. Калуги)
– Григорьева Л.Л., учитель химии высшей квалификационной категории, отличник народного
просвещения, победитель конкурса профессионального мастерства в рамках приоритетного
проекта «Образование» в 2009 году.
Информатика (базовая школа - МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 8» г.
Калуги), Епифанова О.А., учитель информатики.
Технологическое обеспечение образовательных программ:
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 23» г. Калуги – кабинет биологии –
АРМ учителя (компьютер, проектор, документ-камера), учебно-лабораторное оборудование,
ЦОРы, таблицы, муляжи.
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 18» г. Калуги – кабинет экономики –
АРМ учителя, мультимедийное оборудование, документ-камера.
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 4» г. Калуги – кабинет русского языка
- АРМ, мультимедийное оборудование, интерактивная доска.
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 8» г. Калуги – кабинет химии – оборудован компьютерной техникой, интернет-ресурсы, медиатека, лабораторное оборудование.
Образовательные организации, участвующие в проекте сетевого взаимодействия (паритетной кооперации) оснащены учебно-методическими комплексами и соответствующим технологическим оборудованием, необходимым для реализации образовательных программ в
свете требований ФК ГОС.
Учителя принимают участие в национальных проектах, муниципальных и региональных конкурсах профессионального мастерства, научно - практических конференциях.
Администрации образовательных организаций для грамотного управления школой регулярно повышает уровень профессионального мастерства, проходя курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки.

4 Особенности организации образовательного процесса
и применяемых в нем педагогических технологий
Образовательная деятельность школ осуществляется в следующих рамках:
-

Начало учебного года – 1 сентября.

-

Продолжительность учебного года определяется Уставом школ.

-

Общая продолжительность осеннего, зимнего и весеннего каникулярного периода
составляет 30 дней. Годовой календарный график согласовывается между всеми
школами.

-

Сетевое расписание учебных занятий для профильных предметов составляется совместно всеми школами, работающими в сети, в соответствии с требованиями СанПиН.

-

Учебный процесс на уровне среднего общего образования осуществляется в первую
смену:
10

- Обучение в 10 – 11 классах организовано по полугодиям, по 6-дневной учебной
неделе.
-

Индивидуально-групповые и элективные занятия выносятся во вторую половину
дня.

-

Продолжительность уроков– 45 минут.

-

Основной формой организации учебного процесса является классно-урочная форма
обучения.

-

Организация учебного процесса в сети строится с учетом дифференциации и индивидуализации обучения – обучение по индивидуальным учебным планам. Углубление содержания образовательного стандарта осуществляется за счет использования
элективных курсов, программ профильного изучения предметов. В школах реализуется профильное обучение на уровне среднего общего образования.

-

Обучающиеся 10-11-х классов занимаются в сети по программам профильного
уровня: биология в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 23» г. Калуги;
русский язык в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 4» г. Калуги; экономика в МБОУ «№ Средняя общеобразовательная школа 18» г. Калуги; химия, информатика в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 8» г. Калуги.

- Используются следующие формы учебных занятий: урок, лекция, практикум, семинар, зачет, смотр знаний и др.
Технологическое обеспечение происходит за счет использования педагогами школ современных образовательных технологий, которые обеспечивают принципы личностноориентированного обучения и являются здоровьесберегающими. Учебно-воспитательный
процесс на всех уровнях образования строится в основном по традиционной классно-урочной
системе. Для организации личностно ориентированного учебного взаимодействия педагоги
применяют следующие приемы и методы:
· Методы диалога;
· Приемы создания ситуации коллективного и индивидуального выбора;
· Игровые методы;
· Методы диагностики и самодиагностики;
· Урок-экскурсия;
· Урок путешествие;
· Урок-зачет;
· Урок-соревнование;
· Урок взаимообучения;
· Интегрированный урок;
11

· Урок-игра.
При осуществлении процесса обучения школьников могут быть использованы и такие педагогические технологии и методики как:
✓ Проблемное обучения;
✓ Методики развивающего обучения.
✓ Модульное обучение
✓ Дифференцированное обучение;
✓ Проектная деятельность и др.
Основными формами, реализующими развитие творческих способностей, являются интеллектуальные и деловые игры, зачеты, метод проектов, лабораторные практикумы, учебные
дискуссии, участие в творческих конкурсах, олимпиадах и научно-практических конференциях различного уровня. Личностными показателями эффективности внедрения элементов этих
технологий могут быть:
· высокий уровень познавательной активности школьников,
· сформированность навыков творческой и исследовательской деятельности, культуры умственного труда,
· познание традиций, обычаев, особенностей родного народа,
· система индивидуальных ценностей выпускника,
· удовлетворенность учащихся ходом и результатами образовательного процесса,
·

положительные

эмоции

в

ходе

12

учебно-познавательной

деятельности.

5. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
на уровне среднего общего образования на 2016-2017 учебный год
Формы проведения промежуточной аттестации:
✓ контрольная работа,
✓ тестирование.
Начало учебного года

Окончание учебного года

01.09.2016

31.05.2017
Учебные занятия

Учебные занятия

недель

I полугодие

II полугодие

за год

Число
недель

Началоконец

Каникулы

Число

Начало-

недель

конец

Промежуточная

Каникулы

аттестация

Каникулы

Класс

Количество

31.10-08.11
9 дней
10

34

16

01.09-29.12

30.12-10.01

18

12 дней

31.10-08.11
11

34

16

01.09-29.12

9 дней
30.12-10.01

18

13.0131.05

18.0326.03
9 дней

13.01-

18.03-

31.05

26.03
9 дней

12 дней

13

25.04– 23.05

12.05– 23.05

01.06-31.08.2017

6 . Сетевой учебный план на 2016/17 учебный год
Пояснительная записка к учебному плану ОУ на 2016/17 учебный год
В основе формирования учебного плана использована нормативно-правовая база:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования (Приказ МО РФ от
09.03.2004 г. № 1312);
-Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования (приказ МО РФ
№ 2783 от 18.02.02 г.);
- Региональный учебный план для общеобразовательных учреждений Калужской области, реализующих программы общего образования (Приказ министерства образования, культуры и
спорта Калужской области от 27.09.2005 г № 1206, с изменениями от 09.07.2012 года № 1206)
Учебный план основывается на следующих принципах:
- построение образовательного процесса в соответствии с требованиями санитарно-гигиенических норм;
- соблюдение преемственности и сбалансированности в содержании образования
между уровнями и образовательными компонентами;
- учет образовательных потребностей учащихся, их родителей и образовательного
заказа социума;
- учет возможностей кадрового потенциала школы.
Учебный план среднего общего образования составлен на основе федерального базисного учебного плана, утверждённого приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования» (с изменениями) и СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические
требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
29.12.2010 № 189, зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011, регистрационный номер
19993).
Учебный план для 10-11 классов ориентирован на 2-летний нормативный срок освоения
программ среднего общего образования.
Учебный план этого уровня рассчитан на 6–дневную рабочую неделю, включает в себя
предметы, изучаемые в сети, позволяющие провести целевую подготовку к поступлению в
ВУЗы с учетом образовательных запросов учащихся.
Профильное обучение реализуется посредством ИУП.
В 10, 11-х классах на профильном уровне в сети изучаются следующие предметы «Биология» (3 часа) - на базе МБОУ СОШ № 23, «Русский язык» (3 часа) - на базе МБОУ
СОШ № 4, «Экономика» (2 часа) - на базе МБОУ СОШ № 18, «Химия» (3 часа), «Информатика» (4 часа) – на базе МБОУ СОШ № 8. С целью дифференциации и индивидуализации обучения, создания условий для образования старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования предлагаются
элективные курсы по выбору в количестве 34 часов каждый: «Деловая коммуникация», «Официально-деловой стиль», «Практикум по экономике», «Решение задач повышенного уровня
14

сложности по общей химии», «Речеведческий анализ текста – один из способов формирования
текстовой коммуникации», «Основы экологии», «Эволюция органов растений и систем органов животных», «Основы молекулярной биологии, цитологии и генетики».
Предметы, изучаеКоличество часов
Базовая
мые на профильном
Преподаватель
школа
10 класс
11 класс
уровне
Экономика
Шопин И.И.
2
2
18
Биология
Демчук Т.Э.
3
3
23
Химия
Григорьева Л.Л.
3
3
8
Сальникова Н.В.,
Русский язык
3
3
4
Силаева Н.А.
Информатика и
Епифанова О.А.
4
8
ИКТ

Расписание сетевых профильных предметов и элективных курсов

пятница

четверг

среда

вторник

понедельник

День
недели

№
урока
1
2
3
4
5
6
7
1
2
3
4
5
6
7
1
2
3
4
5
6
7
1
2
3
4
5
6
7
1
2
3
4

10 класс

11 класс
Биология
Биология

Биология
Биология (элективный курс)
Химия
Информатика
Химия
Информатика

Русский язык
Русский язык (элективный курс)
Биология
Биология

Русский язык
Русский язык

Химия
Химия (элективный курс)

Биология
Биология (элективный курс)
Русский язык
Русский язык

Русский язык
Русский язык (элективный курс)
Химия/экономика
Химия/экономика

15

5
6
7

Химия
Химия (элективный курс)

Информатика
Информатика

Экономика
Экономика

Регламент образовательного процесса для учащихся 10-11 классов:
- Продолжительность рабочей недели – 6 дней
- Сменность

I смена

- Продолжительность урока

45 минут

- Режим учебных занятий
I СМЕНА
1 урок

820-905

Перемена 10мин

2 урок

915-1000

Перемена 20 мин

3 урок

1020-1105

Перемена 15 мин

4 урок

1120-1205

Перемена 20 мин

5 урок

1225-1310

Перемена 10 мин

6 урок

1320-1405

Перемена 10 мин

7 урок

1410-1455

Окончание занятий

16

7. Организация воспитательного процесса в условиях

сетевого взаимодействия
Целью духовно-нравственного развития и воспитания учащихся является становление
и развитие высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и
будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации. Задача школы – оказать социально-педагогическую
поддержку этому процессу становления и развития. Воспитание понимается сегодня не как
передача опыта и оценочных суждений от старшего поколения к младшему, а как взаимодействие и сотрудничество педагогов и учащихся в сферах их совместного бытия. В воспитательном процессе должны взаимодействовать, обогащая друг друга, два начала: социализация — обеспечение таких отношений с социумом, которые способствовали бы максимальной
актуализации индивидуального потенциала, и самореализация— становление и развитие личности, ее самоосуществление. Основой является та среда, в которой воспитывается, обучается
ребёнок, получает первый опыт социального действия, приобретает навыки самостоятельности. Формирование образовательной среды, в которой комфортно каждому ученику, которая
позволит каждому проявить себя, происходит благодаря организации образовательных событий, которые своей энергией, интеллектуальным и нравственным потенциалом воздействуют
на школьника, помогая его воспитанию, формированию качеств личности. Чтобы каждый
ученик нашёл себя, в школе активизируется внеклассная деятельность учащихся по интересам: занятия в факультативах и кружках, участие в мероприятиях самой различной направленности, в проектной деятельности. Это позволяет учитывать интересы и склонности
каждого ребенка, вовлекать учащихся в процесс творчества: дети творят себя, жизнь и мир
вокруг себя.
Задачи:
1. Поиск эффективных форм образовательной деятельности, способствующих максимальному раскрытию индивидуальных возможностей, способностей и дарований личности,
готовой адекватно воспринимать реальную действительность и взаимодействовать с ней.
2. Отбор и применение в процессе обучения современных технологий.
3. Разработка интегративных программ дополнительного образования, удовлетворяющих социальному заказу и потребностям обучающихся.
4. Формирование у школьников устойчивой ориентации на трудовой образ жизни, готовности к труду, воспитание общей трудовой культуры, развитие творческих способностей,
интеллектуальных и психофизиологических качеств личности.

5. Создание необходимых условий для наиболее полного удовлетворения интересов
и потребностей детей с учётом их индивидуальных особенностей, природных задатков,
склонностей и жизненного опыта, индивидуальных интересов.
6. Увеличение пространства развития творческой и познавательной активности.
Модернизация системы образования способствует перестройке деятельности образовательных организаций, которые ищут новые формы работы с учащимися, новую модель,
позволяющую обеспечить познавательные запросы, интересы, развитие способностей и
склонностей каждого школьника. Для успешной деятельности в условиях современного мира
люди должны уметь совершать самостоятельные поступки, обеспечивать себя и своих близких, быть ответственными за выполняемые дела, принимать важные решения на разных этапах карьеры и жизни. С этой точки зрения, весь потенциал воспитательных мероприятий, а
также введение профильного обучения в школе становится исключительно важным направлением модернизации. Вести профильное обучение на высоком уровне позволяет организация сетевого взаимодействия школ. Привлекая возможности сети для обеспечения качественного и наиболее полного процесса обучения и освоения образовательной программы,
мы также создаём условия для развития коммуникативных навыков, ценностного отношения
к отечеству, к труду, к природе, к творчеству, к учёбе и знаниям. Дополняя процесс сетевого
взаимодействия воспитательной составляющей, мы способствуем развитию социальной активности учащихся, даём им возможность социальной пробы в более широком пространстве,
чем рамки одной школы, обогащения индивидуального опыта, укрепляем партнёрские связи
между нашими учебными организациями. Назрела необходимость приглашать партнёров,
единомышленников, вступивших с нами в определённые отношения, на образовательные события в школе, чтобы ближе познакомиться, составить более точное и полное представление
друг о друге, расширить круг позитивного общения наших учащихся. Следующий этап – это
совместные мероприятия, совместная деятельность.

Формы и содержание воспитательной деятельности
в рамках сетевого взаимодействия.
1. Реализация программ профессиональной ориентации учащихся.
Помочь ученику решить проблему жизненного самоопределения призвана профориентация — сложный комплекс мероприятий социально-экономического, психолого-педагогического и
медико-физиологического характера, цель которых обеспечение профессионального самоопределения человека в соответствии с его индивидуальными особенностями и запросами общества в
высококвалифицированной рабочей силе.
Целью системы профессиональной ориентации является формирование у школьников
способности выбора сферы профессиональной деятельности, оптимально соответствующей
личностным особенностям и запросам рынка труда. Важная роль в управлении профориентацией принадлежит классному руководителю, а также родителям, с которыми классный руководитель, педагог-психолог проводят специальную работу для повышения эффективности их воздействия на выбор детей.
Мероприятия: посещение элективных курсов, «Фестиваль профессий», диспуты и
круглые столы по проблемам выбора профессии.

18

2. Проектная деятельность учащихся.
В современных педагогических условиях, для организации процесса обучения, особую актуальность приобретает использование инновационных технологий. Особое место
среди них занимает проектная технология. Проектная деятельность предусматривает овладение оперативными знаниями и действиями в процессе выполнения проекта, способствует социализации учащихся, что в свою очередь является одной из главных целей обучения вообще. Основана проектная деятельность на использовании активных методов обучения и воспитания, которые реализуются через установление партнёрского взаимодействия не только
между учащимися, но и между учащимися и учителями, между учащимися разных классов,
параллелей, школ, между родителями, учителями и детьми.
К педагогическим задачам интеллектуального проекта относятся выявление тем, которые могут быть раскрыты шире для дополнительного педагогического применения; совершенствование общеучебных умений, навыков исследовательской работы в группе, углубление знаний по теме проекта. В ходе проектной деятельности эффективно формируются
ключевые компетенции: способность проявлять инициативу, работать самостоятельно, брать
на себя ответственность; готовность замечать проблемы и искать пути их решения; осваивать
какие-либо знания и применять их для анализа новых ситуаций; уметь принимать решения и
прогнозировать их последствия; уметь самостоятельно находить недостающую информацию
в информационном поле; уметь запрашивать необходимую информацию у специалиста;
уметь отстаивать свою точку зрения; уметь находить и исправлять ошибки в работе других
участников группы; способность осваивать какие-либо знания по собственной инициативе.
В ходе реализации социальных проектов привлекается внимание школьников к актуальным социальным проблемам местного сообщества; происходит включение старшеклассников в реальную практическую деятельность по разрешению одной из этих проблем силами самих учащихся; повышается общий уровень культуры школьников за счет получения
дополнительной информации; формируются навыки «разумного социального» поведения в
сообществе; закрепляются навыки командной работы; совершенствуются полезные социальные навыки и умения (планирование предстоящей деятельности, расчет необходимых ресурсов, анализ результатов и окончательных итогов и т.п.).
Мероприятия: совместные межшкольные социальные проекты, социально значимые
дела, акции; межшкольные научные конференции.
3. Интеллектуальный марафон.
Для современной школы задача сохранения и приумножения интеллектуального потенциала обучающихся является приоритетной. Широкий кругозор, разносторонность развития мало осознаются детьми как резерв для жизненного успеха. Интеллектуальный марафон
помогает расширять кругозор, готовить учащихся к участию в интеллектуальных играх муниципального уровня.
Мероприятия: совместные интеллектуальные игры, конкурсы эрудитов.
4. Дни науки в школе.
В рамках этих дней могут быть проведены совместные мероприятия по различным
областям знаний.
Мероприятия: научные и читательские конференции, литературные праздники и гостиные, математические бои, конкурсы чтецов и т.п.
19

5. Образовательный туризм.
Образовательный туризм обеспечивает погружение в специфическую атмосферу, даёт
возможность познакомиться с миром науки и профессий. Школа следует принципу профориентированного значимого социального партнерства с объектами социокультурного и профессионально-производственного окружения.
Мероприятия: совместные экскурсии в учебные заведения и на предприятия города.
6. Молодёжный марафон «Шаг навстречу».
Цель: привлечение внимания школьников к социальным проблемам, формирование
активной жизненной позиции, гражданского сознания, развитие навыков коммуникации и
социализации.
Мероприятие проводится Домом детского творчества, рассчитано на учащихся старших классов. Проходит в несколько этапов, в ходе которых ученики выполняют задания,
участвуют в конкурсах творческой и интеллектуальной направленности, тренингах общения,
получают навыки самоанализа, самореализации, обмениваются информацией о жизни школ.

20

Модель личности выпускника на уровне среднего общего образования:
Нравственный потенциал

Познавательный потенциал

Осмысление целей и смысла жизни, понимание сущности нравственных качеств и черт характера
окружающих людей, проявление в отношениях с
ними доброты, честности,
порядочности, вежливости;
готовность к профессиональному
самоопределению и самореализации;
сознательное принятие роли гражданина; гражданская позиция и патриотическая ответственность за
судьбы страны и народа;
желание продолжать героические традиции многонационального российского народа; умение сочетать
личные и общественные
интересы, дорожить своей
честью, честью своей семьи, школы;
активность в общешкольных и классных делах; понимание защиты Отечества
как конституционного долга и священной обязанности гражданина; уважительное отношение к Рос-

Понимание важности непрерывного образования и самообразования в течение всей
жизни;
желание и готовность продолжать обучение после школы или включаться в трудовую деятельность, потребности в углубленном изучении
избранной профессии, в самостоятельном добывании новых знаний; понимание необходимости научных знаний
для развития личности и общества, их роли в жизни, труде, творчестве;
понимание нравственных основ образования; умение организовать процесс самообразования, творчески и критически работать с информацией из разных источников

Коммуникативный
потенциал

Владение умениями и
навыками культуры общения, способность корректировать в общении свою и
чужую агрессию, поддерживать
эмоционально
устойчивое поведение в
жизненных кризисных ситуациях; умение устанавливать с людьми гуманные,
искренние отношения, основанные на нравственных
нормах;
стремление
к
честности и скромности,
красоте и благородству во
взаимоотношениях; нравственное представление о
дружбе и любви;

Культурный

потенциал

Умение строить свою
жизнедеятельность по
законам гармонии и красоты, понимание искусства как особой формы
познания и преобразования мира;
способность видеть и
ценить прекрасное в
природе, быту, труде,
спорте и творчестве людей, общественной жизни;
потребность в посещении театров, выставок,
концертов, стремление
творить прекрасное в
учебной, трудовой, досуговой деятельности,
поведении, в отношениях с окружающими

Физический потенциал

Стремление к физическому совершенствованию, здоровому образу
жизни, знание единства
и взаимовлияния различных видов здоровья
человека: физического,
физиологического, психического, социальнопсихологического, духовного, репродуктивного, их обусловленности
внутренними
и
внешними факторами;
резко негативное отношение к курению, употреблению алкогольных
напитков, наркотиков и
других психоактивных
веществ (ПАВ); отрицательное отношение к
лицам и организациям,
пропагандирующим курение и пьянство, распространяющим наркотики и другие ПАВ;
умение подготовить и
провести
подвижные
игры и спортивные соревнования

сийской армии, к защитникам Родины; к людям труда.
Таким образом, в итоге реализации Программы духовно-нравственного воспитания и социализации мы планируем получить личность ученика –
достойного гражданина, любящего свою большую и малую Родину и гордящегося ею, с активной жизненной позицией, твёрдыми нравственными убеждениями, интеллектуально, духовно и эстетически развитого, инициативного, обладающего здоровьем и способностью к творчеству, готового к саморазвитию, самореализации.

22

В соответствии с поставленными целями и задачами воспитания определены
критерии и показатели эффективности воспитательной системы:
Критерии
Сформированность познавательного потенциала личности
учащегося
Сформированность нравственного потенциала личности
учащегося

1.
2.
3.
4.
1.
2.
3.

Сформированность коммуникативного потенциала личности
учащегося
Сформированность физического
потенциала личности
Удовлетворенность учащихся,
родителей и педагогов жизнедеятельностью в школе

4.
1.
2.
3.
1.
2.
3.
1.
2.
3.

Показатели
Освоение образовательной программы
Уровень развития мышления
Уровень развития познавательной активности
Сформированность мотивов учебной
деятельности
Нравственная направленность личности
Сформированность отношений ребенка к Родине, обществу, семье, школе, себе, природе,
труду
Профессиональные ориентиры, готовность к
продолжению образования
Уровень воспитанности учащихся
Коммуникабельность
Сформированность коммуникативной
культуры учащихся
Знание этикета
Состояние здоровья учащихся
Развитость физических качеств личности
Отношение к вредным привычкам
Уровень комфортности ребенка в школе
Эмоционально-психологическое положение
ученика в школе (классе)
Уровень удовлетворённости родителей школой

8. Показатели (измерители) реализации образовательной программы.

а) количественные показатели:

Критерий

Планируемый результат, формы и
методы его получения

Количество учащихся 10-11 классов, Увеличение количества, %
обучающихся по программам про- (самоанализ), не менее 50%
фильного обучения
Количество учащихся 10-11 классов, Увеличение количества, %
обучающихся по программам про- (самоанализ), не менее 30%
фильного обучения на базе других
школ

Количество учащихся, обучающихся по Увеличение количества, %
программам
профильного
уровня, (самоанализ), не менее 20 %
участвующих в предметных олимпиадах, конкурсах, конференциях.

Количество предлагаемых для выбора Увеличение количества предметов на
старшеклассникам разнонаправленных профильном уровне, в ед.
профилей
(самоанализ), не менее 6.
Количество учащихся, выбравших
профильные предметы для сдачи в
форме ЕГЭ (в %)

Увеличение количества, %
(самоанализ), не менее 90 %

Продолжение обучения в вузах по выбранному профилю

Увеличение количества, %
(самоанализ), не менее 80 %

б) качественные показатели:

Уровень обученности учащихся, обу- 100 %
чающихся по программам профильного
уровня.
Качество знаний учащихся, обучаю- 50 %
щихся по программам профильного
уровня.
Результаты ГИА (средний балл по ЕГЭ
по профильным предметам)

Выше регионального/муниципального
(по каждому предмету индивидуально)

Уровень обученности учащихся по ре- Не менее 80 %
зультатам муниципального мониторинга.
Качество знаний учащихся по резуль- Не менее 45 %
татам муниципального мониторинга.
Степень удовлетворенность учащихся, Анкетирование,
родителей, реализацией профильного 90 %
обучения в форме сетевого взаимодействия.

24

анализ,

не

менее

9. Учебно-методическое обеспечение образовательной программы
Предметы
Русский язык

Учебники
Русский язык. 10 класс (базовый и профильный уровни)
Хлебинская Г.Ф., Мнемозина,
2011г.
Русский язык. 11 класс (базовый и профильный уровни)
Хлебинская Г.Ф., Мнемозина,
2012г.

Экономика

Иванов С.И. Основы экономической теории. 10-11 класс.
М., Вита-Пресс, 2008

Химия

Габриелян О.С., Остроумов
И.С. Химия, 10-11 класс, М.,
Просвещение, 2010

Биология

П.М. Бородин, под редакцией
В.К. Шумного и Дымшица,
Биология. Общая биология
(профильный уровень): М.,
Дрофа, 2011

Информатика

К.Ю. Поляков, Е.А. Еремин,
Информатика. 10 класс.
Углубленный уровень

25

Методические пособия
Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Трудные
вопросы мифологии. М, Русское слово,
2006.
Ткаченко Н.Г. Тесты. Грамматика русского языка. Айрис-Пресс, 2011
Скрябина О.А., Интенсивный практический курс русского языка. Орфография и пунктуация. М., Просвещение,
2006.
Пахнова Т.М. Комплексная работа с
текстом. Профильное обучение, М.
2006.
Липсиц И.В., Экономика, 2009
Иванов С.И. Практикум по экономике. .
10-11 класс. М., Вита-Пресс, 2008
Винокуров Е.В. и др. Трудные задачи
по экономике. М., Вита-Пресс, 2007
Бордовский В.П. и др. Экономика.
Практикум. М., ИНФРА, 2011
Габриелян О.С. Лысова Г.Г. Химия 11
класс. Настольная книга учителя, М.,
Дрофа, 2003
Габриелян О.С. Общая химия в тестах,
задачах упражнениях. 11 класс
Общая биология: практикум для учащихся 10-11 классов (профильный уровень) Г.М. Дымшиц, О.В. Саблина,
П.М. Бородин, М. Пр., 2008
Дымшиц Г.М., Саблина О.В. Биология.
Программа общеобразовательных
учреждений 10-11 кл.(базовый и профильный уровень)
Пименов А.В., Пименова И.Н., Дидактические материалы к разделу общая
биология, М. НЦЭНАС, 2004
Фросин В.Н., Сивоглазов В.И. Готовимся к ЕГЭ. Общая биология, М.,
Дрофа, 2008.
К.Ю. Поляков, Информатика. 10 класс.
Углубленный уровень. Пособие для
учителя.

10. Примерный план действия
и мониторинга по основным этапам реализации проекта
№
п/п
1.
2.

3.

Мероприятие
Родительские собрания по профильному
обучению (9 кл.)
Анкетирование обучающихся 9 и 10 классов
с целю выявления набора элективных курсов
и курсов по выбору
Составление сетевого учебного плана и расписания, по результатам предварительного
комплектования

Срок (месяц/год)

Ответственные

Март-апрель

Администрация ОУ

май

Зам. директора по
УВР,
кл. руководители

август

Зам. директора по
УВР

4.

Составление расписаний элективных курсов

август

5.

Совещание администрации и учителей, работающих в сети

по итогам полугодия

6.

Мониторинг посещения занятий
и успеваемости обучающихся

В течение
учебного года

7.

Мониторинг качества знаний по профильным
предметам

Декабрь,
апрель

8.

Совещание по результатам работы за год
Посещение занятий администрациями ОУ

май
В течение
учебного года

9.

26

Зам. директора по
УВР
Зам. директора по
УВР, учителяпредметники
кл. руководители,
учителяпредметники
МБУ «Центр
психологопедагогической, медицинской и социальной помощи
«Стратегия»
Администрация ОУ
Администрация ОУ


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 26.08.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону (4842) 73-06-55

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».